Как научить ребёнка читать?
консультация на тему

Левченко Галина Николаевна

Невропатологи предупреждают: родители, желающие как можно раньше начать обучение малыша чтению, могут навредить ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebyonka_chitat.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка читать?

Невропатологи предупреждают: родители, желающие как можно раньше начать обучение малыша чтению, могут навредить ребёнку.

  • Марина Озерова

Автор:
Марина Озерова

В большинстве школ ребёнка не примут в первый класс, если он не умеет читать. Поэтому часто учить читать приходится самим родителям. Но как заниматься, какую методику выбрать, с чего начать, а главное — когда? Попытаемся разобраться.

Что значит уметь читать?

На этот, казалось бы, элементарный вопрос ответит не всякий взрослый. Мало кто задумывается над тем, что мало выучить буквы, научиться складывать слоги или даже запоминать целые слова и предложения.

Суть обучения в том, чтобы ребёнок умел осмысленно воспринимать и усваивать текст.

Когда же он, наконец, зачитает?

На этот вопрос самым неправильным ответом будет: «Чем раньше, тем лучше». Конечно, все родители гордятся успехами своего чада и многие хотят продемонстрировать окружающим «маленького гения», читающего уже в год, два, три. Но не вредно ли это?

Невропатологи предупреждают: родители, желающие как можно раньше начать обучение малыша чтению, могут навредить ребёнку.

Человеческий мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока ещё не готовы работать в полную силу, мы сами создаем психологические проблемы, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость.

Вы можете сами определить физиологическую готовность к чтению.

• Ребёнок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, т.е. он может составить связный рассказ.

• У него достаточно развит фонематический слух. Ребёнок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова.

• У ребёнка нет логопедических проблем (имеется в виду не только неумение произносить некоторые звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи, и т.п.).

• У малыша достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ» и т.п.

Специалисты советуют подождать хотя бы до пяти лет, когда мозг уже способен к освоению знаковых систем (букв, цифр, нот).

Прыгать, скакать и бить в барабаны!


«Начинать нужно с букв!» — привыкли мы слышать от родителей. Нет, нет и нет! Буквы — это символы, которые обозначают то, что ребёнок уже усвоил, это конец, а не начало.

Подготовка к хорошему восприятию текста начинается с движения. Нет, не с движения глаз по строчкам.

Будущая способность к обучению закладывается в раннем детстве; она зависит от двигательной активности и от того, насколько ребёнок хорошо ориентируется в пространстве.

Важно развивать у малыша чувство ритма — здесь хорошо помогают пение и игра на простейших музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан). Полезны любые игры с мячом, а также игры со скакалкой, «резиночки» и т.п.).

Очень полезно повторять мелодии, просто слова, стихи. Учите ребёнка вслушиваться в незнакомые и тихие звуки (например, на природе). Так же важен фонематический слух — годам к пяти просите ребёнка ответить, какой звук он слышит в конце или в начале заданного слова.

Слова, слоги, звуко-буквы — что выбрать?

Не каждый родитель способен сориентироваться в разнообразии методик. Но, так или иначе, их можно разделить на несколько групп.

• Чтение цельными словами (или глобальное чтение — с раннего детства ребёнку показывают сразу целые слова и закрепляют их значение с помощью зрительной памяти — методика Глена Домана).

• Слоговое чтение (ребёнок выучивает и читает целые слоги — методика Николая Зайцева).

• Сложение букв (сначала ребёнок учит названия букв — «эм», потом пробует их складывать: «эм -а» — «ма», и т.д.).

• Звуко-буквенная методика (ребёнок воспринимает звуки, анализирует их в составе слова, учится слышать их и соотносить с буквами).

Почему звуко-буквенный метод лучше?

• Ребёнок сначала воспринимает звуки. Поэтому вполне естественно начинать обучение с них, а не с букв и символов. К тому же при слоговом или глобальном чтении ребёнок заучивает слоги или слова, не анализируя их.

• При слоговом чтении или, тем более, чтении целыми словами у детей возникают трудности понимания текста, что сильно отражается на грамотности. Часто дети не могут прочитать сложные слова, они привыкают читать лишь открытые слоги («ба», «па», «ма» и т.п.).

• При слоговом или глобальном чтении нарушается главный педагогический принцип «от простого к сложному», поскольку ребёнок сразу погружается в сложную систему символов.

От звуков к стихам

• Сначала нужно заинтересовать ребёнка. Расскажите ему о разных письменностях, покажите иероглифы и различные способы написания букв, древние свитки или таблички в музее. Вспомните, как сами научились читать (но ваш рассказ не должен отбить у ребёнка охоту учиться). И ещё один простой совет — больше читайте вслух.

• Переходите к звукам. Учите малыша вслушиваться в окружающий мир. Попросите его изобразить, как жужжит пчела, как шуршат сухие листики по земле, как падает с ветки яблоко. Используйте звукоподражательные слова в играх. Научите ребёнка отличать гласные от согласных (важно запомнить не эти названия, а то, что звуки отличаются друг от друга). Спросите, можно ли этот звук петь голосом, какой звук в начале или в конце слова, какое слово начинается с того же звука? Если ребёнок может ответить на подобные вопросы, стоит двигаться дальше.

