В помощь родителям
консультация по теме

Макарцова Людмила Алексеевна

Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА  ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит, пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во время игры хорошо бы стимулировать эмоции. Если вы "лечите" мишку, то он может "поплакать", если зайка "плохо себя ведет", с ним нужно говорить "строго".

Очень хороша игра "Гости пришли", когда игрушки приходят в гости. Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Ну, а вы спрашиваете у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.

Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанного. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было
. Вообще, очень полезно интересоваться и тем, кто что делает, а не только где что и где кто.

Побольше глаголов, хороших и разных. Несмотря на то что в словаре малыша все еще преобладают слова-названия (существительные), там уже должны присутствовать почти все части речи, а уж глаголам просто необходимо там быть.

Не требуйте от ребенка в этом возрасте обобщений. Малыш хорошо знает, что такое чашка, тарелка, миска, пользуется этими словами, но для слова "посуда" время еще не пришло. Кроме того, не беда, если шапкой называются и кепка, и панама, и берет. 

Старайтесь оттачивать разные стороны речи ребенка. Хотите получить уменьшительно-ласкательные словечки, закрепить понятия "большой - маленький", а заодно и снабдить малыша знаниями о зверях и их детенышах - запаситесь игрушками: маленькими и большими медведями, волками, лисами. И начните играть: "Где медведь, а где медвежонок? Медвежонок маленький, а медведь какой? Кто у медведя детеныш?" Возможны варианты, рожденные вашей смекалкой.

Если с игрушками проблемы, нас всегда выручат картинки. Теперь уже самое время купить в магазине лото. Есть очень красочные лото для малышей, совсем не обязательно сразу же использовать игру абсолютно так, как это рекомендовано в аннотации. Можно просто показывать ребенку картинки, причем подойдут и различные лото, предназначенные для изучения иностранных языков, так как понадобятся не только предметные, самые простенькие картинки, но и картинки, на которых предметы (и объекты) действуют, а также сюжетные картинки.

Если раньше малышу было довольно сложно рассматривать детали, то теперь он с этой задачей справится. При рассматривании сюжетных картинок у вас есть возможность рассказать ребенку, что на них изображено, и по ходу дела задавать вопросы. Постарайтесь, чтобы вопросы были ребенку по силам и не несли в себе отрицательного заряда. Они должны быть точными: "Посмотри, вот мальчик Коля. Он собирает грибы. Что делает Коля? Грибы большие и маленькие. Какие грибы? Под кустом - мухомор, а под деревом - белый. Где мухомор? Какой гриб растет под кустом?"

Конечно, это только примерные вопросы. Некоторые лото предполагают развитие умения не только распределять слова по значению, но и закреплять названия цветов. Пусть малыш подбирает картинки по цвету, а потом называет их. Очень нравится детям игра наподобие "Объяснялок", когда вы показываете ребенку картинку, а он пробует описать ее, не называя. 

Лучше читать малышу книги с иллюстрациями. Если ребенок хочет полистать книгу, не препятствуйте.

Очень хорошо, если ребенок, слушая, как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложения. Для этого давайте ему время приготовиться, делая небольшие паузы и показывая, что вы ждете его дополнения. Не поленитесь повторить особенно удачно произнесенные слова за малышом, ну и, конечно, не забывайте похвалить труженика. Помните, что задание, которое нам может казаться очень легким, для маленького человека - сложная задача, и ее решение потребует многих сил и времени.

После двух лет можете использовать в домашней практике такое мощное средство развития как 
загадкиНачнем с простых загадок, отгадка на которые прячется (но не очень далеко) в самой загадке: "Кто нам молоко дает и мычит: му-у-у?"

Если загадка никак не отгадывается, на помощь можно призвать картинку, игрушку или несколько картинок, игрушек, чтобы малыш мог выбрать:

Иногда бывает так, что новые слова входят в детскую речь с трудом, длительное время почти не употребляются самостоятельно.
Тогда старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах. Например, вы показываете малышу картинку с изображением лодки и называете ее, потом играете вместе с игрушечной лодочкой и, наконец, демонстрируете лодку на прогулке (может, даже катаетесь с ребенком на лодке!). Во всех случаях вы и сами говорите, и ребенку даете возможность высказаться.

