Главные вкладки

    Для родителей
    статья по теме

    Григорьева Ольга Сергеевна

    Полезные статьи педагогов и детских психологов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Уважаемые родители первоклассников!

    В начале нового большого пути, каким является изучение языка, детям никак не обойтись без помощи взрослых - не только учителей, но и родителей. Мы как учителя знаем, что многие родители очень хотят помочь своим детям, но часто не знают как. Поэтому мы и решили ответить на некоторые вопросы, которые чаще других волнуют родителей. Надеемся, что наши советы пригодятся Вам и Вашим детям и помогут сделать изучение английского языка легким и увлекательным!

    Стоит ли начинать учить английский в 1 классе? Не рано?
    Конечно, стоит! Дети этого возраста более восприимчивы к языкам, легко и с удовольствием копируют взрослых, не боятся сделать ошибку.

    Что делать, если ребёнок не хочет заниматься английским?
    Поговорите с ребенком и выясните, чем вызвано его нежелание: ему неинтересно или трудно? Постарайтесь заинтересовать его с помощью компьютерных игр, обучающих программ и видео. Если у Вашего ребенка возникли трудности, посоветуйтесь с учителем. Учитель подскажет Вам, как помочь ребенку запоминать новые слова, выполнять домашнее задание и т. д. Ведь есть множество маленьких секретов успешной учебы, которых ребенок пока еще не знает!

    Должен ли ребёнок знать все слова и фразы из учебника?
    Вовсе не обязательно! В конце учебника обычно приводится перечень слов и фраз, которые ребенок должен научиться употреблять к концу года. Предполагается, что о значении остальных слов из песен, стихов, рифмовок и небольших текстов ребенок будет догадываться. Если же ваш ребенок увлечен языком, это даст ему возможность узнать больше.

    Как с ребёнком учить слова?
    Вот несколько советов, которыми Вы можете воспользоваться:

    • попросите ребенка научить словам кого-нибудь из членов семьи;
    • вместе с ребенком создайте копилку слов, в которую помещайте карточки с пройденными словами;
    • развесьте карточки со словами, картинки с подписями на английском языке на стенах в комнате ребенка;
    • используйте метод ассоциаций; спросите, на что похоже слово, которое вы хотите запомнить (например, cow – корова, корова даёт молоко, из молока мы делаем какао, корова по-английски cow (кау).

    Как научить ребёнка правильно произносить слова?
    У многих детей в начале обучения английскому языку могут возникнуть проблемы с произношением. Постановка правильного произношения – это долгий процесс, требующий большого количества упражнений на развитие у ребенка слуха, умения различать звуки своего и родного языка, умения правильно эти звуки произносить. Слушая речь учителя и диск с записями диалогов, песен и рифмовок и повторяя за ними, ребенок постепенно овладеет правильным английским произношением. Для дополнительной тренировки Вы можете использовать диск дома.

    Должен ли ребёнок переводить то, что он прочитал или услышал?
    Пожалуйста, не заставляйте Вашего ребенка переводить каждое слово! Если Вы хотите убедиться, что он понимает текст или предложение, попросите передать Вам его общий смысл. Ведь перевод – это непростое умение, которому нужно специально учиться, но никак не в 6-7 лет.

    Нужно ли читать вслух тексты учебника?
    Обычно, когда мы хотим что-то узнать из текста, мы читаем его не вслух, а про себя. Тем не менее, чтение вслух текста на иностранном языке является важным умением, которое складывается у детей в течение нескольких лет. На первом же году обучения предполагается, что дети учатся читать вслух тексты известных песен, стихов и рифмовок. Поэтому такие тексты, ПОСЛЕ тренировки в классе, хорошо было бы повторить дома.

    Если в учебнике нет правил чтения, смогут ли дети научиться читать?
    Существует методика обучения чтению через узнавание знакомых слов и предложений. Сначала дети учатся произносить и употреблять новые слова, а затем знакомятся с письменной формой этих слов.

    На уроках дети только играют. Когда же они будут что-нибудь учить?
    Дети этого возраста любят играть, придумывать правила для игр и следовать им. На уроках английского добавляется еще одно правило: игра будет проходить на английском языке. И дети под руководством учителя играют в «Семью», «Рождество» и т. д. Именно в игровой форме незаметно для детей мы постепенно приучаем их учиться. Так, к концу года они научатся очень многому: например, разыгрывать диалог-знакомство, рассказывать о своей семье, описывать животных и т. д.

