Учимся списывать текст без ошибок.
консультация на тему

Белоусова Татьяна Николаевна

Ликвидируем ошибки при списывании 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oshibki_pri_spisyvanii_tekstov.odt14.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся списывать текст без ошибок (1-4 класс)

Есть такой вид работы в русском языке - контрольное списывание. По правилам оно проводится один раз в четверть. Оценивается так:
одна-две ошибки- "4"
три ошибки-"3"
четыре и более ошибок-"2"
Да, что там контрольное списывание, скажут многие мамы. Он с учебника упражнение переписать не может без ошибок! Сколько раз учителя и родители повторяют ( а некоторые нет), что СЛОВА НАДО СПИСЫВАТЬ ПО СЛОГАМ. А все равно - ошибки, ошибки... 
Этому есть две причины.
1. Учитель не уделял должного внимания звуко-буквенному анализу в период обучения грамоте ( Читайте статью "Ошибки при письме? Откуда?"
)
2. Ребенок проболел первое полугодие 1-го класса и в школу ходил мало.
Можно ли исправить ситуацию? Можно и в 1, и во 2, и в 3, и в 4 классе. Но не за один день.
В конце прошлого века ( какой кошмар, это сколько же мне лет уже???) занимался у меня индивидуально один ученик. Реально не мог списать ни одного слова без ошибок. 
Посмотрела я на это безобразие и стала думать. Проводить звуко- буквенный анализ уже неэффективно ( мальчик учился в третьем классе). Думала я несколько дней. Ну не может быть, чтобы мы взрослые не придумали бы какую-нибудь хитрость. И знаете, идея пришла мне на ум во сне (нет, я не Менделеев! Но такой факт имел место).
Назвала я его "Метод звуковой ударной волны" ( нет, не физик я, но попробовать - то можно!) 
Отучив таким способом два года своих учеников, я поняла, что метод работает. В сочетании со звуко-буквенным анализом он дает 100% результат. Списывать учились все- даже те, кто по идее не должен был. С этим методом я выступила в 2000 году на профессиональном конкурсе "Учитель третьего тысячелетия". Это был окружной этап ( на районном этапе, в Коптево, мне досталось первое место).
Члены жюри расфырчались, расшумелись, решили - бред. И завернули меня после окружного этапа. Но методист по русскому языку, подумала, подумала и на следующий день , придя в школу сказала своим учителям - делать так, как предложила Белоусова (тогда у меня была другая фамилия). "В этом что -то есть" - сказала она. С этой методикой я выступала не раз на методическом объединении в своей школе, но знала, что никто так делать не будет- слишком кропотливая, просто ювелирная ежедневная работа.
А мои детки до сих пор, практически 100% списывают тексты без ошибок.
Так в чем же суть метода???
Я начинала работу с того дня, когда дети писали первые слова. Но можно это делать в любой момент обучения. В любом классе начальной школы. (Может и дальше, просто я работаю в начальной школе).
1. Прочитай упражнение, которое надо списать вслух.
2. Прочитай упражнение еще раз ПО СЛОГАМ (вслух)
3. Возьми простой карандаш и подчеркни с самого начала все гласные буквы, произнося их вслух плавно, нараспев. (Подчеркиваем прямо в учебнике).
Объяснение: ребенок, произнося гласные звуки, погружается в некую атмосферу покоя, его ухо прослушивает все количество звуков, а глаза одновременно просматривают слова. Получается связь зрительная, слуховая и тактильная. получается некий звуковой лад, собственный голос успокаивает ребенка и придает уверенность. Ведь он правильно произносит все звуки, значит ошибка при выполнении такого задания невозможна.)
4. Далее можно вертикальной тонкой линией разделить аккуратно слова на слоги (для этого нужен хорошо заточенный простой карандаш, желательно твердый, чтобы линии не зачеркивали буквы)
5. Затем Вы просите ребенка взять ручку и по слогам начать переписывать текст в тетрадь."Ты должен смотреть и запоминать не целое слово, а слог. Мы не можем знать, как пишутся все слова на свете, поэтому надо смотреть в книге каждый слог."
И вот Ваше чадо переписывает текст. Думаете на этом работа закончилась???
Да нет. Теперь начинается самое главное.Текст надо проверить и если встретятся ошибки- исправить.
А вот это тоже дело непростое. Когда учителя говорят "Проверьте", ребенок быстренько читает и своих ошибок он так и не видит.
Как прошу проверить текст я?
"Бери карандаш, смотри на каждое слово поочереди и подчеркивай гласные буквы у себя в тетради." Надо следить за тем, чтобы ребенок обязательно сначала посмотрел в книгу, а потом к себе в тетрадь. И так каждое слово!
Уже при первой проверке дети находят ошибки и исправляют их. Но если Ваша ситуация совсем сложная, запускаем еще и дополнительный способ проверки. Попросите ребенка разделить списанный текст на слоги. И вот тут, если ошибки есть еще, они обязательно находятся.
"Неужели Вы это делаете в классе на уроках?"
Да. Полгода мои ученики занимаются обучением списыванию и самопроверке. Это же может быть одно предложение в первом классе. Но оно будет написано идеально правильно. 
Трудно? Конечно! Зато, когда я получаю первые работы без ошибок или с найденной и исправленной ошибкой, вот это настоящая радость, просто гордость за своих умных, терпеливых и талантливых учеников!
Вы тоже будете гордиться, когда потихоньку сложная ситуация начнет исправляться. Ну, может мне "спасибо" скажете. На здоровье, скажу я Вам!
С уважением - Учитель Комаровская

Внимание! Опасность! Если Вы, начитавшись статей, соберетесь обрушить и опробовать все техники и советы сразу - "Гигабайтов" в голове Вашего ребенка может просто не хватить и пойдет полное отторжение учебы.
Совет. Выбирайте наиболее значимую проблему и добивайтесь хотя бы частичного ее устранения. Если вы увидите прогресс, займетесь следующим пробелом. Ведь я все это делаю каждый день, постепенно, по мере прохождения программы. Жалейте своего ребенка и если он показал даже незначительные успехи, хвалите его и потихоньку двигайтесь вперед. ПОТИХОНЬКУ!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся создавать текст-описание (младшие школьники)

Важной работой по развитию речи младших школьников является обучение работе с различными текстами. Работа эта начинается еще в детском саду и продолжается в начальной школе. Тексты-описания могут быть...

Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...

Мастер-класс" Учимся понимать текст"

Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...

Как надо списывать текст с доски

Как надо списывать текст с доски...

Консультация для родителей "Учим детей писать без ошибок".

На консультации предлагаются памятки и советы родителям в оказании помощи детям научиться писать тексты без ошибок....

Технологическая карта урока по русскому языку "Учимся составлять текст. Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам" (2 класс, УМК "Школа XXI века)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний у обучающихся о понятии «заголовок», «ключевое слово».За...