Развитие навыка чтения
консультация по теме

Непутяхина Ольга Ивановна

Упражнения для обучения чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navyka_chteniya.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыка чтения

Подготовила

учитель начальных классов МАОУ СОШ №14 г. о. Балашиха  Непутяхина О. И.

Памятка.

«Учись читать правильно».

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чём читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

Для обучения технике чтения выделяются группы упражнений, направленные на:

  • на развитие речевого аппарата;
  • расширение оперативного поля чтения;
  • развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
  • развитие догадки на различных уровнях;
  • развитие скорости чтения вслух и молча;
  • развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
  • преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, нужно дать определённые ориентиры, составить памятки, правила.

Упражнения для обучения чтению.

1. Развитие чёткого произношения осуществляется проговариванием чистоговорок и скороговорок.

А .Образцы чистоговорок:

  • Ра-ра-ра – начинается игра.
  • Ры-ры-ры – у мальчиков шары.
  • Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.
  • Ру-ру- ру – продолжаем мы игру.
  • Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
  • Ри-ри- ри – на ветке снегири.
  • Ар-ар-ар – кипит наш самовар.
  • Ор-ор-ор – зреет красный помидор.
  • Ир-ир-ир – мой папа командир.

Б. Образцы скороговорок.

  • Шапкой Мишка шишку сшиб.
  • У нас в печурочке
    Золотые чурочки.
  • На скамейку мама села,
    Справа -_Сева. Слава - слева.
  • Усядемся на пригорке
    Да расскажем скороговорки.
  • Редька редко росла на грядке,
    Грядка редко была в порядке.

2. Упражнения для разминки перед чтением.

Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведётся отработка сочетаний гласных и согласных.

  • Артикуляция основных гласных: а, о; у. э, и, ы. Сначала можно произносить гласные по порядку . а потом в сочетаниях: ау, ао, оие, эа, ауо, уоиэ…
  • Сочетание гласных и согласных: ба, бо, 6у, бы, бэ, би, ва, во, ву, вы, ви…
  • Наращивание согласных: рба, рбо, рбу, рбы.... срба, србо, србу, србы....

3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям как предпосылку для правильного чтения.

С этой целью даются для чтения слова и словосочетания на определённое время:

  • слова с общим корнем:
    Вода, водный; белый, белые; Родина, родной.
  • сочетания существительного с прилагательным:
    с чистого берега, у дальнего леса.
  • слова, отличающиеся одной буквой:
    чистота - частота; дедушка - девушка; булка белка:

4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

А.Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов предложений. Не только развивают внимание к слову, но и способствуют расширению поля чтения ребёнка, улучшению памяти, внимания.

Игра «Фотограф».

Быстро показать слоги или слова на карточках. Ребенок смотрит – «фотографирует» - и называет их.

из        пар        роза

от        дар        лиса

ко        зар        коза

Б. Упражнения в восприятии слов за короткое (0,5с) время, сначала трёх-четырёх, затем до 8 слов, выстроенных пирамидкой:

да

дом

друг

доска

дорога

дорогой

директор

5. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

А. « Губы»

Цель: чёткое разграничение чтения молча и вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении.

К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» ребёнок прикладывает палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания ребёнка к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подаётся всё реже и реже.

Б. «Угадай»

Используется для развития языковой догадки. Это упражнение используется в нескольких последовательных вариантах:

  1. Предлагаются на карточках предложения, в которых нет окончаний слов. Читая, эти предложения вслух ребёнок устно восполняет отсутствующие окончания:

Мы с папой сегод…(-ня) пош…(-ли) в ки…(но).

  1. Предлагаются на карточках тексты, отдельные слова в которых нет окончаний:

Око... нашей дерев… есть небольш... лесок. Летом ребя... собирают там яго… .За грибами мы ход… в боль... лес за рек... .Там живёт лесн... . Хоро... отдохнуть в его лесн... домике.

В. «Финиш»

Ребёнку предлагают текст для чтения «про себя» и указывают слово (группу слов), до которого ребёнок должен как можно быстрее дочитать текст. Добравшись до нужного слова, ребёнок сообщает об этом взрослому. Взрослый проверяет правильность.

Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно задавать вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Г. «Буксир»

Используется для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания).

Взрослый громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения ребёнка. Ребёнок читает тот же текст «про себя», стараясь успевать за взрослым. Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения ребёнком осуществляется путём внезапной остановки на каком либо слове и повторении его. Ребёнок должен остановиться на этом месте, указать последнее слово, а взрослый проверяет.

Д. «Молния».

Это упражнение для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после усвоения упражнения).

Е. Многократное прочтение.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

6. Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний.

Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется по тексту правой стороны.

А. Антиципация частей предложений.

Он сам во всём…        виновен.

Дверь была…        открыта, закрыта.

Солнце уже…        взошло, зашло.

Весь день шёл…        дождь, снег.

Над рекой стелется…        туман.

Ветер гнул…        деревья.

Я уже прочитал эту…        книгу.

Фильм не очень…        интересный.

Б. Антиципация поговорок.

Сделал дело...        гуляй смело.

Тише едешь...        дальше будешь.

Дал слово...        держи.

Лучше поздно…        чем никогда.

Мал золотник…        да дорог.

Семь раз отмерь...        один раз отрежь.

Для упражнения в антиципации можно предложить и связанный текст, в котором пропущены слова. Также можно использовать кроссворды, шифровки, загадки, развивающие внимание, память, логическое мышление.