    Зачем детям вырезать, клеить и рисовать на уроках английского? Какой в этом смысл?
    Учитель объясняет детям, как сделать игрушку, закладку для книги или фишку для игры. Дети слушают учителя и выполняют его указания. Но общение-то при этом происходит на английском языке! Все поделки используются в последующих играх и упражнениях. Например, раскрасив картинки с фруктами и овощами, вырезав и приклеив их на тарелку, дети показывают ее друг другу и рассказывают о своем любимом блюде.

    Если в учебнике не объясняются правила грамматики, как же дети будут правильно говорить?
    Когда ребенок начинает говорить на родном языке, он ничего не знает о его грамматике. Это говорит о том, что дети усваивают грамматику не через правила, а через образцы языка, которые они постоянно слышат и видят. На наших уроках дети также усваивают язык не через объяснения грамматики, а с помощью многократного повторения рифмовок, простых песенок, стихов и фраз в играх. А обучение грамматике с объяснением правил начнется в средней школе.

    Как помочь ребёнку, если он пропустил урок?
    Не пугайтесь, если Ваш ребенок пропустил занятие. Как правило, на страницах учебника все новые слова и фразы выделены специальным шрифтом. Вы можете также приобрести диск к учебнику и послушать вместе с ребенком диалоги, песни и рифмовки, которые звучали в классе. Хороший учебник построен так, чтобы весь материал повторялся на последующих уроках, и ребенок мог бы легко наверстать пропущенное.

    Мне кажется, что мой ребёнок не усваивает материал. Что делать?
    Не будьте слишком требовательны, это ведь только начало! Если ребёнок с удовольствием ходит на уроки, охотно рассказывает о том, чем занимается в классе, всё не так уж и плохо! Главная цель в начале обучения – развивать и поддерживать интерес к языку. Совершенно нормально, если вначале ребенок отвечает на речь учителя лишь жестами или отдельными словами. В это время он незаметно (даже для самого себя!) «впитывает» язык, который слышит и видит. Вспомните, ведь именно так происходило и с родным языком. Сначала ребенок Вас только слушал, потом начал жестикулировать в ответ на Ваши слова и, наконец, стал отвечать Вам отдельными словами и фразами. Поэтому не торопите ребенка, дайте ему время освоиться.

    И, наконец, несколько полезных советов:

    • почаще проявляйте интерес к успехам ребенка;
    • поощряйте желание ребенка спеть Вам разученную на уроке песню или рассказать стихи;
    • не отказывайтесь поиграть в игру, в которую ребенок играл на уроке;
    • почаще просите ребенка рассказать вам / научить вас, чему он сам научился на уроке;
    • советуйтесь с учителем всякий раз, когда у Вас появляются вопросы или сомнения;
    • не заставляйте ребёнка говорить по-английски, когда он этого не хочет;
    • не заставляйте ребёнка учить материал, еще не пройденный в классе - это лишит ребенка чувства новизны, и ему будет скучно на уроке.

    Желаем удачи!



    Предварительный просмотр:

    Как выдавать карманные деньги? 7 советов родителям

    изображение

    Карманные расходы — это первый опыт взаимодействия с деньгами для детей. Без ошибок тут не обходится. Но лучше учиться на ошибках в детстве, располагая небольшой суммой, а во взрослой жизни — пользоваться накопленным опытом. Вот несколько советов для родителей по выдаче карманных денег и развитию финансовой грамотности у школьников.

    Карманные деньги можно и нужно выдавать.

    И не стоит с этим тянуть до подросткового возраста. Чем раньше ребёнок получит собственные деньги, тем быстрее осознает, как они работают и как потратить их с пользой. Приурочить выдачу собственных карманных денег можно к началу учебы в школе, когда дети начинают пользоваться транспортом и питаться в школьной столовой.

    Договоритесь о сумме заранее.