• Теперь — буквы. Уже в младенчестве рядом с кроваткой ребёнка вешают красочные плакаты — алфавит с картинками. Но у ребёнка может закрепиться один-единственный образ за каждой буквой. Если он запомнил, что «б» — это «барабан» (так было на картинке!), то на вопрос, что он слышит в начале слова «бык», он ответит: «Барабан»! Лучше не пользоваться такими приёмами и расширять ассоциативный ряд. Мы слышим звуки и обозначаем их на письме буквами. Поэтому мы спрашиваем «какой звук ты слышишь в начале этого слова?», а не «какую букву?».

Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Начертите огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройдите по ним вместе с ребёнком. Сделайте буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействуйте способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграйте в «загадки» — «нарисуйте» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.

• А теперь — слоги. Начать легче всего с двух гласных: 
Ау          Уа               Иа 
И далее прочитывать открытые слоги (согласный + гласный), а затем — закрытые.

Сделайте карточки-таблички (например, в виде многоэтажного домика), где в левом окошке будет согласная буква, а в правое подставляются гласные: 
М                М + а = ма                   М + и = ми

И обратное упражнение — в левом окошке пишем гласную букву, к ней «приходят» согласные, образуя слоги. 
Уже на этапе прочтения первых слогов полезно давать ребёнку осмысленные слова, хотя бы из двух букв, а не просто слоги. Например, «ах», «он» и т.п.

Основные упражнения:

 — Подставить нужную букву (в начале, середине, конце слов): _ыба, _ир, _од. 
— Найти лишнюю букву и вычеркнуть. 
— Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово (мак — рак). 
— Составить все варианты слогов из нескольких букв. 
— Добавить недостающий слог в подписи к картинке. Например, к карточке с изображением птицы выкладывается слог «пти». Ребёнок должен закончить слово. 
— Распутать «перепутанные» слоги:

КА — шап               КА — лей

— Составить слова из набора слогов. 
— Выполнить упражнения на развитие внимания при письме. Для этого напечатайте слоги на компьютере, сначала одну строку, потом несколько. В строке с одинаковыми слогами спрячьте слог с ошибкой. Ребёнок должен найти его и вычеркнуть. Это могут быть просто буквенные сочетания, две согласные, к примеру: 
со со со со со со со со оо со со со со со со со со со со со со оо со со со со со сс.

• Последний этап — предложения. Если ребёнок легко прочитывает коротенькие слова, составьте простые предложения из двух, а затем из трёх слов, постепенно усложняя задания.

Вот мак.     Там ель.    Где кот?

Первые предложения старайтесь составлять из простых знакомых слов: имена членов семьи, основные глаголы и пр. Они не должны быть слишком сложными, чтобы ребёнок, дочитав до последнего слова, не забыл первое. Также на данном этапе не нужно читать стихи — ребёнку еще трудно читать, соблюдая необходимый ритм, и он может расстроиться.

Постепенно усложните задачу, вводя двусложные слова:      Он бе-жит.       Ры-ба в мо-ре.

Очень полезно читать потешки или короткие песенки. Нужно учитывать, однако, что в них есть ритм; они должны вводиться, лишь когда ребёнок может прочитать хотя бы два слова подряд.

Дедушка Ежок, 
Не ходи на бережок, 
Там растаял снежок, 
Заливает лужок! 
Ты промочишь ножки, 
Красные сапожки!

Разные дети

Даже если ребёнок продвигается медленнее, чем хотелось бы родителям, не стоит торопить события и искать «экспресс-метод». Дети разные — и темпы обучения отличаются. Чем увереннее малыш пройдёт начальные этапы, тем лучше сможет в дальнейшем анализировать слова и, соответственно, грамотнее писать. Поэтому лучше ориентироваться не на модное раннее обучение и «чтение с пелёнок», а на особенности мышления и готовность ученика. От того, как вы учите его, зависит, вырастет ли из него вдумчивый и грамотный читатель.

Как научить ребенка читать? 

Все дошкольное время ребенку, для правильного и полноценного развития,надо играть. Игра имеет очень важное значение для развития умственных способностей и социальной адаптации ребенка.

Игра – это хорошо, но ведь надо и учить! – можете возразить Вы. Безусловно, надо, только не учить, а развивать. Это не совсем одно и то же. И все это делается в процессе игры.

Как же научить ребенка читать? Об этом дальше.

Что надо знать прежде, чем учить ребенка читать? Самое главное, запомните, что ребенку мы называем не букву, а звук! Для нас совершенно очевидно, что звук – это то, что мы произносим и слышим, а буква – то, что пишем и видим. Но у малышей абстрактное мышление еще не развито, они мыслят конкретными образами. Поэтому мы говорим «буква М», а не «буква ЭМ», «буква  П», а не «буква ПЭ». Пусть нам это не совсем привычно, но для ребенка – это единственно правильный вариант названия букв. Совсем неважно, будете Вы говорить «буква» или «звук». Главное, произносить не название буквы, а звук!  Пусть все названия букв останутся для школы.

