"Социальное здоровье" подростковой молодежи.
консультация на тему

Манохина Нина Николаевна

Проблемы социального здоровья молодежи общества.Сущность понятия "Социальное здоровье".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovaya_molodezh.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Манохина Н. Н., воспитатель

СПБ ГБУ Центр содействия семейному воспитанию №3 выборгского района

Санкт – Петербурга

«Социальное здоровье» подростковой молодежи.

Молодежь — особая социально-демографическая группа, которая в силу своего переходного положения (между детством и взрослением) демонстрирует двойственность своего сознания, противоречивость в принятии решений, максимализм в своих притязаниях, неустойчивость в ценностных установках. Она может быть как дестабилизирующей общество силой, так и силой, способной вывести общество на новый, прогрессивный уровень развития. Поскольку от молодежи зависит будущее общества, то встает вопрос не только о ее физическом и психическом, но и о социальном здоровье. Особенную актуальность этот вопрос приобретает в условиях социально-экономических, политических перемен, в которых пребывает наше общество. Неопределенность будущего молодых людей, перспектив в плане трудоустройства, профессиональной не востребованности, неравенство  возможностей и отсюда — неравенство в возможностях самореализации, - все это негативно влияет на их социальное самочувствие и зачастую приводит  к поиску девиантных форм самоутверждения. Этим обусловливается интерес к проблеме здоровья молодежи.

 Цель:

 анализ проблемы социального здоровья молодежи общества.

Задачи:

 раскрыть сущность понятия «социальное здоровье»;