    Чтобы ребёнок усвоил, что деньги (в том числе, карманные) — исчерпаемый ресурс, их сумма должна быть фиксированной, а выдача, желательно, — регулярной. Посчитайте, сколько ему нужно на проезд, обед в школе и другие ежедневные потребности, заложите небольшую сумму на непредвиденные расходы. Определитесь с периодичностью: раз в 1-2 дня, раз в неделю, раз в месяц. Сроки зависят от возраста ребенка: младшим школьникам сложно планировать бюджет в долгосрочной перспективе, а вот старшим период выдачи можно постепенно увеличивать.

    Не платите за помощь по дому и не лишайте денег в наказание.

    Помощь по дому – добровольное проявление заботы. Если ребёнок будет думать, что её можно монетизировать, в какой-то момент он просто перестанет помогать бесплатно. Смысл карманных денег в умении ими распоряжаться, а не добиваться. А лишение денег в наказание даст понять ребенку, что это не его собственность и он за них не отвечает. Как следствие — бездумные траты. Ведь без регулярного притока средств планировать расходы нет смысла.

    Заведите карту для накоплений и контроля расходов

    Если хотите знать, сколько, где и на что ребёнок потратил. Вам будут приходить SMS-уведомления о транзакциях по детской карте. Её же можно использовать и для накоплений: ребёнку можно установить дневной лимит, а он уже пусть решает, потратить всё или накопить. Это удобно, если школьник планирует крупную покупку в будущем.

    Установите мобильное приложение, которое поможет копить.

    Современным школьникам проще и интереснее осваивать новое с помощью гаджетов. Существуют мобильные приложения, которые позволяют детям самостоятельно контролировать свои траты, отслеживать расходы по карте и планировать бюджет. Приложение «Райффайзен-Start» станет отличным проводников в мир личных финансов для ребёнка.

    Расскажите об оптимизации расходов

    То есть о том, что можно снижать расходы без ущерба для комфорта. Обсудите с ребенком его траты и вместе поищите альтернативы. Например, у него подключен мобильный тариф с пакетом бесплатных SMS, а он их никогда не отправляет и общается в интернете. Или каждый раз по дороге на тренировку он покупает воду в магазине, хотя можно взять из дома в бутылке и сэкономить серьезную сумму в месяц. По отдельности эти траты кажутся мелочами, но в совокупности могут сберечь значительную часть бюджета.

    Помогайте с крупными покупками.

    Если вы знаете, что своими силами ребёнок не справится, мотивируйте его своей помощью. Заранее договоритесь, что как только он накопит треть или половину необходимой суммы, вы добавите ему оставшуюся часть. Даже такая частично самостоятельная покупка будет полезным опытом для ребенка и доставит ему много удовольствия.



    Предварительный просмотр:

    Как не стать диктатором в глазах ребёнка, но и не слишком его избаловать

    изображение

    Выстроить правильную линию поведения в смысле запретов сложно. С одной стороны, все вокруг твердят о важности самостоятельных решений, о том, что столько великих людей в школе были троечниками, и что ребёнок должен сам выбирать, чем ему интересоваться. А с другой, вдруг ребёнок выбирает не танцы и математику, а Майнкрафт и Иван Гая (господи, как он склоняется, интересно?).

    Да, любой детский психолог объяснит про границы и про то, как правильно их ставить: мол, мягко, но настойчиво объясните ребёнку, что он должен выключить мультфильм (причём, когда ему этого захочется, без нажима) и пойти сделать уроки. Взрослый не должен кричать, визжать и шантажировать, и тогда ребёнок непременно послушается, ведь границы и авторитетный взрослый ему необходимы.
    На деле же вот ты говоришь, мягко, да:

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/7.jpg

    «Пожалуйста, отложи айпад и подмети пол у себя в комнате».
    И начинается: «Ну ещё 20 минут, ну хотя бы пять? Ну почему ты такая гадкая! Я не хочу убираться! ААААА». Или: «Давай мы не будем съедать всю коробку конфет разом?». А дальше каждые пять минут: «Ну можно ещё одну последнюю и всё? Почему нельзя? Ты никогда мне ничего не даёшь, ты злая! АААА». Любые подобные переговоры очень часто превращаются в долгий спор, который только портит отношения. Чтобы количество этих споров сократить, я выделила шесть линий поведения, которые позволяют успокоиться и решить вопрос без скандала.

