Обучение чтению с губ детей с нарушениями слуха
статья по теме

Зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов принято называть чтением с губ. Чтение с губ имеет место и при слышащих людей, являясь некоторым дополнением к слуховому восприятию. Зрительное восприятие устной речи играет вспомогательную роль и в развитии речи маленьких слышащих детей. Но, конечно, совершенно особое значение приобретает чтение с губ у детей с нарушенным слухом, т.к. часто является для них единственным способом восприятия устной речи окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_s_gub_detey_s_narusheniyami_sluha.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению с губ детей с нарушениями слуха.

  Дети с нарушением слуха лишены возможности воспринимать звуки улицы, проезжающих машин, автобусов, речь людей с помощью слуха; они воспринимают её с помощью зрения, а при наличии специальной аппаратуры с помощью тактильно-вибрационных ощущений.

Зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов принято называть чтением с губ.

Чтение с губ имеет место и при общении слышащих людей, являясь некоторым дополнением к слуховому восприятию. Зрительное восприятие устной речи играет подсобную роль и в развитии речи маленьких слышащих детей. Но, конечно, совершенно особое, исключительное значение приобретает чтение с губ у глухих детей, так как часто является для них единственным способом восприятия устной речи окружающих.

Недостаточная чёткость оптического обзора слова и фраз обусловлена тем, что при произнесении большинства звуков остаются невидимыми движения речевых органов: работа мягкого нёба, мышц гортани и диафрагмы, часто недостаточно ясно видны движения языка. Вследствие этого одни звуки при чтении с губ уподобляются другим (между собой смешиваются звуки п, п', ц, т, д, н, л и др.). В результате вместо 42 фонем русского языка, которые хорошо улавливаются нашим слухом, при чтении с губ можно воспринять неполный оптический алфавит – всего 15 относительно различных артикуляций. Это приводит к значительным трудностям в обучении чтению с губ.

Главным требованием к обучению чтению с губ  является  его связь с работой по формированию словесной речи, а особенно с разговорной речью.

Упражнения необходимо строить на знакомом речевом материале, который берется из материала уроков развития речи и чтения.

Перед учащимися стоит задача научиться в процессе чтения с губ опираться на знакомый речевой материал, максимально мобилизовать  речевую активность.

 Обучение чтению с губ необходимо осуществлять в двух направлениях: путем специальных систематических упражнений и в связи с повседневным использованием устной речи в непосредственном общении с детьми, одно дополняет другое и составляет обязательное условие полноценного воспитания навыка.

Специальные упражнения.

        Зрительное восприятие звуков речи представляет большую трудность в связи с тем, что значительная часть звуков речи скрыта для глаз, и при чтении с губ о слове, содержащем  невидимые звуки (например, к, г, х), можно только догадываться по его значению в контексте в том случае, если это слово вообще известно ребенку. Как правило, при нормальной артикуляции незнакомое слово, содержащее  невидимые звуки, не может быть считано с губ.

Чтение с губ – сложный процесс. У глухого ребенка, воспринимающего речь с губ, решающую роль в развитии этого навыка имеет общее и особенно речевое развитие. Именно они определяют способность понять речь из контекста.

Вот почему выполнение требования — развивать навык чтения с губ на знакомом материале, усвоенном предварительно в дактильном форме, способствует формированию этого навыка. До того как дети учатся читать с губ, они усваивают буквенный состав слова в дактильной форме и отраженно  проговаривают его, что облегчает узнавание этого слова с губ. Таким образом, использование дактильной речи оказывает не только косвенное влияние на развитие устной речи (общее развитие), но и непосредственно обеспечивает воспитание навыка чтения с губ, необходимого для формирования устной речи.

Однако такое положительное влияние на развитие устной речи дактильная речь оказывает лишь в том случае, когда создаются необходимые условия и соблюдаются  правила, необходимые для полноцепного обучения детей чтению с губ. Каковы же эти условия?

Первое из них – всестороннее развитие ребенка, накопление им запаса словесной речи в дактильной форме.

Другим важным условием развития у детей навыка чтения с губ является правильная артикуляция.

        Для того чтобы обеспечить это второе условие, необходимо, во-первых, точно и четко произносить основные элементы видимых звуков, придерживаясь при этом единообразной артикуляции. Во-вторых, темп речи говорящего должен быть слегка замедленным по сравнению с нормальным, однако не слишком медленным, а тем более речь не должна быть скандированной, т. е. нельзя произносить слова по слогам или отдельным звукам. Если в специальных упражнениях темп речи на усвоенном материале можно постепенно убыстрять до нормального, то в непосредственном общении с глухими в дошкольных учреждениях он должен навсегда оставаться слегка замедленным, при плавной выразительной (без гримас) артикуляции.