Чтобы научить читать, совсем не нужно знать все буквы сразу. Буквы запоминаются в процессе обучения.

Существует много различных методик обучения чтению, все они имеют свои плюсы и минусы. Сейчас я не буду рассматривать эти методики, они нам пока не нужны. Предлагаю Вам способ обучения чтению, достаточно простой и легкий, чтобы заниматься с ребенком дома и получать хороший результат.

         Легкий способ обучения чтению.

    1.Выучите только гласные.

Нарисуйте их на кружочках диаметром 10 см и напишите красным цветом. Почему именно так? Потому, что  в звуковой схеме  гласный звук обозначается кружочком или точкой красного цвета. И пусть эти «бусинки» поют каждая свою песенку.

Можно расклеить их по дому в разных местах и периодически просить ребенка спеть эту песенку, показывая на какую-то букву. Ошибся малыш, поправьте, скажите, что это песенка вон той «бусинки». Через некоторое время поменяйте буквы местами, и меняйте их так до тех пор, пока малыш не запомнит все песенки правильно. Гласных всего 10, так что выучить из труда не составит.

Когда ребенок уже запомнил «бусинки», поиграйте с ним в «прятки». Покажите текст с  достаточно крупным шрифтом и спросите, какая «бусинка» спряталась в этом слове или назови эту «бусинку». Так ребенок лучше запомнит графическое начертание букв, научится определять букву, написанную разным шрифтом, цветом. Делать это можно  по дороге,  покажите названия магазинов, улиц, рекламные щиты и объявления.  Так, между делом, малыш  быстро выучит все гласные.

2. Научите читать слоги и маленькие слова.

Гласные уже ребенок знает. Наступает период обучения чтению. Можно учить читать буквы по Букварю или Азбуке, но это не лучший вариант. Обычно, при таком обучении детям потом трудно читать слоги, и даже целые слова они читают побуквенно.

Гораздо лучше сразу учить читать маленькие слоги или слова. Это как кому удобнее. А еще лучше сочетать оба эти способа, что я и предлагаю делать.

Итак, сегодня знакомим с буквой  М. Мы не будем говорить, что это согласный и он бывает твердым и мягким. Это совсем не нужно знать, чтобы научиться читать. Мы обязательно скажем, что это мамина буква, потому что слово «Мама» начинается с этой буквы. Хорошо поиграть с буквой и придумать, на что похожа буква «М». Принимайте любые варианты ответа, потому, что каждый видит по-своему. Кто-то увидел клюв птицы, кто-то — качели, половину бантика, сломанный стол. Главное, создать образ в голове ребенка и тогда буква запомнится лучше.

Приставляем эту букву  к «бусинкам» с гласными и читаем. Сначала взрослый читает сам, а потом попросить прочитать вместе, затем вместе шепотом, громко, тихо, повторить, как эхо. Можно написать слоги в виде таблички. А потом дать ребенку задание, покажи то, что я произнесу, назови то, что покажу. Но играть в такие игры надо недолго, 5 – 10 минут, а потом переключиться на что-то другое.

Когда ребенок освоит 2-3 согласные, то можно составлять уже целые слова из 3-4 букв. Например, МА+К, СО+К, СУ+К. Когда Вы начнете читать слова, ребенок сам будет додумывать продолжение, чтобы получилось знакомое слово. Вам останется только подставить нужные буквы, чтобы показать, как это слово будет выглядеть. Для этой цели очень хорошо подойдет магнитная азбука.

3.Чтение слов

Возьмите группу хорошо знакомых и приятных для ребенка слов (3-6  букв), напишите их на разных листочках одного цвета и расклейте по дому, предварительно показав их ребенку. Покажите, прочитайте и наклейте. Очень хорошо, если на листочке  будет изображение предмета. Прочитывайте эти слова вместе с ребенком несколько раз в день.  Затем удалите картинки и попросите найти нужное слово или прочитать, что здесь написано. Меняйте расположение картинок в доме, читайте сами неправильно, чтобы ребенок Вас поправил. Когда большая часть слов запомнится, берите новую группу слов и иногда повторяйте эти слова.

Такой способ обучения поможет вам быстро научить ребенка читать целые слоги и слова без напряжения.10-15 минут и Вам не трудно выделить,  и малыш не устанет. А главное, если все это будет в качестве игры, то ребенок сам будет просить поиграть с ним еще и еще.

Р.S. И не беспокойтесь Вы о звуковом анализе слова и не совсем верных формулировках. Придет время, будет необходимость, ребенок освоит его так же быстро и легко, но это будет уже в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 правил как научить ребёнка слушаться

Психика ребенка – это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требова...

Как научить ребёнка слушать с первого раза?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для мн...

Родительское собрание на тему: "Как научить ребёнка читать книгу"

Беседа на родительском собрании,что значит хорошая детская книга....

Как научить ребёнка запоминать стихи

Как учить стихи с ребенком...

Чему надо научить ребёнка

Самое главное, чему должны научить родители своего ребёнка......

Как научить ребёнка правильно держать ручку.

В статье даются рекомендации родителям и учителям начальных классов о том, как научить ребёнка держать ручку или карандаш....