Главные вкладки

    Формирование гражданской идентичности
    методическая разработка на тему

    Шушкина Светлана Вячеславовна

    Формирование гражданской идентичности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti.rar36.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

    « Средняя общеобразовательная школа № 5»

    « Формирование гражданской идентичности личности в условиях проектной деятельности»

                                   

                                                          Выступление

                                          учителя начальных классов                                                                                              

                           МБОУ СОШ №5

                          Шушкиной С.В.

    Ковров

    2012

              Актуальность  совершенствования системы общего образования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-созидающей, творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания и ценностно-смысловой ориентации в жизненных целях. ( Слайд 1)

    Приоритетной задачей школы является формирование готовности личности к самоопределению.

           Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл ( А. Г .Асмолов, 2007). ( Слайд 2)

     Основными направлениями   воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

    ( Слайд 3)

    1.Духовно-нравственное  ценностно-смысловое воспитание учащихся 

    2.Историческое воспитание 

    3.Политико-правовое воспитание 

    4.Патриотическое воспитание

    5. Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание

    6. Экологическое воспитание.

    Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе представляет собой целенаправленный процесс,  включающий  учебную  и внеурочную деятельность.

    Рассмотрев данную тему на  заседании методического объединения учителей начальной школы, мы пришли к выводу, что формирование гражданской идентичности  возможно только при условии взаимодействия всех вышеперечисленных направлений. Важно создать необходимые условия, осуществить выбор тем и форм работы для решения  данной единой задачи.

    Возможным средством реализации  может выступать метод проектов, т. К. именно он позволяет  формировать информационные, коммуникативные и социальные т. е ключевые компетентности учащихся, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, что предусмотрено в    « Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения».

    Формирование личностных УУД- наиболее сложная задача для современного педагога т.к.  любовь, уважение, гордость,  достоинство- эти чувства глубоко личные и трудно проверяемые.

    Я хотела бы привести слова русского философа  И.Ильина о формировании патриотизма: « Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой  и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

    Мы считаем, что  при формировании личностных универсальных действий именно проектная деятельность создает необходимые  условия для возникновения « Естественной предметной радости», и « Подлинного духовного опыта»  маленького человека.

     Мы представляем вашему вниманию модульную систему проектно- исследовательской работы в  МБОУ СОШ № 5 по формированию гражданской идентичности  учащихся во внеурочной деятельности.  ( Слайд 5)

    Анализ наполняемости каждого модуля позволяет определить приоритетные направления нашей деятельности.

    МОДУЛЬ  УЧИТЕЛЬ

    (Слайд 6)

    Основа всех исследований и проектов – это информационная грамотность учителя. Поэтому основная  цель данного модуля – обучение педагогов исследовательским технологиям,  использование данных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

    Работа в данном модуле осуществлялась поэтапно.

    1 этап Диагностический: анализ исходной ситуации.

    2 этап Теоретический: на данном этапе осуществлялось изучение существующего опыта  на методическом объединении учителей начальных классов.

    3 этап Практический :  апробация этой  технологии на практике, создание проектов.     Требования к учителю- руководителю исследовательской работы вы видите на данном слайде.( Слайд7)

    В настоящее время создана сильная секция учителей начальных классов, которая представляет свои достижения на школьных, городских и Российских конкурсах.

    МОДУЛЬ БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР(БРЦ)

    ( Слайд8)

    Библиотека как информационная система должна принимать активное участие в образовательном процессе.

    Что входит в данный модуль?

    1. Совместное  планирование информационных уроков  на основе разработанной  БРЦ школы №5 программы « Информационная грамотность школьника».
    2. Помощь и консультации в работе над проектами, предоставление предметных и методических  ресурсов.
    3. Факультативная и кружковая работа по проектной деятельности в начальной школе, которая проводится библиотечным специалистом.

    « Путешествие по малым городам России» - 4 класс ( Слайд 9)

    « Я –исследователь» - 1 класс ( Слайд 10)

    1. Совместное планирование проектов и исследований

    - Выбор темы

    - определение целей и задач

    - «движение»  по этапам проекта

    - подготовка к презентации работы

    - выход на школьные, городские и Всероссийские конкурсы

    МОДУЛЬ РОДИТЕЛИ

    ( Слайд11)

    ФГОС второго поколения  впервые в Российском образовании рассматривает родителей, как участников образовательного процесса, что позволит семье  проявить активную жизненную позицию.   Поэтому следует обратить внимание на формирование в семье основ любви и уважения к школе, плодотворного взаимодействия и сотрудничества!

    Основная цель данного модуля - сделать родителей союзниками и помощниками в работе.

    Какие же формы работы мы практикуем для реализации данной цели?