    1. Подождать

    Сейчас моей старшей дочери Кире восемь. Ещё год назад она никак не хотела покупать кроссовки на шнурках, потому что ей было лень их завязывать. Ещё она не хотела мыть голову, принимать душ, относить одежду в стирку и чистить зубы, причёсывание было пыткой. Всё это делалось после адских споров, мучений и криков. Буквально пару месяцев назад её вдруг прорвало: она принимает душ по два раза в день, сама моет голову, тщательно по три-четыре минуты чистит зубы, отлично расчёсывает волосы. Недавно мы зашли в магазин обуви, и вдруг она подошла к полке с кедами на шнурках и выбрала себе пару. Завязывать научилась тем же вечером: сама попросила показать ей, час пыхтела, тренируясь, и сейчас уже не просит помощи, а прекрасно завязывает сама. Да, я точно помню, что лично меня бабушка научила завязывать шнурки ещё в четыре года, и, наверное, я могла бы надавить на самолюбие дочери и заставить её сделать это ещё пару лет назад. Но был бы бой и скандал. А тут подошёл момент — и всё, она сама захотела, пошла и сделала.

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/10.jpg

    2. Обнулить опыт

    В августе мы на целый месяц всей семьёй поехали в отпуск. И я решила не брать в дорогу айпад. Мне показалось, что дочь многовато сидит в интернете и нужно устроить перерыв. Взяла с собой фломастеры, наклейки, скачала несколько фильмов и аудиокниг, взяла настольные игры. В итоге мы провели две недели в глуши и ещё две недели в ещё большей глуши, и прекрасно обошлись без айпада. Играли, рисовали, читали и слушали книги. Вместе посмотрели сериал «The Stranger Things». А когда вернулись домой, я чётко и спокойно (как и подобает авторитетному взрослому, выставляющему границы, ха) сказала: «Ты можешь сидеть в айпаде ровно два часа в день. Без «ой ещё три минутки».

    Поскольку айпадомания за месяц отпуска обнулилась и зависимость ослабла, дочери стало гораздо проще принять это ограничение.

    Теперь она сама говорит: «У меня закончился час — остался ещё один, я приберегу его на вечер, а пока пойду порисую». Подобную историю описывал в книге «Не упускайте своих детей» Гордон Ньюфелд: там речь шла не об айпаде, а о подростках, потерявших связь с родителями и погрузившихся в мир сверстников. В итоге родитель решает поехать вместе с детьми в поход, чтобы побыть вместе, вспомнить общие интересы и восстановить отношения. И это работает!

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/12.jpg

    3. Не врать

    Раньше в ответ на постоянные «купи-купи» я отвечала: «Денег с собой нет». А недавно подумала: а зачем врать своему ребёнку? И честно сказала: «Я не хочу сейчас покупать тебе эти наклейки». — «Почему?» — «Потому, что мне нужно заплатить ещё за твои занятия и купить тебе новые кроссовки, а на подобные мелочи незаметно уходит немало денег. Но если ты очень хочешь, ты можешь купить себе эти наклейки — на свои карманные деньги». И вот уже сразу два вопросы решены: ребёнок успокоился, так как ему не просто отказали в стиле «нет, и всё, почему — не твоё дело», а объяснили причину, и ребёнок учится сам принимать решения.

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/13.jpg

    4. Убрать соблазн из поля зрения

    Да, я слышала, что есть дети, которые могут отрезать один кусочек торта, закрыть коробку и убрать её в холодильник. Или такие, кому однажды дали наесться сладкого до отвала, и теперь они на него не смотрят. Моя дочь не такая. Если она видит торт — она не успокоится, пока не доест его до конца, коробка конфет будет прикончена за один вечер, пачка печенья за час. Споры-уговоры «ещё одну и всё» не работают. Она будет просить и просить, пока мы обе не начнём валяться в рыданиях.

    Я решила не покупать больше сладкого домой. Никогда. Дома нет сладкого.

    В гостях — пожалуйста, на улице — иногда можно купить, но невозможно каждый день съедать по целой шоколадке, выпивать литр сока или опрокидывать в рот коробку жвачки целиком. В итоге нет сладкого — нет споров. Иногда это единственный выход. Причём тут работает именно честность. К примеру, у меня была мысль поступить и с айпадом подобным образом: я могла бы сказать «ой, он сломался». Но тогда мне пришлось бы соврать, а врать я не хочу. Про сладкое же я честно говорю: мы не покупаем его потому, что вы съедите всё сразу, а это очень вредно.

