Решать задачи? Элементарно! Начало
консультация (1 класс) на тему

Белоусова Татьяна Николаевна

Дошколята и первоклассники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_elmentarno.odt14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Решать задачи? Элементарно!
Дошколята. Первоклашки. Начало.

Как только наши зайчики и котитки начинают считать предметы, мы , конечно же, хотим большего. И однажды, между прочим, говорим:
-У тебя две конфетки. А я тебе дам еще одну? Сколько у тебя будет конфеток?
-Три!
Знаю по себе, в какой восторг приводит этот момент мамочек. Ты прям млеешь от счастья- вот ведь лапа, такой маленький 
( маленькая), а такой умненький (умненькая).
Или так:
- На дереве три яблочка. Ветер подул и одно яблочко упало. Сколько яблочек осталось на дереве?
Два!
Аааааааа! Вот дает! Такие задачки некоторые детки начинают решать годика в 3,5, даже еще не изучив цифры. Молодцы.
Вы даже не представляете, что такие задачки теперь Ваш ребенок будет решать ДО КОНЦА ВТОРОГО КЛАССА! 
Но есть детки, которые не будут представлять количество предметов, им трудно сосчитать предметы в голове. 
Ничего страшного в этом нет. Тогда мы берем дидактический материал, раскладываем кошечек, собачек, грибочки и другие картинки и предметы и решаем с помощью зрения. 
В 5-7 лет покупаем книжку "Школа для дошколят. Решаем задачи"
Еще раз повторюсь, что мне нравится серия этих книг, по ним я выучила своих двоих детей, и кучу подготовишек и первоклашек.
Только покупайте именно эти тонкие книжки. Из этой серии вышла сейчас толстая сборная книга и мне она не нравится. Тонкая книжка-тетрадь быстро заканчивается и психологически ребенок радуется, что он закончил целую книжку. Момент радости должен присутствовать постояннно. Не забывайте об этом.
Итак. Мы должны научить ребенка отвечать всего лишь на два вопроса. 
СКОЛЬКО ВСЕГО?
СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ?
Как это делают учителя в дошколке и школе?
После того, как дети познакомятся со знаками плюс (очень хороший, добрый знак, у тебя одна конфета, а плюс прибежит и даст тебе целых сто конфет!) и минус ( немного любит шутить и отбирать - например у тебя пять заколок, а минус прибежит, бочок тебе пощекочет и пока ты ойкнешь, он уже утащит заколочку. Так он играет с тобой), отрабатываем ответ на вопрос: СКОЛЬКО ВСЕГО.
Нарисуй 3 кружка жёлтых и два зеленых. Чтобы узнать сколько всего кружков, надо посчитать все кружки вместе (обычно обводим овальчиком все кружки)
- Сколько ВСЕГО?
- Пять! 
И тут появляется новый вопрос,
- А КАК ТЫ ЭТО УЗНАЛ?
Сначала ребенок может не понять, о чем Вы спрашиваете. Надо ему помочь. 3+2=5 
Запомни, сколько ВСЕГО находится СЛОЖЕНИЕМ (Это когда уже выучили название действия. Обычно малыши говорят плюсом.)
В 1 классе мы тратим несколько уроков на то, чтобы дети могли записать математическое выражение к таким картинкам.
Отрабатываем вопрос : СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ?
Рисуем 6 квадратиков. И говорим. У тебя было 6 картинок. Две ты подарил сестренке. Сколько осталось. Тут же спрашиваете- когда ты подарил, у тебя стало больше картинок или меньше? Меньше. Давай зачеркнем эти две картинки, которых у тебя не стало. (Лучше зачеркнуть два квадратика с конца). Так сколько осталось?
Ребенок посчитает не зачеркнутые квадратики и скажет -
- Четыре!
- Молодец!
- Как будем узнавать?
6 - 2=4 ( минус покажет нам, что мы отдали картинки).
Так каким действием узнать СКОЛЬКО ОСТАЛОСЬ? (Вычитанием. Это когда запомнили действие. Обычно дети говорят узнаем минусом. Лексически это неправильно, но зато понятно им.)
Итак, в садике задачи решают такие же, но вопрос - "КАК УЗНАЛИ", появляется только в классах подготовки к школе и в 1 классе. Поскольку мы взялись учить детей вместе, будем терпеливы и внимательны.
Вообще я вот сейчас читаю, что пишу, и удивляюсь, сколько надо терпения, чтобы из дня в день учить такой6 казалось бы, "ерунде" детей. Но это необходимо. Пока ребенок не поймет, как происходят действия и НЕ ЗАПОМНИТ, дело не пойдет дальше. В школе на уроках мы учим все это хором, повторяем вразнобой, по-одному, опять хором и так ежедневно. Вы понимаете, что если ребенок часто болеет, он все равно приходит и повторяет материал огромное количество раз, но, пробелы все равно появляются.
Так. что дальше?
А дальше я напишу список простых задач, которые должен освоить 
первоклассник. И опасность, которая подстерегает детей и родителей при выборе действия. Ну и конечно, как это ликвидировать.
Задачи для первоклассников. Полный комплект арифметических задач. (Надеюсь, Вы сможете по образцу составить каждого типа 100 задач, ну если нет, покупайте сборник 
Т. В. Шкляровой "Математика ( программа 1-4) Сборник упражнений 1-2 класс) и думать не надо.)
1. Во дворе 3 кошки и 4 собаки. Сколько ВСЕГО животных во дворе?
2. На дереве сидели 6 ворон. 3 улетели. Сколько ворон ОСТАЛОСЬ?
3. Тане купили 4 красных шарика и столько же синих. Сколько шариков всего? (Столько же, это сколько? Спросите обязательно!)
4. У Иры 5 кукол, а у Маши на 1 куклу больше. Сколько кукол у Маши?
5. У Миши 7 машинок, а у Саши на 2 меньше. Сколько машинок у Саши.
6. Когда из гаража уехало 3 машины, то там еще осталась одна. Сколько машин было в гараже сначала? (Было сначала=сколько всего. Спросите, сколько было сначала, до того, как эти машины уехали)
7. В коробке было 6 мячиков. Когда несколько вынули, осталось 4. 
Сколько мячиков вынули? (Вот тут некоторые дети быстро 
говорят- 2. Это правильный ответ. Но когда спрашиваешь, как узнал? Ребенок вдруг говорит: Потому что 4+2=6!
СТОП! СТОП! СТОП! Отлично, что ребенок знает состав числа. Но в данном случае это не работает! Запомнить, что то что израсходовали находим вычитанием, он поа не может, ведь израсходовали это каждый раз разное слово в задаче- выпили, вылили, отдали, разбили, продали. Тогда я пускаюсь на хитрость.
- У тебя получилось 2. Это правильно. Ты должен (должна) составить такое выражение, чтобы у тебя получилось 2. Вот это понятнее. Ребенок составляет 6-4=2!
Или еще одна хитрость. Я говорю- ты можешь использовать в записи выражения только те числа, которые есть в условии. Разве число 2 есть по условию? Нет. Есть 6 и 4. И ответ получен 6-4=2. 
Через несколько недель тренировок, эта трудная тема становится легкой. Пробел ликвидирован.
Я хочу, чтобы Вы поняли, что мои уроки- это не призыв учить детей самим родителям. Это помощь в ликвидации пробелов. Из практики знаю, на чем спотыкаются дети чаще.
Продолжение последует завтра. 
С уважением- Учитель Комаровская