Вам, конечно, хочется, чтобы ребенок говорил правильно, грамотно. На третьем году уже идет знакомство с грамматикой. Прежде всего, вы можете приступить к закреплению понятия "много", то есть к использованию форм множественного числа. Звучит это по-педагогически замысловато, а означает, что малыш научится говорить слова с разными окончаниями: книга - книги, стол - столы, озеро - озера.

Пусть ребенок приобщается к новым правилам постепенно, не пытайтесь уместить все, что вы хотите, в одно занятие. За один раз старайтесь давать слова, грамматически сходные: нос - носы, кот - коты, крот - кроты. Здесь помогут картинки, игрушки, предметы домашнего обихода. Потихоньку учите ребенка употреблять в речи предлоги. Сначала лучше делать это на бытовом уровне, во время повседневной жизни, стараясь, чтобы малыш научился понимать значение предлогов. Просите его выполнять какие-то действия: "Положи ложку на стол. Возьми машинку с дивана. Поищи мяч под шкафом". Уже после этого можно спрашивать, где находилось что-либо, откуда было взято, куда положено.

Раскладывайте игрушки по разным местам, а потом вместе с ребенком собирайте их и непременно комментируйте свои действия. Не стоит заставлять ребенка выучивать словечки типа "предлог", "множественное число" и т. п. Многие родители, опасаясь ужасов тестирования при поступлении в школу, стремятся обогатить ребенка как можно большим количеством специальных знаний уже в этом возрасте, но ведь возможности малыша пока ограничены. Вы рискуете подорвать развитие нервной деятельности, перегрузив малыша слишком объемной и сложной для его возраста информацией. Всему свое время.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС»

Цель: повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах подготовке детей к школе.      

Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника   — основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, определяющей путь его развития как личности. Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Одним из принципов которой является сотрудничество ДОУ с семьёй воспитанника, ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является обеспечение повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.         Обеспечение и поддержание психического здоровья детей дошкольного возраста возможно только при соединении усилий педагогов и родителей. Установка на сотрудничество детского сада и семьи является центральной в процессе эффективного обучения и воспитания. Исходя из этого цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.

«Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ, информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.

«Физическое развитие» —знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактику заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников.

«Речевое развитие» — индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах, совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.

«Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки, музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.

Таким образом, внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.

Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Для одного родителя это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости.

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:

— обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности;

— формирование у детей представлений о школе;

— развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;

— развитие положительной самооценки детей;

— повышение уровня коммуникативной компетентности детей;

— формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению педагоги осуществляли через разные виды организации детской деятельности:

- экскурсии в школу;

- беседы о школе;

- чтение художественной литературы о школе;

- рисование на тему «школа»;

- рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;

- просмотр фильмов и мультфильмов о школе;

- сюжетно-ролевая игра «Школа».

Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный мотив, игра помогает ребёнку принять на себя социальную роль школьника, что в дальнейшем поможет ему успешно войти в школьную жизнь. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как это можно сделать – пойти в школу.

В игре у детей формировались умения: пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Через игру ребёнок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:

- групповые собрания для  родителей  будущих первоклассников;

- «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов;

- День открытых дверей для  родителей  будущих первоклассников;

- издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении;

- педагогическая пропаганда (консультации« Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Основные знания и умения ребёнка при поступлении в школу», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников»; информационные письма «Готовим ребёнка к школе»);

- консультации на сайте ДОУ;

- анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться», «Готовы ли Вы к поступлению в школу»;

Родители научатся:

- определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;

- понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

Цель: оказать помощь родителям в выборе игрушек.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее  отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям будущих первоклассников.

Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...

В помощь родителям дошколят

Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...

В помощь родителям дошколят

Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...

в помощь родителям

Для родителей...

В помощь родителям

Этот материал поможет родителям. Каждый родитель сталкивается с трудностями в общении детей друг с другом, поэтому так важно знать своих детей: их социально- психологические потребности и установки....

В помощь родителям.

Советы родителям, чей ребенок пойдет в первый класс....

Помощь родителям .Родителям о скорости чтения.Как помочь своему ребенку?

Материал для родителей о том ,как помочь своему ребенку совершенствовать читательские навыки,несложные приемы  для развития правильного ,беглого,выразительного чтения."Залог успешности- ежедневны...