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/9.jpg

    5. Перестать чувствовать себя виноватым

    Моя старшая дочь не умеет и не любит убираться. Недавно муж в шутку предложил ей вымыть пол — она от ужаса начала рыдать. Отнести тарелку в мойку (о том, чтоб вымыть, я молчу), положить одежду не на пол, а в бак для белья, подмести комнату, разобрать стол — всё это ужасно, тяжело и отвратительно. При этом младшая, которой ещё нет и двух лет, всегда, доев мороженое, бежит выкидывать обёртку в ведро, вечером по мере сил кладёт игрушки на место и охотно возится с щёткой, ведром и тряпкой. Тут — ясное дело — мой родительский просчёт. Во-первых, я слишком часто говорила старшей «уйди, я сама» (каюсь, но что теперь поделаешь — время ушло), во-вторых, я постоянно чувствовала себя плохой и виноватой матерью, и мне казалось, если я попрошу её отнести тарелку в мойку или поднять фантики с пола, то стану и вовсе монстром, принуждающим ребёнка к тяжёлому домашнему труду. Нет, со мной должно быть весело — прогулки, кафе, карусели, кино, ведь я и так уделяю дочери слишком мало внимания. Никакой швабры. В итоге к восьми годам она всерьёз считает, что домашние дела — это для взрослых, и что уборка — это ад и наказание.

    Единственное, что работает — личный пример и командная работа. Убираемся вместе — я держу совок, она щётку

    Я подметаю левую половину комнаты — она правую. Я мою посуду — она собирает тарелки со стола. Если бы я с самого начала не считала себя бесконечно виноватой и не думала, что, выдав дочери не только права, но и обязанности, непременно вызову горе и гнев, сейчас мне не пришлось бы с таким трудом исправлять ситуацию.

    6. Прояснить интересы ребёнка

    Три года назад мы уехали из России, Кире тогда было почти шесть, и переезд для неё стал непростой историей. Чтобы хоть как-то смягчить стресс, мы с мужем решили не отдавать её в обычную муниципальную школу, а записали в частную, демократическую. Нам показалось, что школа, живущая по заветам Саммерхилла, это как раз то, что нужно для ребёнка, оказавшегося в чужой стране без знания языка. Никаких оценок и тестов, свободное посещение (не хочешь идти на урок — никто не заставляет, можешь играть в мяч на школьном дворе), свободный выбор расписания (ученики сами выбирают, на какие уроки им ходить), весёлые расслабленные учителя, дети из творческих семей.

    Сначала нам казалось, что мы всё сделали правильно. Первый год от Киры никто ничего не требовал, она не спеша учила язык и заводила друзей. На второй год мы стали задумываться: почему же так трудно побудить её сделать домашнее задание или почитать книгу? На дом им задают совсем немного, и это действительно интересные задания! К примеру, «придумайте рекламный ролик с участием героя книги, которую вы сейчас читаете». Или «Напишите шуточную песню ко дню рождения Пеппи Длинный чулок». Но нет, о каждом задании мне приходилось напоминать, долго уговаривать сесть и сделать его, всё это под нытье, недовольство и крики. То есть вот, пожалуйста, школа, устроенная идеальным, казалось бы, образом: полное внимание к мнению ребёнка, свобода выбора, свобода личности. Но выберет ли ребёнок учёбу? Это вопрос.

    Да, сейчас, спустя три года, Кира читает, пишет и считает не хуже своих одноклассников. Но я не вижу, чтобы она всерьёз хотела выполнять домашние задания и учиться по школьной программе глубже и больше, чем того требует их свободный график. Муж считает, что подобная система обучения ей просто не годится, и нам нужно перевести её в школу с обычными требованиями, иначе «она ничем не интересуется».