Кроме перечисленных выше общих требований, для достижения положительных результатов следует в процессе специального обучения чтению с губ придерживаться определенных  правил:

1) упражнения необходимо проводить на группах слов, связанных по смыслу (например, названия частей лица, игрушек, посуды, одежды и т. п.);

2) одновременно не следует работать с большим количеством групп слов, которые ребенок различают только глобально. Вводить новые группы слов можно лишь тогда, когда часть ранее данных слов  уже усвоены аналитически (т. е. знают их буквенный состав);

3)на первом году обучения целесообразнее оперировать  предметами, а не их изображениями;

4) количество слов, включенных в группы, не должно превышать пяти. Необходимо следить, чтобы рядом не стояли слова, близкие по артикуляции (уши— руки, рот— лоб).

Усвоение детьми материала аналитически позволяет постепенно расширять количество слов и словосочетаний для  чтения с губ.

Как же проводить эти упражнения в чтении с губ?

Сосредоточив внимание ребенка  установленным сигналом (например, подняв руки или сложив их на коленях).

Начинается занятие. Взрослый, а подражая ему, и ребенок хлопает в ладоши. Затем взрослый перестает хлопать и говорит: лоб— и указывает на свой лоб, побуждая малыша отраженно повторить движения. Потом вы, возобновляя хлопки, поступаете подобным же образом со словами: глаза, зубы, волосы.

Упражнение повторяется три раза. Слова каждый раз располагаются в одном и том же порядке. Спустя несколько дней (6—7), при таких ежедневных упражнениях взрослый делает попытку дать слова в другом порядке. В случае затруднения в различении слов вы повторяете слова в привычном  порядке и обращаете  внимание на разную артикуляцию слов. Затем поощряете  за внимательность. Показывая разницу в артикуляции, возможно несколько утрировать эту разницу (Такая утрированная артикуляция допустима лишь с целью привлечь внимание ребенка к различиям в произнесении слов в процессе  обучения чтению с губ), фиксируя внимание  на опорных видимых звуках; в перечисленных словах — это следующие звуки: o (в слове лоб), а—а (в слове глаза), губы (в слове зубы), в—о—ы (в слове волосы). Затем взрослый снова повторяет слова при нормальной артикуляции. Через несколько дней упражнений ребенок начинает глобально различать слова «вразбивку» (т. е. в любом порядке). В зависимости от возраста, точности проведения упражнения и индивидуальных особенностей детей это различение наступает в сроки от 7 до 20 дней. Когда у ребенка наступает первичное, даже глобальное, различение, в упражнение включается еще одна группа слов (например, названия игрушек, частей комнаты или мебели). Каждая группа слов дается отдельно, т. е. слова из разных групп на этом этапе не смешивают. Порядок расположения слов в группах остается на первом этапе постоянным, установленным вами, исходя из правил, перечисленных выше. Со временем, когда малыш хорошо дифференцируют слова в пределах одной группы, вы даете сразу две группы слов вперемежку.

К этому времени дети уже накапливают некоторый запас слов, который они дифференцируют по табличкам, и слов, которые они умеют проговорить дактильно (по мере усвоения техники дактилирования). Эти слова включаются в упражнения, которые проводятся в форме игр. Слова, усвоенные предварительно дактильно, дети начинают дифференцировать гораздо скорее, чем при глобальном чтении с губ.

Упражнения на этом этапе отличаются от подготовительных упражнений тем, что дети должны, воспринимая слово, отраженно повторять его. На первых порах — это лишь лепетное повторение (его не следует смешивать с произношением лепетных слов). Речь идет не о том, чтобы дети вместо слов корова или мяч говорили му или оп-оп. Такой замены настоящего слова лепетным словом допускать нельзя. Говоря об отраженном лепете, мы имеем в виду следующее. Например, ребенку дается поручение: дай мяч. Необходимо, чтобы ребенок, читая это поручение с губ, повторял вслед за педагогом то, что он в состоянии повторить на основе зрительного восприятия, например: тама-. Таким образом, нужно, чтобы ребенок произнес в доступной форме то, что он уловил, и тут же сказал дактильно дай мяч. Устно это звучит как лепетное произнесение.

Например, при  игре в лото дети так же отраженно повторяют за педагогом: у кого лошадка? у — ово ло-ат-а? И отвечают дактильно: у меня лошадка. Постепенно отраженное проговаривание становится все более точным. Дактильное ответное проговаривание на втором году сменяется совместным устным и дактильным и, наконец, на третьем году оно остается преимущественно устным.

Таким образом, специальные упражнения в чтении с губ, начавшись в младшей группе, все усложняясь, проводятся на протяжении всех  лет обучения в детском саду.

Слова и выражения, используемые в специальных упражнениях по чтению с губ, употребляются потом уже и в общении в устной форме. Однако бывает, что, легко считывая с губ в упражнениях, дети неожиданно затрудняются в чтении с губ в общении. При затруднении ребенка понять слова с губ можно прибегнуть и к дактильному проговариванию и даже к табличке (последнее является наиболее легкой формой), но обязательным остается правило — на каждом этапе пользоваться высшей из доступных ребенку форм словесной речи, сохраняя такую последовательность (от более высокой к более низкой форме): чтение с губ, дактильная форма речи и, наконец, табличка.