    1. Любая исследовательская работа предполагает подготовительный этап.  На этом этапе мы проводим совместные родительские собрания, на которых демонстрируем достижения учащихся класса – с презентацией предыдущего проекта и  с анонсированием будущей работы. Определяем цели и задачи исследования, обговариваем домашнее задание т.к. обычно работа осуществляется на протяжении целого года и требует серьезной подготовки.
    2. Индивидуальная работа с родителями т.к. каждая семья получает конкретное задание, составляется календарь проекта.
    3. Выясняем на индивидуальных встречах возможности родителей: осуществление видео – и фотосъемок, предоставление транспортных средств  для проведения учебных экскурсий.
    4. Вместе с родителями « движемся»  по календарю проекта.
    5. На основном этапе мы практикуем
    1. совместные внеклассные мероприятия, посвященные теме проекта
    2. встречи с интересными людьми
    3. промежуточную презентацию собранных материалов
    1. Наши родители -  наша поддержка на школьных и городских конкурсах.( Слайд 12)

     МОДУЛЬ УЧЕНИК

    ( Слайд13)

    Проектная деятельность способствует истинному обучению учащихся: она позволяет ученикам учиться на собственном опыте, приносит им удовлетворение т.к. они видят плоды своего труда.  Усиливается мотивация, появляется личный интерес учащихся  к расширению и углублению знаний по данной теме, желание реализовать свой творческий потенциал и получить заслуженную оценку своей деятельности. Помимо работы с конкретной темой,  предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных  связей с ребятами класса, группы, с педагогами и родителями.

    Работа в данном модуле ведется по нескольким направлениям

    - Работа с одаренными детьми, создание индивидуальных проектов.( Илья Муромец- реальность или вымысел» ( Баранов Никита 4-б класс, 2 место в городском этапе конкурса « Первые шаги в науке» 2012 г.)

    - Работа с группами учащихся, групповые проекты (« Домашние архивы, или как сохранить историю семьи»,  4-б класс 2011 год 2 место на региональном этапе Всероссийского конкурса « Я- исследователь»

    - Работа с целым классом ( «Храмы Владимирского края» 3 а класс 2010 г.)

    Каковы же результаты работы данной модульной системы?

        Приоритетным направлением наших исследовательских работ является краеведение. Мы считаем, что именно краеведческая работа способствует формированию личной сопричастности учащихся к историческому, культурному прошлому  и настоящему нашей страны. ( Слайд 14)

    Доброй традицией нашей школы стало проведение Единого Дня краеведения. В этом году он проходил в форме мини- проектов (фоторепортажей)  и был посвящен присвоению городу Ковров почетного звания « Город воинской славы».

     В ходе работы над проектами ребята изучали историческое прошлое нашего города, знакомились с памятными местами и крупными промышленными предприятиями Коврова, посещали музейные экспозиции, работали  с архивными документами.

    (Слайд 15)

    Названия наших репортажей очень красноречиво говорят за себя.

    - История «Ковровских» зайцев  ( Рук. Молькова О.А.) ( Слайд 16)

    - Дом детского творчества ( к  80- летию Дома творчества)(* Рук Шушкина С.В.

    -Конструкторы -оружейники ( Конструкторам В.А.Дегтяреву и Григ.Семен..Шпагину посвящается)  (* Рук. Новикова Т.А.)( Слайд17)

    - Памятные места города Коврова   ( Рук. Дронова Л.А.)

    - Ковров – город труженик.( Промышленные предприятия Коврова) ( Рук. Латышева Г.А.)

    Ежегодно на протяжении многих лет в нашей школе проходит научно- практическая конференция, на которой младшие школьники выступают с докладами, творческими проектами и исследовательскими работами. Направления работ  самые различные: краеведческое, профессионально- ориентированное, эко - биологическое,  культурологическое  и  др.

    Приведу несколько примеров.

      Формирование ценностей гуманизма и нравственности - приоритетная задача воспитания гражданской идентичности. Многие наши проекты посвящены культуре православного храма, т.к. знание этой культуры может стать нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим суть человеческой жизнедеятельности.( Слайд 18)

    Работая над проектами « Храмы Владимирского края» и « Никольские храмы Владимирской области»,  учащиеся школы познакомились с памятниками храмового  строительства на территории нашего края, с  их структурой и архитектурными особенностями.

      В ходе работы учащиеся вместе с родителями объехали всю Владимирскую область. Они  делали зарисовки храмов, собирали фотоматериал, встречались с людьми, заинтересованными в сохранении культурного наследия. ( Слайд19)

       Формирование гражданской  идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества,  героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. ( Слайд 20)

    В 2010 году учащимися 3 «А» класса был создан проект « История страны в истории семьи». В данном проекте прослеживались исторические события России,  начиная с конца 19 столетия вплоть до наших времен через судьбы членов семей учащихся класса.