    Мне же кажется, что «интересоваться» — это не значит непременно ходить на танцы, уроки фортепиано или спортивные занятия

    К примеру, я вижу, что Кире очень интересна музыка. После просмотра сериала «The Stranger Things» она попросила скачать саундтрек и подробнейшим образом расспросила про каждую группу и каждую песню. Нашла и прослушала в ютьюбе остальные песни этих групп. Выяснила биографию солиста The Clash и артиста Пола Лекакиса. Да, это никак не связано со школьной программой, но это же интерес? На днях она пять раз кряду прослушала «Робинзона Крузо» и подробнейшим образом расспрашивала меня, как вялить изюм и обжигать глину. Вот что в таком случае делать? Перестать нудеть с этими чёртовыми заданиями, больше прислушиваться к интересам ребёнка и стараться отвечать на его вопросы? Или одно не отменяет другого? Я пока не могу принять чёткого решения.

    Ольга Уткина,
    журналист, мама двоих дочерей



    Предварительный просмотр:

    Ребенок не хочет учиться. Что делать?

    изображение

    Пожалуй, это классическая проблема, с которой сталкиваются многие родители. "Мы всё перепробовали, но он нас не слушает...".

    Причина 1. Слишком много информации. 

    5-6 уроков в день, потом столько же домашних заданий, где-то недопонял, что-то не успел и в конце- концов, усталость и перегруженность дают о себе знать. Ребёнок просто перестаёт "бежать" за программой и опускает руки.

    Наиболее часто в такой ситуации можно услышать от ребёнка: "Всё! Я не могу больше учиться! Не хочу, мне это не надо!"

    Решение: помочь распределить этот большой груз. 

    Конечно, не стоит самим садиться за учебники и выполнять домашнее задание за ребёнка. Но дать ему отдохнуть - просто необходимо.

    Попробуйте пересмотреть его график, возможно, часть домашнего задания можно делать заранее, на выходных. (Но ни в коем случае не посвящая этому по 5 часов.) Не требуйте немедленного выполнения домашнего задания: "Пока не решишь все задачи - никуда не пойдёшь". Если ребёнок учится в старших классах, посоветуйте сами ему пойти прогуляться с друзьями, сходить в кино, кафе. Получив заслуженный отдых, школьник сможет вновь взяться за учёбу. 

    Причина 2. Не понимание предмета (или нескольких).

    Как правило, если мы в чём-то не можем разобраться, мы быстро теряем к этому интерес. Иногда, в этом виноваты напрямую школьные учителя, которые ориентируются только на тех учеников, которые "схватывают" материал очень быстро, а кто не понял - потом дома разберётся. 

    Отсюда у детей и копится гора непонятых тем, а в журнале появляются двойки. Где уж тут захотеть учиться?

    Также трудности с предметами часто возникают из-за болезни, которая помешала посещать занятия в школе, либо просто из-за того, что ребёнку нужно более подробное и полное объяснение. Если заглянуть в детство, многие родители вспоминают, что у них были тройки по физике или химии. А ведь если бы кто-то с ними отдельно посидел и рассказал, что к чему, вполне можно бы было выйти на 4 и даже 5!

    Решение: помощь хорошего репетитора. 

    Наши педагоги знают, как объяснить даже самый сложный материал простым языком и с использованием картинок, примеров и т.д. Кстати, занятия с репетиторами могут позволить не только восполнить пробелы, но и заранее пройти сложные темы, подготовиться к контрольным и лабораторным работам, чтобы в школе было гораздо легче.

    Летние занятия по программе следующего учебного года часто становятся настоящей "палочкой-выручалочкой" для многих наших учеников и их родителей!

    Причина 3. Внешние факторы, не связанные с учёбой напрямую. 

    Здесь может быть что угодно - от первой влюблённости, мешающей сосредоточиться на учёбе, до проблем в семье, недопонимания с учителями, одноклассниками и т.д.

    Если вы заметили, что расписание у ребёнка довольно свободное, позволяющее отдохнуть, а разные репетиторы никак не могут помочь сдвинуть всё с тройки, скорее всего, дело именно в 3-ей причине.

    Решение: Кто лучше родителей может помочь в такой ситуации?

    Вы - лучший друг своему ребёнку и знаете его как никто другой. Аккуратно поинтересуйтесь, что беспокоит сына или дочь. Скажите, что замечаете плохое настроение, беспокойство, но не собираетесь читать ему "нотаций", просто хотите помочь. Если ребёнок не охотно идёт на контакт, отмахивается от вопросов, попробуйте начать рассказ с себя. Вспомните, из-за чего у вас случались двойки в школе, расскажите, как вы прятали от родителей дневник (даже, если вы были круглым отличником или отличницей). Этот способ зачастую помогает "разговориться". А зная проблему, вам будет гораздо проще дать ребёнку совет и как-то направить его.