7. Работа с текстом.

Листопад.

Весной ёлочки не было, летом не было. А осенью показалась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась.

Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят подарки, Осина дарит красивые китайские фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. И стоит ёлочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей всё дарят и дарят.

И у всех на глазах становится ёлочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом - одним цветом...

Н.Сладков.

1 .Чтение текста.

Прочитайте текст «про себя».

-Какие подарки дарят ёлочке осина, клён, ива?

-Как выглядит ёлочка осенью?

  1. Упражнение «Буксир».

Взрослый читает текст с разной скоростью, дети следят. Останавливаясь, взрослый проверяет.

  1. Упражнение «Чтение с ошибкой».

Взрослый читает текст, делая замены букв, слогов, слов. Дети исправляют ошибки.

  1. Упражнение «Игра в прятки».

Взрослый начинает читать любое предложение. Дети находят его и заканчивают чтение.

  1. Упражнение «Наперегонки».

Читать вслух парами, стараясь, перегнать друг друга.

  1. Чтение «Финиш»

-Прочитайте текст до слов «золотыми рыбками».

7. Проверка техники чтения.

1.Чтение «про себя» (1 мин.)

2.Чтение вслух (1 мин.)

8. Игра «Путешествие в «Сочиняйку»,

Сочините рассказ. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает. При затруднении можно задавать наводящие вопросы. Пример начала:

Кошка и мышка.

Встретились кошка и мышка. Мышка быстро юркнула в норку. Кошка захотела съесть мышку.... (Как она станет выманивать мышку? Что ответит мышка?)

9. Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

1. Чтение гласных:

   А  О  У  И  Ы

У    И    А    О    Ы

   Е   И  А   И   У

2. Чтение слогов:

КО

КУ

С-        В        КЫ

КИ

КЕ

10. Игра «Пирамида»

Вставьте пропущенные буквы, чтобы получились слова. Например:

А

А – А

А – – А

А – – – А

А – – – – А

А – – – – – А

А – – – – – – А

А

АРА

АРФА

АСТРА

АЗБУКА

АЛГЕБРА

АНТИЛОПА

11. В стихотворении стёрлись буквы. Прочитайте это стихотворение:

Улете...и с...годня стр...жи.

А ку…а у...етели, ск...жи?

А т...да у...етели о...и,

Где на сол...ышке грею...ся дни,

Где со...сем не бы...ает з...мы.

12. Игра «Что вокруг?»

Повесьте перед ребёнком на уровне глаз, на расстоянии 1,5–2 м от него, лист бумаги с нарисованным в центре кругом. Круг должен быть небольшим, примерно 1–2 см в диаметре. Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой. Попросите ребёнка, чтобы он, глядя в эту точку, назвал предметы, которые он видит справа и слева от себя. Используйте это упражнение в разной обстановке, чтобы ребёнок не мог запомнить имеющиеся вокруг предметы.

Правила при организации занятий чтением:

  1. Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.
  2. Время занятий не должно превышать 30 минут.
  3. В конце занятий работа должна быть оценена, а результаты наглядно отражены.
  4. Ребёнок должен видеть свои достижения.
  5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.
  6. Занятия должны проводиться регулярно.
  7. Регулярность должна войти в привычку.
  8. При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка.
  9. Иногда говорите «надо».
  10. Опирайтесь на стремление ребёнка к признанию.
  11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите ребенка, особенно тревожного или неуверенного в себе.

ЗА

        З        О

        М        З        У

        З        Ы

        З        И

1. Чтение гласных.

2. Чтение согласных.

3. Чтение слогов


КА

        К        О

        К        У

        К        Ы

        К        И

        К        Э

  1.  Прочитайте гласные (нараспев): по 1 букве, по 2 буквы, по 3 буквы;
  2.  Чтение слогов;
  3. Чтение слогов с наращиванием согласного П.

СА

        С        О

        С        У

К Т        С        Ы

        С        И

        С        Э

  1.  Чтение гласных.
  2.  Чтение слога (согласный и гласный).
  3.  Чтение слога (2 согласных и гласный).
  4.  Чтение слога (3 согласных и гласный).

Л•И

        Л        •        Ы

        Л        •        У

        Л        •        О

        Л        •        А

Прочитайте слоги сверху вниз, затем снизу вверх, глядя на точку в центре.


ЖИ МАК БОЛЬ НАРОД
ШИ КОТ КОНЬ МОРОЗ
РЫ РАК ПЕНЬ ХВОСТ
Л К Т Н С Р М
Ф В Б Н С М Г
К Л В Б Н П Р
М Ц В Г Д П Т

  1. Чтение с убыстрением текста.
  2. Чтение «цепочкой».

СО ДАЙ ЛЕТО
ВЕТЕР ТЫ МАЙ
ЗИМА ЁЖИК КУ
БРО КОЗА БЕЛКА
КОТ ЦЕЛЬ ПЕСНЬ
СКАЗКА ДУБ НОЧЬ
ЗВЕРЬ НАЛЕВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков чтения

Задания по литературному чтению, направленные на развитие творческой активности и речевого аппарата...

Тексты для развития навыка чтения в 1 классе

Тексты для развития навыка чтения используются в период обучения грамоте. Данный материал можно использовать при организации индивидуальной работы с детьми....

Развитие навыков чтения.

Набор упражнений для развития навыков чтения для детей младшего школьного возраста...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...