Главные вкладки

    К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ
    статья по теме

    Роль формирования гражданской идентичности подростков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_rgsu_2013.docx18.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
    У МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ СОЦИУМЕ

                         М.Ю. Замолотова, учитель МОБУ № 6 (г. Сочи)

             Социальная идентичность особенным образом проявляется в период социальных потрясений, крупных общественных перемен. Происходит стирание устоявшихся культурных границ и ценностей социальных категорий, по средствам которых человек определяет себя и свое место в обществе. В настоящее время именно в такой ситуации только с поправкой на кризис идентичности оказалась большая часть российской молодежи. Кризис идентичности наблюдается не только на уровне самосознания отдельной личности, но и в рамках целого поколения. Особенно остро проблема формирования гражданской идентичности стоит перед современной отечественной системой образования. Следует признать, что в настоящее время такой важный аспект воспитательной деятельности, как гражданско-патриотическое воспитание, пока что реализуется в образовательных учреждениях очень слабо. Безусловно, последствия социально-экономических и социокультурных преобразований 90-х годов прошлого столетия - экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  - оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание в целом и на воспитательный процесс подрастающего поколения в частности.

             В условиях неблагоприятного воздействия макросреды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, доброжелательность, сочувствие, сострадание, межконфессиональная и межнациональная толерантность и другие. Более того: социологические исследования, проведенные независимыми экспертами (Институт социологии РАН, ВЦИОМ, АНО Левада-центр) на основе разных методологических подходов и касающиеся нравственных убеждений учащейся молодежи, свидетельствует о росте негативного отношения к таким понятиям, как гражданский долг, ответственность перед обществом, толерантность, о размывании патриотических и  гражданских ценностей и идеалов.

             Формирование гражданской идентичности – сложный эволюционный процесс, имеющий свои закономерности и специфику. Он тесно связан с объективным бытием личности, с «Я-концепцией». Этот процесс влияет, в том числе, и на формирование личностного мировоззрения, и на уровень социализации личности в поликультурном пространстве.

             Процесс становления личности имеет разные уровни социального созревания. В качестве его основных характеристик выступают: стремление к самостоятельности, к социальному признанию; отношение к себе и окружающим, проявляемое в самооценке; структура личностной рефлексии, т.е. устойчивость интересов и другие. Поэтому для того, чтобы процесс формирования гражданской идентичности в условиях современного образовательного пространства булл эффективным, он должен включать в себя несколько этапов на разных стадиях личностного становления: осознание гражданских и национальных чувств, начальный этап выделения российского гражданского сообщества из других народов, осознание своей гражданской принадлежности, сопоставление родной и инонациональных культур; осознание необходимости межнационального взаимодействия и взаимопонимания в полиэтнической среде, осознание себя в качестве субъекта полиэтнической общности.

             В целях эффективного решения сложнейших задач гражданского воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях многие исследователи (педагоги, психологи, социологи, философы) обратились к поиску новых концепций, моделей, форм, технологий и средств, нацеленных на формирование гражданской идентичности. При этом, безусловно, следует учитывать тот огромный накопленный опыт и общие методологические подходы, имеющие непреходящее значение в деле гражданско-патриотического воспитания. Прежде всего, мы исходим из того, что процесс формирования и развития гражданской идентичности происходит в контексте становления мировоззрения и самоопределения       детей и подростков (Э. Эриксон) в период осознания собственного «Я», своих  жизненных и ценностных ориентаций. Опираясь на это положение, можно выделить ряд социально-педагогических условий формирования гражданской идентичности в современном образовательном пространстве:

    • приобретение и усвоение знаний и сведений об истории и культуре своей страны, о традиционных духовно-нравственных ценностях;
    • приобщение к российской национальной культуре, русскому языку гражданским традициям;
    • приобщение к национальной культуре других народов РФ с целью формирования уважения к их ментальности, культуре, обычаям, верованиям;
    • создание условий для самореализации личности в поликультурном российском социуме.

             Динамические социально-экономические и социокультурные процессы, происходящие в современном российском обществе, в значительной степени определяют параметры моделей формирующихся социальных идентичностей российского населения. В условиях кризисного состояния традиционных трансляторов идентичности (семья, школа), СМИ и Интернет стали приобретать роль ведущих агентов социализации, которые в массовом масштабе оказывают воздействие на сознание молодежи. Сегодня в рамках информационного пространства отчетливо просматриваются конструктивная и деструктивная тенденции, направленные на формирование позитивной идентичности через представления о национальной культуре и истории, ощущения причастности каждого молодого человека к социальному целому. Вместе с тем, противоречия между ценностями аудитории и ценностями, лежащими в основе социокультурных образцов, транслируемых современным средствами массовой коммуникации, затрудняют осознанную позитивную идентификацию личности.

             Безусловно, семья является основополагающим элементом в процессе развития личности и ее идентификации. Именно в семье формируются базовые ценности, установки, нацеливающие индивида на поиск жизненного смысла, основанного на постижении духовно-нравственного идеала. Семья связывает индивида с гражданскими и национальными корнями, вводит в контекст отечественной истории, формирует чувство причастности к судьбе своей страны. Тем самым семья создает дополнительные по отношению к другим институтам условия, гармонизирующие процессы социализации и идентификации личности. Однако, «в современной российской действительности наблюдается потеря авторитета семьи, что проявляется, прежде всего, в утрате ее социокультерной значимости. Опасность дезинтеграции семьи проявляется, прежде всего, в том, что она составляет не только результат определенных социальных процессов, но и причину будущих состояний общества» [1; С. 96].

             В этих условиях роль образовательного пространства в процессе формирования гражданской идентичности увеличивается. Дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз оказывают значительное влияние на сущностные характеристики всего общества, а так же на отдельную формирующуюся личность. Образовательная система осуществляет отбор культурной информации и трансляцию моделей идентификации, определяет этапы и методы освоения культуры.

        Реализация перечисленных педагогических условий позволит сделать процесс формирования гражданской идентичности более эффективным, усилить влияние общероссийской культуры на развитие личности учащихся, на формирование самосознания, на развитие традиционных для народов РФ духовно-нравственных качеств.

             

    ЛИТЕРАТУРА:

    1.        Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе// Социологический журнал.- 2005. N 2. – С.93-99.

    2.        Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и научный ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование гражданской идентичности младших школьников

    Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....

    Формирование гражданской идентичности

    Формирование гражданской идентичности...

    Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

    Обобщение педагогического опыта. В статье описывается опыт работы над проектом "Мой город детства и мечты отсюда родом я"К сожаления размер презентации большой, не загружается. Если материал интересен...

    Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников (публичное выступление).

    Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников. Задачи: •Предметные – формирование художественного вкуса и любви к прекр...

    Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 класс

    Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отно...

    Система внеклассных мероприятий по формированию гражданской идентичности

    Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежнос...

    Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

    «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...