Значимость медиатора в образовательной организации
статья на тему

Флягина Наталья Сергеевна

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено, прежде всего тем, школьная жизнь – разнообразна и многогранна, это одновременно очень интересный и сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachimost_mediatora_v_obrazovatelnoy_organizatsii.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость медиатора в образовательной организации.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено, прежде всего тем, школьная жизнь – разнообразна и многогранна, это одновременно очень интересный и сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.  

Часто ребенок, находясь в ситуации конфликта или являясь жертвой,  имеет низкую учебную мотивацию, и соответственно, показывает низкие учебные достижения.  

В современной школе, как и в целом мире, существует несколько подходов к разрешению конфликта 

1. С позиции силы: это разрешение конфликта за счет перевеса в силе одной из сторон (администрация школы, власть родителей и манипуляция). В этом случае всегда одна сторона выигрывает, другая проигрывает.

2. С позиции права – это разрешение конфликта на основе закона, нормативных актов, распоряжений, инструкций и правил. И в этом случае один участник конфликта выигрывает, а другой проигрывает.

Общей особенностью первых двух подходов решения конфликта является то, что решение о способе выхода из него принимают не сами участники ситуации, а кто то другой навязывает им свое решение. Часто эти способы решения конфликтов,   решают только последствия ссоры, а не ее причину.  

3. С позиции интересов –   Урегулирование конфликта в рамках данного подхода осуществляется на основе выявления интересов сторон и приведение сторон к взаимовыгодному соглашению. В данном случае нет проигравшей и выигравшей стороны.  

Для эффективного и конструктивного решения конфликтов ( с позиции интересов сторон) в образовательной организации создана «Служба школьной медиации», в основе которой лежит восстановительный подход. Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

Медиация - это метод (технология) урегулирования конфликтов, в котором стороны при помощи независимого и беспристрастного посредника (медиатора), ищут самостоятельно такое решение, которое отвечает интересам каждой из сторон.  

Медиация строится на определенных принципах без соблюдения, которых процедура медиации невозможна:

1. Принцип добровольности – участие в медиации добровольное, каждая сторона конфликта имеет право на любом этапе выйти из данной процедуры, если посчитает, что решение конфликтной ситуации путем медиации невозможно;

2. Принцип конфиденциальности - медиация носит конфиденциальный характер. «Служба школьной медиации» в лице медиатора обеспечивает конфиденциальность и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет сообщена в соответствующие структуры.

3. Равноправие и сотрудничество - стороны в процессе медиации равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ  Стороны равны и рассчитывают найти решение, которое будет выгодно для них обеих.

4. Нейтральность и независимость медиатора - медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта.

Основная цель «Службы школьной медиации» состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации учащихся.  

«Служба школьной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.  

Функционирование службы позволит сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; усовершенствовать профилактическую и коррекционную работу; сократить количество правонарушений; повысить квалификацию преподавательского состава и др. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи. Это позволит родителям не только хотеть, но и компетентно помогать детям.

Актуальные направления «Школьной службы медиации» в контексте задач образовательной организации:

– ШСМ как элемент развития школьного уклада, гуманизации школьной атмосферы;

– ШСМ как услуга, предоставляемая образовательным учреждением, в ситуациях возникновения конфликтов между всеми участниками образовательных отношений («ученик-ученик», «ученик-родитель», «ученик-администрация ОУ», «родитель-учитель», «родитель-администрация образовательной организации»);

– ШСМ как профилактическая работа с целью развития конфликтной компетентности участников образовательных отношений

«Школьная служба медиации» нужна:

- каждому участнику, как ребенку, так и взрослому, как обидчику, так и «жертве», для того, чтобы он был выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании;

- детям для того, чтобы они умели самостоятельно выходить из трудной ситуации, имели возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, понимали необходимость разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий

- родителям и педагогам, т.к. медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Главный постулат медиатора: « Не лечить, не учить, не судить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значимость проектной деятельности в организации воспитательной работы"

Отчёт о проделанной работе по проекту "Обучение без неудачников"...

Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.

На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления  каждого ребенка и готовность к его жизненно...

Участие в значимых для образовательной организации инициативах

Участие в значимых для образовательной организации инициативах....

Участие в значимых для образовательной организации инициативах

1. Пилотная площадка НИХТ2. Предметные недели3. Оказание платных образовательных услуг....