    Предварительный просмотр:

    Ребенок перешел в 5 класс!

    изображение

    Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. 

    Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

    В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит

    В возрасте 10-12 лет дети начинают постепенно взрослеть. Но они ещё много играют, бегают, часто легкомысленны, взрывчаты, кипучи, неустойчивы в интересах, легко поддаются влиянию. У младшего подростка возникает представление о себе, уже не как о ребёнке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть им. Дети сравнивают себя с окружающими людьми, отличаются большей восприимчивостью к усвоению норм, правил, ценностей и способов поведения, которые есть в мире взрослых. Школа и учение занимают большое место в жизни ребёнка. У многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками.

    Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка.

    Как помочь ребёнку хорошо учиться?

    Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

    Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

    Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

    Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

    Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться.

    Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.

    Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

    • организация режима дня;
    • контроль за выполнением домашних заданий;
    • приучение детей к самостоятельности.

    1. Организация режима дня.

    Организация режима дня позволяет ребенку:

    • легче справиться с учебной нагрузкой;
    • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. Ведь плохое здоровье школьников - причина неуспеваемости.

    Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

    Точный распорядок занятий - это основа любого труда.

     Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

    Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. 

    Желательно в одно и то же время.

    Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

    Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

    Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга.

    Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

    Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.)

    Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

    Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин.

    Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

    Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

    Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

    2. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.

    Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

    • какие отметки?
    • выполнил ли уроки?

    После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

    Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

    Хорошо если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе;  как он понял материал;  как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял. При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

    Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

    Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

    Например, решая задачу:

    • прочитать задачу, представить, о чем говорится;
    • кратко записать условие, схему;
    • пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
    • подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
    • составить план решения задачи;
    • проверить решение;
    • записать решение в тетрадь.

    Выполняя упражнение по русскому языку:

    • повторить правила;
    • прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
    • прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
    • выполнить задание письменно;
    • проверить работу.

    Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

    • какая бы погода ни была;
    • какие бы ни шли телепередачи;
    • чей бы день рождения ни отмечался.

    Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. 

    Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.

    Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.

    При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

    Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

    У детей бывают два повода отвлечения:

    Первый повод - игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;

    Второй повод - деловой: ищет карандаш, ручку, учебник.

    Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа.

    У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

    Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

    Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

    Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

      Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

    При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

    3. Направление помощи - приучение к самостоятельности.

    При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

    Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

    Позвольте в заключении, уважаемые родители, дать вам несколько советов.

    • Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
    • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
    • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
    • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.



    Предварительный просмотр:

    Ребенок, который не хочет учиться. Где у него кнопка?

    изображение

    Нежелание детей учиться — проблема для учителей и родителей. Мы тревожимся за их будущее и всеми способами стараемся вызвать интерес к урокам. Описываем перспективы блестящего будущего с образованием и ужасного — без, награждаем и наказываем, но не достигаем нужного эффекта. Разберемся, почему так получается, и как это исправить.

    Прежде всего, зададимся вопросом, зачем нам нужно, чтобы ребенок хорошо учился? Часто мы пытаемся передать ребенку свою мотивацию, которую нужно осознать, чтобы увидеть ошибку.

    «Чтобы гордиться своим ребенком». За счет усилий ребенка мы хотим получить приятное чувство для себя. Он должен поработать, чтобы мы почувствовали себя хорошо. Эта мотивация действует на детей с неустойчивой самооценкой, не уверенных в родительской любви.

    «Чтобы у него получилось то, что не получилось у меня». У нас есть некоторое представление о цели, куда мы хотели бы прийти сами. Нам это не удалось, но цель закрепилась как незавершенное действие, и осталась очень ценной. Ребенок может разделить эту мотивацию в том случае, если он очень похож на нас в своих целях, либо если живет в симбиозе и не разделяет себя и родителя.

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/28.jpg

    «Чтобы он смог получить хорошее образование, хорошую работу и преуспеть в жизни (иметь много денег, уважение)». Стремление ставить далекие цели, никак не связанные с нынешней ситуацией, размытые, общие, может маскировать непонимание ближних целей, неумение их ставить и добиваться, неспособность получать удовольствие от жизни здесь и сейчас. Для ребенка эти цели непостижимы, он не может себе их представить, поэтому они не являются для него стимулом.

