Родительское собрание на тему: « Поощрение и наказание в семье»
план-конспект на тему

Чернавцева Людмила Геннадьевна

       Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих  детей   и  желаете им добра.

 Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobranie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

« Поощрение   и   наказание  в семье»

       Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих  детей   и  желаете им добра.

 Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

       Упражнение: «Перебежки»

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

Встать и поменяться местами тем, у кого двое детей;

Встать и поменяться местами тем, кто любит своего ребенок;

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

          Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

        На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение.

 Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

     Упражнение « Моё солнышко»

               Сейчас я раздам вам солнышки, и вы увидите, что они особенные, в центре фотография вашего самого любимого солнышка. На лучиках напишите, пожалуйста, качества, черты характера, какие-то особенности вашего ребёнка.

 А теперь для вас сюрприз переверните солнце и увидите качества, которые про себя написали ваши дети. И теперь зачитайте эти качества.

      Один из наиболее важных методов  воспитания – это убеждение.  Говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

         Упражнение «Ты мой цветочек»

- Участники сидят в кругу. Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень?  Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают).

 А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят  и  прикрепляют свой цветок)

        Посмотрите какой «прекрасный сад» у нас получился, хоть  и  много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое. Посмотрите, какие цветы у всех красивые  и  разные. Но есть  и  общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев.  И  всем без исключения цветам нужно солнце  и  внимание. А так как мы рисовали своих  детей  в образе цветов, так же как  и  цветам,  детям  нужна наша забота, опека, внимание  и  любовь.

Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них поощрение и наказание.

           Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.

 Поощрение ребенка, за что-то хорошее, за примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.

      Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности, поведения и т. д.

      Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

 Но  в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Индивидуальная работа родителей « Поощрение   и   наказание  в семье»

 Так, как же быть с  наказанием и поощрением?  Как это происходит в вашей семье?

         Перед вами лежат листочки, разделенные на две части. Предлагаю вам, написать в одной из них как вы поощряете своего  ребёнка, а в другой – как наказываете. Прошу выполнить эту работу за три минуты.

- А теперь я попрошу зачитать. На столе стоят весы на одной чаше написано  поощрение, а на другой –  наказание. Я буду класть по монете за каждое  поощрение, которое вы написали  и  за каждое  наказание.

  Теперь посмотрите, какая чаша весов перевешивает.  Поощрения  должны в 2-3 раза превышать  наказания.

          Когда мы говорим о наказании ребёнка, нельзя не сказать о телесных наказаниях.Телесные  наказания  и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным, униженным, он чувствует неприязнь к самому себе и окружающим.

 Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его мучает страх, что может быть губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному  наказанию  из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое  наказание  - это проявление гнева или не любви со стороны того, кто его наказал.

        Наказание  будет эффективным тогда, когда есть  поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего  ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает  ребенка  не столько отрицательное

 ( наказание ), сколько положительное ( поощрение ) подкрепление.

        « Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы  поддержать позитивное поведение ребёнка.

 Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.

 Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

 Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

         Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»

      Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

      Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка.

 Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинированности. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

         Любите своих  детей. Показывайте им свою любовь как можно чаще: хорошим словом, улыбкой, душевным разговором, объятием.   Считается, что ежедневные объятия необходимы:

5 объятий – для выживания,

10 – для поддержки,

15 – для роста и развития ребёнка.

        Упражнение «Хвасталки»

«Мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка.

Советы родителям. «Мудрые наказания»

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребёнка хорошего, чем делать ему плохое.
  • Если есть сомнение, наказывать или нет – не наказывайте!
  • За один раз – одно наказание! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно за все сразу.
  • Помните о сроке давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Не мешайте ребёнку начать всё сначала.
  • Наказание должно быть без унижения. Что бы ни случилось, какой бы ни была вина ребёнка – наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью.
  • Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева, а нашего огорчения.

Памятки родителям

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"

Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"

Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"

Цели и задачи:   1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.3. Показать преимущес...

Тематическое родительское собрание на тему : "Поощрение и наказание в семье".

Вопрос поощрения и наказания в семье, является особо острой. Цель доклада - донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми , недопустимо, что похвала и одобрение имеет более сильное пе...

презентация к родительскому собранию на тему:"Поощрение и наказание детей в семье"

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.« Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравитсятвоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном.Наказ...

Родительское собрание на тему: « Поощрение и наказание детей в семье»

Родительское собрание на тему:« Поощрение и наказаниедетей в семье»...