 рассмотреть проблему социального здоровья молодежи. На социальное самочувствие молодежи оказывают  влияние различные факторы, в числе которых — экономические, социально-политические, духовное. Влияние экономических факторов на молодежь проявляется в ее недостаточной материальной  обеспеченности, финансовой зависимости от родителей, в отсутствии возможности трудоустроиться на высокооплачиваемую работу в силу своего возраста и отсутствия опыта, а это означает невозможность обрести экономическую состоятельность. При этом необходимо учесть, что молодежь из разных групп,  испытывает не одинаковые экономические сложности. Разные группы молодежи (в зависимости от основания деления на данные группы - рабочая, безработная, молодежь среднего класса, деклассированная молодежь, так называемая золотая молодежь, и т.п.) по-разному ощущают себя в сложившихся экономических условиях и по-разному преодолевают возникшие проблемы. Что касается духовных факторов, то в условиях  современного общества наблюдается не только утрата нравственных ориентиров, размывание ценностей, но и духовная деградация молодежи. Норма и патология меняются местами, а такие качества как агрессия, нетерпимость ко всему чужому, потребительское  отношение к окружающему миру, («здесь и сейчас»), понимание свободы как вседозволенности, безответственность, неуважение к семейным традициям выходят на первый план.  На этом фоне растет количество наркоманов,  преступников, алкоголиков среди молодых людей. При этом з, что есть среди современной молодежи и те, кто, наоборот, пытается найти  решения этих же проблем. Духовная ситуация, столкновение ценностей и норм молодого и старшего поколения. В условиях кризисного общества этот конфликт приобретает особо острый характер. Возникает разрыв между поколениями, невозможность трансляции ценностей от старшего поколения к молодому, в силу того, что ценности, установки, нравственные ориентиры « отцов» воспринимаются «детьми» как устаревшие, не имеющие значимости. И сами «отцы», не успевающие адаптироваться к быстро меняющимся условиям.  Все эти процессы еще раз подчеркивают важность проблемы социального здоровья молодежи. Определяя понятие «здоровье», мы используем трактовку, данную в Уставе ВОЗ, что здоровье — это «состояние полного физического, душевного социального благополучия, а не только отсутствие  болезней и физических дефектов». Социальное здоровье молодежи - способность адекватно реагировать и контактировать с  обществом, то есть общаться со сверстниками, семьей, и с другими людьми, которые нас окружают. Роль социального здоровья для юношей и девушек имеет очень высокое значение. Прежде всего, это определяет  их статус в обществе. Реализованная потребность в общении, ощущение востребованности в обществе, возможность не только ставить определенные цели, но и достигать их одобряемыми обществом средствами, - это то, к чему стремится молодой человек. Однако, в условиях общества, которое лишает его такой возможности, молодой человек испытывает одиночество, что является показателем его социального нездоровья.  В условиях современного общества, когда существует множество каналов для получения информации (газеты, журналы, интернет, телевидение), возникает бесконтрольность усвоения информации. СМИ, сами того не замечая, пропагандируют жестокость, агрессию, насилие, что негатив - но отражается на хрупкой психике подрастающего поколения и рождает у них ощущение обыденности насилия во всех его проявлениях. К семи годам ребенок успевает увидеть по телевизору несколько тысяч убийств. Помимо этого через СМИ насаждается идеология, превосходства материальных ценностей над духовными. Это порождает жажду власти и денег, стремление к легкой наживе, к удовольствию и развлечениям.  Одним из средств формирования и совершенствования социального здоровья молодежи является система образования. Образование должно быть нацелено на понимание того, что социально - здоровое  поколение способно не поддаваться различным экстремистским призывам и уметь противостоять всякого рода манипуляциям. Система образования, в частности, вузовского, должна способствовать формированию зрелой личности, обладающей активной гражданской, ответственностью, как личной, так и социальной, способной проявлять не только свои профессиональные навыки, но и свои лучшие нравственные качества.  Социальное здоровье как совокупность особых свойств и качеств личности должно обеспечить гармонию  человека и общества, помочь человеку само реализоваться и достичь жизненных целей. В связи с этим, система образования должна разработать такие методы обучения, которые будут нацелены на развитие определенных качеств личности, благодаря которым  он сможет не только найти свою. В образовательном процессе необходимо ориентировать обучающихся на то, что только творческая личность способна к поиску, к работе над собой, к улучшению своих человеческих качеств, к гуманному отношению к окружающей среде. А это - залог социального здоровья. Государство в тесной связи с системой образования  являются гарантами социального здоровья молодых  людей, их готовности взять на себя ответственность за будущее. Чувство собственного достоинства, личная и социальная ответственность, уверенность в своих способностях, самостоятельность, социальная активность - это те качества, которые характеризуют социально здоровую личность. Итак, проблема социального здоровья молодежи - одна из самых актуальных на сегодняшний день, поскольку от ее решения зависит дальнейшее развитие общества и его безопасность. От уровня социального здоровья молодых людей зависят  осуществляемые в обществе реформы. Решать проблему социального здоровья молодежи должны как сам человек, так и государство, система образования, различные структуры общества, поскольку от этого зависит продление здорового человеческого рода. Как было сказано выше, на уровень социального здоровья влияют не только уровень доходов, безработица, но и то, что молодые люди изначально имеют неравные возможности в получении образования, в доступе к социальным благам. В силу различных причин молодой человек испытывает одиночество, непонимание в семье, что толкает его, в том числе и к негативным формам девиации. Все вышесказанное, еще раз подчеркивает, что проблема социального здоровья молодежи встает сегодня с особой остротой и требует своего решения, поскольку от этого зависит дальнейшее развитие  общества. От социального здоровья подрастающего поколения зависит уровень качества жизни и ее безопасность. Поэтому усилия всего общества должны быть направлены на рассматриваемую проблему: начиная с самого человека, семьи и заканчивая государством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Эта статья опубликована  в книге: Духовно -нравственное воспитание в Тамбовской Области...

Проектная работа представленная на Ярмарке научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда» Персональная интеллектуальная тетрадь (ПИТ)

Проектная работа представленная на Ярмарке научно-технических и инновационных  идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда» Персональная интеллектуальная тетрадь (ПИТ) Аннотация проекта.Персо...

Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение

Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение...

«ФОРУМ СОДЕЙСТВИЯ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

«ФОРУМ СОДЕЙСТВИЯ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»...

Социальный проект "Даёшь молодежь!"

Проект предполагает вовлечение подростков в деятельность по созданию современного ландшафтного дизайна возле детского клуба по месту жительства "Радуга"...