Консультация для родителей."Почему дети фантазируют".
консультация на тему

Морозова Екатерина Викторовна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_deti_fantaziruyut.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Почему дети фантазируют?

То, что все дети в мире – выдумщики и фантазеры, наверное, ни для кого не секрет. Мы постоянно удивляемся той необыкновенной свободе, с которой ребенок обращается со всем, сто его окружает.

Всякий, кто близко наблюдает детей, кто их растит, учит, воспитывает, постоянно сталкивается с явлениями, которые принято называть воображением. Выдумки детей не только нас умиляют и сердят, но иногда и пугают нас.

Сюжеты могут быть самыми разными, но тех, кто слушает эти рассказы, всегда поражает две вещи. Во-первых, взрослому человеку обычно становится ясно, сто ребенок выдает себя за участника событий, которых вовсе не было или в которых он не мог принимать участия. Во-вторых, если призадуматься, то легко увидеть, что ложь этих рассказов- особенная ложь! Она обычно не имеет ничего общего с желанием скрыть плохой поступок, со стремлением избежать наказания или получить награду. Иначе говоря, она никак не связана с мотивами, толкающими ребенка на сознательный обман.

Еще более странным кажется нам, когда довольно большие дети с упоением слушают и пересказывают друг другу страшные или фантастические захватывающие истории или вдруг начинают нелепо и неестественно вести себя, явно подражая кому-то.

В чем же причина власти детских фантазий над ребенком? В чем причина неуемной тяги детей к необычному, непонятного стремления к воображаемому преобразованию всего окружающего мира? Почему на каждой новой возрастной ступени воображение готовит нам новые сюрпризы.

Воображение – одна из форм отражения действительности, предполагающая в то же время некоторый отход от нее. Из-за того, что воображение дает нам результат идеально до его реального воплощения, «овеществления», его называют иногда еще и «опережающим отражением действительности».

Для ребенка, который еще только знакомится с окружающим миром, степень и частота «неопределенности ситуаций, конечно, иные, чем для взрослого. Его жизненный опыт еще очень мал, мышление несовершенно, а на каждом шагу – встречи с новыми, непонятными предметами и явлениями. Мир ребенка – мир неопознанности и неопределенности по сравнению с нашим; для ребенка постоянно неясны исходные данные задач, которые приходится решать.

Восприимчивость детей ко всему новому поразительна. Наряду с потребностью в активных действиях и общении ученые называют потребность в познании мира одним из главных двигателей развития ребенка. Простейшая форма проявления этой потребности – это ориентировочно - исследовательский рефлекс, или рефлекс «что такое?».

С одной стороны, развивающийся мозг нуждается в постоянном притоке сенсорной информации. С другой стороны, поток информации настолько велик и разнообразен, а мышление ребенка еще так несовершенно, что адекватная переработка этой информации невозможна. В результате в психике возникает конфликт между избыточностью «внешней» информации и недостатком возможностей, дефицитом «внутренней».

В этих условиях ребенок непременно должен противопоставить потоку информации, обрушивающемуся на него, средство, которое позволило бы ему перекомбинировать  исходный материал и, таким образом, увеличить объем воспринимаемой информации.

Таким средством и является воображение.

Одно из отличий детского воображения от воображения взрослых – большая свобода установления связей между предметами и явлениями. Но причина такой свободы – неразвитость критичности мышления и ограниченность жизненного опыта. Таким образом, одна и та же черта детского воображения есть одновременно и следствие неразвитости мышления и ограниченности опыта, и средство их преодоления.

Связь воображения с эмоциональной сферой чрезвычайно тесна и сложна. Существуют особые закономерности этой связи. Одно из замечательных свойств воображения  заключается в том, что человек ему верит. Эта вера в воображение и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемое в жизни, бороться за его воплощение, идти на зов воображения.

Сильно различается воображение взрослых и детей в отношении его связей с эмоциями. Ребенок может испугаться того, сам он создал. В психике детей чаще замыкается круг образ – эмоция – образ. Поэтому под влиянием воображения ребенок может совершать поступки, которые взрослый никогда не совершит.

Воображение рождается и развивается прежде всего в игре. Особой любовью у детей пользуются кубики, палочки, шарики, лоскуточки и т.п. игрушки , которые допускают широкие замещения.

Дети в  7-10 лет склонны выдумывать странные истории, героями которых они являются, и особенно несуществующих друзей, которые отличаются чем-то необыкновенным. В рассказе ребенка эти выдуманные друзья всегда уважительны к нем, обращаются с ним, как с равным, они его верные помощники и заступники. Характерны для младших школьников и рассказы о путешествиях, которые они якобы совершали, и приключенческие истории, в которых они будто бы принимали участие.

Одной из причин, побуждающих воображение к такой своеобразной работе – острое переживание ребенком неблагополучия, стремление выйти из него и обрести равновесие. Но есть и другая –бессознательное порой стремление заинтересовать собой окружающих, привлечь их внимание. Третьей – и самой основной – причиной проявления таких странных фантазий в младшем школьном возрасте является кризис игры. Игра еще занимает  в жизни младшего школьника важное место. Но из ролевой она постепенно становится игрой-драматизацией, игрой-фантазированием. Создаваемый в игре-фантазии образ самоценен для ребенка, он вызывает у него волнующие эмоции, во имя этих переживаний он и строится.

На рубеже четвертого – пятого классов дети начинают удивлять и огорчать родных вдруг появляющейся скрытностью, некоторой отдаленностью, невниманием, иногда пренебрежением к мнению и оценкам взрослых. Они становятся очень чувствительны к оценкам сверстников, часто снижается интерес к учебе, появляется небрежное отношение к своим обязанностям.  Проявление таких признаков – верный признак того, что ребенок перешагнул границу между младшим школьным возрастом и подростковым. Особенностью фантазирования у подростка является тенденция быстрого перехода в действие, в поступок. Стремление подростка к активной деятельности настоятельно требует не просто мечтаний, но действительного поступка.

Не спешите уличать ребенка во лжи. Задумайтесь лучше, не одинок ли он, не обижают ли его. Приглядитесь, как складываются его отношения со сверстниками. А если уж разоблачение необходимо, замените все-таки «врешь» на «сочиняешь».

Помните об особенностях воображения подростков, о причинах, производящих на свет буйство фантазии и подростковые компании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Почему дети разные

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"

Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...

Консультация для родителей:"Почему ребёнок не научился говорить правильно"

Данный материал представлен в виде консультации для родителей. Даны советы и рекомендации по своевременному обращению к специалисту-логопеду.Раскрыты видимые и невидимые причины дефектов речи, и ...

Консультация для родителей "Почему агрессивны наши дети".

Консультация для родителей, в которой раскрывается причина агрессивности детей и даются советы по воспитанию не агрессивности....

Почему дети фантазируют?

Как понять своего ребенка и установить с ним желанный контакт....

Консультация для родителей "Истерики детей с 1,5 до 4,5 лет: почему они происходят и как помочь ребенку с ними справиться"

Очень важно нам, как взрослым, быть опорой для наших малышей. Но  бывает тяжело держать самообладание во время дестких истерик, а если они происходят на улице, тем более. И здесь наша ответственн...