    «Чтобы он получил хорошие знания, стал «своим» в среде умных людей» Для многих из нас знания — безусловная ценность и удобный ценз, которым мы отделяем «своих» от «чужих». Но не факт, что ребенок хочет принадлежать к нашей группе «своих». Скорее всего, у него своя группа значимых людей, а «наши» знания для него пустой звук.

    «Чтобы он не стал бомжом (уборщицей, продавцом, и т.д.)». Мотивация от противного, мы боимся за его будущее. Но ее побочные эффекты — знания и учеба заряжаются неприятными ассоциациями, снижается познавательная способность, поскольку страх ухудшает усвоение материала.

    «Потому что иначе у него будут проблемы». На самом деле это значит «Потому что иначе у меня будут проблемы с учителями и администрацией школы». Чтобы его всерьез тревожили не свои, а наши проблемы, должно выполняться одно из 2 условий: ребенок чувствительный и совестливый, он боится за родителей.

    «Я хочу, чтобы он был занят учебой, а не компьютерными играми или шатанием по улицам». Это значит, что мы не можем переносить его безделье, злимся на него за то, что он ничего не делает, пока мы выбиваемся из сил. Злость вызывает у ребенка сопротивление, ответную злость и страх.

    «Чтобы он мог гордиться собой». Этот прием работает только, если у вас амбициозный ребенок. Но ребенок с амбициями и сам делает все, чтобы выделяться среди сверстников. Если это не работает, значит это для него не важно.

    «Чтобы он чувствовал себя не хуже других». Как правило, такая мотивация возникает у родителей, когда ребенок оказался в ситуации неуспеха и отказывается возвращаться на поле битвы, где потерпел поражение. Здесь также много страха, блокирующего познавательные способности, и стыда.

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/30.jpg

    Мы рассмотрели самые частые «кнопки», на которые родители пытаются нажимать, и которые не работают. Прежде, чем поговорить о тех, что работают, необходимо «снять предохранитель». Мотивация к учебе может работать, когда ребенок спокоен. Если он испытывает сильные эмоции (тревогу, печаль, страх), то не сможет учиться, пока занят переживаниями. Не все проблемы возможно решить сразу, но ребенку очень поможет, если вы сможете выслушать его, не давая советов и не ругая, а попробовать понять, что он чувствует и чего хочет.

    А вот и те самые кнопки, которые работают:

    Потому что это страшно интересно. Если вы считаете школьные предметы скучными, вероятность убедить ребенка в обратном невелика. Чтобы передать ребенку интерес к учебе, нужно, чтобы было, что передавать. Совместный выбор и просмотр онлайн-лекций по истории или опытов по химии — хороший путь для передачи ребенку интереса к познанию.

    http://www.maths-da.ru/useruploaded/editor/images/31.jpg

    Потому что это получается. Эврика-эффект. Лучше всего работает мотивация, завязанная на удовольствие. Особое удовольствие мы получаем от «эврика-эффекта» — от разгадывания загадки, решения задачи. Необходимо создавать такую ситуацию, в которой ребенок сможет из доступной информации сконфигурировать ответ на интересный для него вопрос.

    Потому что за этим следует что-то приятное. Похвала. Дополнительным подкреплением учебного успеха будет радость и похвала взрослого — учителя, родителя. При этом особенно ценно акцентировать внимание на пути, который привел от напряжения к разрядке. Так вы помогаете ребенку еще раз прожить ощущение победы и насладиться им: «Ух ты! Ты никак не мог найти решение, а потом понял, что нужно сделать так, и все получилось! Класс!» «Ты не знал, с чего начать, пока не догадался сперва написать план сочинения. А теперь получилось целых 2 страницы!». Важно хвалить не самого ребенка, а сделанную им работу: «Ты все описал так детально и точно!» «Какое красивое короткое доказательство!»

    Ирина Катин-Ярцева,
    детский психолог


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест для родителей "Какие вы родители"

    Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

    Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

    Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

    Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

    Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

    Тест для родителей. Какие вы родители?

    В данном тесте представлены вопросы для родителей...

    Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

    В помощь родителям первоклассников....

    Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

    В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...