Использование фольклора в начальной школе.
методическая разработка по теме

Голенева Надежда Сергеевна

Использование фольклора в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование фольклора в начальной школе.

Возрождение любого народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Изображения эталонов красоты самых разнообразных размеров (от небольшой этикетки до огромной рекламы) со всех сторон обступают людей, внедряются в их психику на сознательном и бессознательном уровнях. Развитие инновационных процессов в образовательной деятельности современной отечественной школы предъявляет к учителю повышенные требования: ему необходимо обладать новым педагогическим мышлением, быть готовым к постоянному творческому росту, к решению задач эстетического, нравственного, патриотического воспитания в школе. Сегодня эти вопросы имеют государственное значение. В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. В народных высказываниях, песнях, играх, обрядах, праздниках заложен прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Под понятием «фольклор» чаще всего понимается устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.

Фольклор отражает наибольшие ценности определенного народа и общую картину мира в целом. Теоретические подходы к сущности понятия «фольклор» представлены в схеме 1.

http://pandia.ru/text/79/107/images/image001_188.jpg

Изучением фольклора занимаются историки, искусствоведы, этнографы, путешественники, литераторы, педагоги и др., которые отмечали, что в процессе развития общества возникли различные жанры и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры фольклора прожили уже длительную жизнь и продолжают жить в современном обществе: колыбельные песни исторические песни песенная лирика героический эпос потешки, скороговорки сказки загадки частушки пословицы и поговорки

Проблема интереса, увлеченности - одна из главных проблем всей педагогики и очень важна для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игровой, музыкально-образовательной деятельности, созидательной и др. Все формы занятий по изучению народных традиций в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, свое, лучшее.

По мнению ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Интересно исследование , где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике младших школьников. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.Обобщая сказанное, отметим, что каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать фольклор - прекрасное средство массового воспитания. Значение его состоит в том, что все его произведения пронизаны стремлением к красоте, добру, миру. А задача учителя - дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев.

 Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.

Фольклор является незаменимым элементом учебной деятельности на уроках - помогает учащимся лучше усвоить новый материал, закрепить его, выработать умения и навыки; фольклор развивает инициативу учащихся, активизирует познавательную деятельность и тем самым, развивает мышление.

Существует особый вид устного народного поэтического творчества – это детский фольклор. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки); произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки или частоговорки).

В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности. Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: “Свалить дерево – секунда, вырастить – года” - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней.

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и чтения младших школьников, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся.

Загадки развивают у ребенка наблюдательность, учат сопоставлять явления, делать выводы, помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически.Загадки применяются и на уроках русского языка в более старших классах при изучении правил правописания, на занятиях по выработке грамотного письма, при работе со словарными словами. Это должны быть такие загадки, которые содержат немало сочетаний букв, при написании которых учащиеся чаще всего допускают ошибки: слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными, словарные слова.

Скороговорки, чистоговорки и частоговорки способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками, чистоговорками и частоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Их можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте.Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в начальной школе"

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Программа "Детский фольклор для начальной школы \факультативный курс\"

Сегодня в рамках школьного образования необходимо восстанавливать утраченные связи современного человека с культурой своего народа. Речь идет о фольклоре как основе основ воспитания детей. Этой универ...

Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» «Разработка технологической карты урока английского языка с использованием ЭОР»

В настоящее время происходит пересмотр социальных требований к образованию, обусловленный как современным этапом развития России, определяемым масштабными социально-экономическими преобразованиями вну...

«Использование малых жанров фольклора в начальной школе для всестороннего развития учащихся класса «Особый ребёнок».

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования....