Рекомендации для родителей."Как научить ребёнка читать".
консультация на тему

Рекомендации для родителей."Как научить ребёнка читать". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка читать?

Чтение – это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин.

Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы родителями и педагогами начальной школы.

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

2. Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя.

Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.

3. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения подбирается индивидуально для каждого ребенка.

Это упражнение закрепляет в памяти целостные образы букв.

4. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

5. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Если взрослый заметит, что ребенок поступает именно так, то надо незаметно этому способствовать и передвигать лист медленнее.

Это упражнение одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него необходимо тратить как можно больше времени.

6. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

7. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

В таких заданиях пропуски встречаются двух видов:

1) пропуски в словах, известных ребенку из прошлого опыта чтения, например, старик, внучка;

2) пропуски, которые могут быть заполнены на основе анализа предшествующих или последующих слов, например, окончание в слове сделали можно поставить, когда прочитаешь следующее слово они.

Восполнение пропусков первого вида способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

8. Складывание слов из половинок: берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Чтобы первая его часть была написана на одной карточке, а вторая на другой.Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Для выполнения этого упражнения можно использовать как индивидуальную работу ребенка, так и работу по группам, и работу в парах.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

9. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

10. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

Кроме общеучебных умений, это упражнение развивает произвольность внимания.

11. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

Это упражнение более сложное, чем предыдущее, т.к. требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного. Если использовать это упражнение при групповой работе в виде чтения по цепочке, то необходимо прослушивание и осмысление предыдущих отрывков текста.

Представленные выше упражнения направлены на формирование и коррекцию первого компонента навыка чтения – техники чтения.

Вторым компонентом навыка чтения является понимание текста. 

Ниже представлены упражнения, которые могут быть использованы учителями начальной школы на уроках и во внеклассной работе.

Игра “Пять вопросов”: ребенок загадывает слово, а дети задают ему вопросы о значении этого слова. На вопросы можно отвечать только “да”, “нет” и “не знаю”. Задается только 5 вопросов. Дети должны угадать слово, которое загадал ведущий.

 Поиск противоположных предметов: называется какой-либо предмет. Надо перечислить как можно больше предметов, противоположных заданному. Противопоставлять предметы можно, беря за основу разные свойства и признаки предмета.

Найди противоположные слова: в каждой строчке даются 5 слов, из которых нужно выбрать 2, имеющих противоположное значение. Например,

1) постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда;

2) любой, некоторый, какой-нибудь, этот, никакой;

3) принимать, тратить, сомневаться, отбрасывать, экономить;

4) жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.

 Нахождение внутритекстовых связей: ребенку предлагается расставить строчки стихотворения в нужном порядке. Например:

В косматой его бороде.
Трещит по замерзшей воде,
Идет, по деревьям шагает.
И яркое солнце играет. (Н.А. Некрасов)

На велосипеде.
Задом наперед.
А за ними кот
Ехали медведи (К.И.Чуковский)

По Заставе Ильича
В доме восемь дробь один
По прозванью Каланча
Жил высокий гражданин (С. Михалков)

Список литературы

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. “Как преодолеть трудности в обучении детей”. – М.: изд. “Ось-89”, 1997. – 222с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. “Возрастная и педагогическая психология”. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 511с.
  3. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.
  4. Ильин А.М., Ильина Л.П. “Букварь 21 века”. – С-Петербург: АО “Сфера”, 1992. – 87с.
  5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
  6. Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, – М.: изд. “Ось-89”, 2003. – 95с.
  7. “Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция” – Учебное пособие под ред. О.Б. Иншаковой, – Москва-Воронеж, 2001. – 239с.
  8. Симановский А.Э. “Как научить ребенка понимать текст. Детская герменевтика”, – Ярославль, 1997. – 50с.
  9. Чейпи Дж. “Готовность к школе”, – М.: “Педагогика – Пресс”, 1992. – 222с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как научить ребёнка читать книгу"

Беседа на родительском собрании,что значит хорошая детская книга....

Как научить ребёнка читать (рекомендации для родителей).

Как научить ребёнка читать (рекомендации для родителей)....

Статья для родителей "Как научить ребёнка быстро читать?"

Материал содержит методические рекомендации для родителей....

Советы родителям. Как легко научить ребёнка читать и привить любовь к чтению.

В статье даны советы и рекомендации родителям по обучению детей чтению в домашних условиях. Показаны различные приёмы  и способы, как  формировать интерес  ребёнка к чтению книг и в дал...

Рекомендации для родителей "Как научить дошкольника читать".

Рекомендации для родителей "Как научить дошкольника читать"....

Рекомендации для родителей "Как научить ребёнка читать"

Рекомендации для родителей "Как научить ребёнка читать"...

Рекомендации родителям: "Как научить ребёнка говорить правду"

Даю основные рекомендации родителям, как научить ребёнка говорить правду...