          Была проделана огромная работа, собран ценнейший фотоматериал, архивные документы. ( Слайд 21)

     Центральным трагическим событием истории нашей страны является Великая Отечественная война.  « Нет в России семьи такой, где б,   не памятен был свой герой….»

         Учащиеся 2 «а» класса создали проект « Воинская доблесть наших близких», в котором рассказали о своих родственниках, участниках, тех грозных событий. В ходе работы ребята посетили памятные места Коврова, музей  завода им. Дегтярева, встречались с ветеранами Вов.( Слайд 22)

    Каждая семья имеет свою историю, свои  обычаи и традиции, во многих семьях хранятся уникальные исторические документы, предметы  старины.    Проект   4  «Б» класса « Домашние архивы или как сохранить историю семьи»  рассказывает о  том, что, как важно проводить работу по сохранению культурного наследия семь. Что откладывать её  на потом нельзя, т.к. вместе со старшим поколением от нас уходят уникальные  интересные сведения, которые составляют частичку нашей общей истории. ( Слайд 23)

        Важной составляющей гражданской идентичности личности является патриотическое воспитание, которое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордость за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь. ( Слайд 24)

    Проект « Символ Родины моей» посвящен белоствольной  красавице – березке.   Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов. Берёза – Родина, берёза – память, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.

       Проект « Профессии моих родителей» 3 «Б» класса – знакомит учащихся с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирует уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека. В ходе работы над проектом ребята посетили предприятия города, на которых трудятся их близкие, организовывали встречи с людьми различных профессий. ( слайд25)

     Связь задачи экологического воспитания  учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена,  во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви  к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении  страны и ее природного достояния.  ( Слайд26)

    Проект « Русский лес» , созданный учащимися 3 «Б» класса рассказывает о сложной экологической обстановке в зоне лесов Ковровского  района. Данный проект помог учащимся понять необходимость сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучает экологически сообразному поведению.

    Наши достижения

      2010 год

    Проект « Никольские храмы Владимирской области» - I место  на региональном этапе Всероссийского конкурса « Я - исследователь»,

    Лауреат Российского конкурса г. Сочи ( Рук. Акишина М.А. , Шушкина С.В.)

    .( Слайд27)

     2011 год

               Проект « Домашние архивы или как сохранить историю семьи»-

     II место на Региональном этапе конкурса младших школьников « Я – исследователь» ( Рук. Молькова О.А.) ( Слайд 28)

    2012 год

     Проект « Не в усах честь, усы и у таракана есть»

    Призер городского этапа конкурса  « Первые шаги в науке»

    II место на Региональном этапе Всероссийского конкурса « Я- исследователь» ( Рук. Акишина М.А.) ( Слайд 29)

    Проект « Илья Муромец  - реальность или вымысел» - завоевал диплом

    I степени  в  городском конкурсе   « Первые шаги в науке».( Рук. Дронова Л.А.)

     Проект « Символ Родины моей» - II  место в региональном конкурсе « Я - исследователь» ( Слайд 30)

    Победитель конкурса « Первые шаги в науке».( Рук. Шушкина С.В.)

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что  благодаря взаимодействию всех модулей проектно- исследовательской деятельности, в нашей школе созданы условия для формирования гражданской идентичности личности.  В данном  направлении ведется достаточно большая и серьезная работа. ( Слайд 31)

    Используемые источники

    1. С. Дьячкова, В.Луховицкий, Воспитание гражданина- М.: Чистые пруды, 2008.
    2. Л.КУдряшева, М.Проскурина, Формы воспитания гражданина. – М.: Чистые пруды. 2008.
    3. В.Луховицкий, Е Русакова. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории.- М.: Чистые пруды, 2008
    4. http://fgos.isiorao.ru/download/publ.1.php
    5. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/poznavatelnaya-deyatelnost-kak-osnova-formirovaniya-grazhdanskoi
    6. http://mokeevo.edu.yar.ru/rip/seminari/27_02_12/grazhdanskaya_identichnost.pdf
    7. lingym67.nnov.ru/formirovanie-grazhdanskoy-identichnosti-mladshih-shkolnikov/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование гражданской идентичности младших школьников

    Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....

    Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

    Обобщение педагогического опыта. В статье описывается опыт работы над проектом "Мой город детства и мечты отсюда родом я"К сожаления размер презентации большой, не загружается. Если материал интересен...

    Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников (публичное выступление).

    Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников. Задачи: •Предметные – формирование художественного вкуса и любви к прекр...

    Формирование гражданской идентичности на уроках изобразительного искусства в 4 класс

    Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отно...

    Система внеклассных мероприятий по формированию гражданской идентичности

    Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежнос...

    Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы

    «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...