Специальным упражнением в чтении с губ уже с конца первого года обучения служит и работа с картинками (открытками). В систему занятий по составлению предложений к картинкам в качестве обязательного занятия включается и занятие в чтении с губ подписей (табличек) к картинкам, ранее усвоенных в письменной и дактильной форме. Этот вид работы также проводится на протяжении всех трех лет обучения, усложняясь за счет содержания речевого материала.

Таким же упражнением в чтении с губ усвоенного словесного материала является игра в «Поручения», которая составляет обязательный элемент системы занятий по усвоению и уточнению слов и соответствующих понятий, предусмотренных программой. Так, если на первом году у детей уточнялись понятия холодный, теплый, большой, маленький, то эти слова обязательно должны быть включены в поручения и, следовательно, они обязательно будут содержанием одной из специальных игр в поручения, которая на последнем этапе усвоения проводится в устной форме. Это относится ко всем словам (и понятиям), которые дети усваивают в средней и старшей группах (одинаковые — разные, старый — новый, разбитый, сломанный, рваный, металлический, деревянный и т. п.).

Программа предусматривает выработку у ребенка умения весь усвоенный материал по речи обязательно считывать с губ, постепенно подводя -к этому ребенка, начиная с усвоения материала сперва в более доступной форме (по табличке и дактильно).

В итоге изложенного можно сформулировать некоторые методические правила обучения чтению с губ:

1. Необходимо создать у детей установку на чтение с губ на основе глобального восприятия слова до того, как начинается собственное воспитание навыка.

2. Следует воспитывать у детей навык отраженного повторения обращаемой к ребенку речи. Полезно иногда (на первом этапе усвоения) проводить упражнения в беглом считывании с губ поручений без отраженного проговаривания, чтобы воспитать быструю непосредственную реакцию действием на словесное обращение.

3. При обращении к ребенку нужно соблюдать нормальную артикуляцию при слегка замедленном темпе речи (ускорение темпа речи до нормального допускается только в специальных упражнениях на хорошо усвоенном материале). Не следует допускать послоговой речи.

4. Не нужно давать новый словесный материал в устной форме. Исключение составляет упражнение в глобальном чтении с губ в начальный период обучения. Небольшой словесный материал, используемый для этой цели, затем вновь включается в специальные упражнения после того, как он будет усвоен по табличке (общее правило). Проведение начальных упражнений в глобальном чтении с губ незнакомых слов не противоречит основным правилам обучения чтению с губ, обязательных для всего последующего периода. Цель этих упражнений — воспитать у детей установку на устную речь, а не обучать речи на основе устного ее восприятия.

5. Не следует повторять непонятое при чтении с губ слово более двух раз. При затруднении ребенка нужно повторить слово рукой или предъявить табличку, а затем вновь повторить это слово устно. В случае затруднения детей понять с губ одно из слов в предложении следует повторять не одно это слово, а всю фразу полностью. При этом ни в коем случае не следует изменять непонятную грамматическую форму, например, в предложении положи на скамейку ребенок не узнал новую форму знакомого ему слова скамейка. Недопустимо в этом случае вместо повторения всей фразы подсказать ему слово к скамейка.

6. Сопровождение устной речи дактилированием определяется целью, которую ставит перед собой сурдопедагог или воспитатель. Например, если дается новое слово в устной форме, то в этом случае обязательно дается одновременно и дактильное его проговаривание. Если же проводится специальное упражнение в чтении с губ или к ребенку обращаются с хорошо знакомым ему словом, выражением, то дактильное сопровождение устного слова является не только лишним, но и вредным. Ребенка отвлекают дактильные знаки, ослабляют его внимание к артикуляции.

7. Специальные упражнения в чтении с губ следует длительно проводить на однородном словесном материале, постепенно сменяя его новым и периодически возвращаясь к нему для повторения. Какой-то минимум слов и выражений включается в упражнения на всех годах обучения. Это составляет необходимое условие совершенствования навыка чтения с губ. Следует также заботиться о разнообразии методических приемов и характера упражнений, которые проводятся с детьми.

8. Материал для упражнений в чтении с губ на первом году обучения дается в определенной системе по этапам: сначала дети читают с губ слова в определенной последовательности в пределах одной группы, например: Дай куклу, паровоз, мяч, башенку. Спустя некоторое время дается вторая группа слов также в определенной последовательности: Покажи голову, лоб, ноги, руки и т. п. На следующем этапе дети учатся читать слова вразбивку в пределах каждой из групп. Наконец, на третьем этапе слова первой группы даются вперемежку со словами второй группы, что выглядит примерно так: Покажи голову, дай паровоз, дай мяч, покажи руки и т. д. Варианты эти каждый раз меняются, как меняется и игра, которая служит упражнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах колле...

Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.

Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на ...

Статья "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"

В статье описаны приемы работы со слабослышащими детьми, способствующие развитию мышления...

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...