Коррекция левшества
статья (1 класс) на тему

Ахипова Татьяна Николаевна

В статье описаны  способы воспитания и обучения детей с левым профилем (леворуких).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_levshestva.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Коррекция левшества

        Леворукость – вариант нормы развития, хотя праворукие люди составляют 90 % популяции.

        Интересные факты.

Леворукая жена – основание для развода в Японии до ХХ века. Население южного полушария Земли более леворуко. Среди животных кошки-правши, белые медведи-левши. Умирают леворукие на 4 года раньше праворуких. Среди леворуких аутизм встречается чаще.  Вахтовики северных территорий         характеризуются выраженной леворукостью, как и местное население, т.к. вахтовики с правым профилем быстро заболевают сердечно-сосудистыми заболеваниями.

        Среди левшей много выдающихся личностей : А. Македонский со своей гвардией из 700 левшей, Аристотель, Эйнштейн, Черчилль, Рахманинов, Бетховен, Толстой, Льюис Кэрол.

        Вся природа от атома до строения вселенной ассиметрична.

        Ранее бытовавшая практика переучивания левшей отменена. В случае переучивания в детском возрасте  создается конфликт между удобным и неудобным способом действия, который отражается на созревании мозга и формировании структуры психических процессов. Такой конфликт может проявляться в сложных стрессовых ситуациях. Вспомним трагический случай с переученным летчиком, который в аварийной ситуации, безуспешно пытался достать кольцо запасного парашюта левой рукой.

              Существуют три теории левшества:

- генетическая теория, когда 50% леворуких  рождаются при двух родителях с левой доминантностью и 17% при  одном родителе, чаще по мужской линии.

- социокультурная теория, когда до года дети используют обе руки , но по мере обучение доминирование правой руки увеличивается.

- патологическая теория связана с повреждающими факторами –травмы или стресс во время беременности,  когда тестостерон  подавляет развитие левого полушария и ускоряет правое.

Считается, что интеллект определяется высокими скоростными характеристиками обработки информации. При рождении мозг симметричен. Асимметрия  мозга устанавливается к 4-5 годам.  До 10-12 лет нередко тормозится межполушарный  перенос информации из-за незрелости мозолистого тела.

 Доказано, что дети, которые научились плавать до года, имеют более высокий интеллект. Совместные действия рук и ног требуют проведения импульсов  из полушария в полушарие, тем самым развивая мозг. Игры со сложной координацией  зрительных и слуховых команд заставляют полушария активно взаимодействовать (Послушай и найди).

Психофизиологические особенности развития детей с различной двигательной и сенсорной асимметрией обусловлены скоростью созревания каждого из полушарий мозга и комиссур, которые их связывают. Проблемы у ребенка возникают обычно при замедлении темпа роста одной из этих структур. Грубая патология правого полушария несовместима с жизнью, поэтому наиболее частая проблема - замедление роста левого полушария и мозолистого тела, связывающего полушария мозга. Это говорит об индивидуальных сроках готовности мозговых структур к той или иной деятельности и здесь необходимо время, когда будет достигнуто состояние зрелости. Обучение должно быть своевременно.

Под левшеством  понимается левая асимметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов (глаз, рук, ног, уха). При этом возможны градации по степени выраженности асимметрии: все правые; два правых, два левых; 3 правых 1 левый; 3 левых 1 правая. Реально  чисто левый профиль  и симметричный (когда все функции левых и правых частей равны) не обнаружен, Самым частым среди вариантов левой асимметрии было проявление левшества слуха 37%, ног 26%,зрения 19 %, леворукость 5 %.

Наши полушария не только отвечают за противоположные стороны тела, но и отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие (правши) обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты, логически, именно благодаря его работе мы понимаем смысл речи, абстрактные понятия, способны к классификации и анализу объектов окружающего мира. Правое полушарие (левши) обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Оно воспринимает интонационную сторону речи.

        Речь может нарушаться как при поражении  правого полушария, так и при поражении левого. У праворуких речевые нарушения протекают сложнее и имеют меньшую скорость обратного развития, чем у леворуких.

        Если леворукого ребенка заставляют выполнять различные действия правой рукой, то результаты оказываются хуже, чем у остальных детей, он начинает отставать в учебе, теряет мотивацию к учению, испытывает постоянный стресс, приобретает репутацию неудачника. В результате возникает склонность к проявлению девиантных форм поведения, тенденция к возникновению невротических реакций. Если ребенок использует в действиях свою ведущую руку, то ряд перечисленных проблем отпадает.

         Конечно, функции полушарий гораздо шире, кстати, правое полушарие до сих пор менее изучено наукой.

                    Особенности обучения ребенка с левым профилем.

Особенности обучения детей-левшей связаны с тем,  им приходится прибегать к опосредованной информации. Они  ориентированы на зрительные и осязательные ощущения, а не на речь.  Следовательно, они лучше работают индивидуально. Ребенок начинает при письме  заучивать  слова, а потом воспроизводит их по памяти (если написал с ошибками, то так и запомнит).Обучение письму дается ребенку сложно: онемевшие от излишнего напряжения пальцы, опущенная к столу голова, согнутая спина, проблема зеркального написания текста, психологические особенности (трудно удержать внимание,  расстройства аффективно-волевой сферы, логоневрозы).

 Важно правильно организовать рабочее место. Освещение и доска должны находится справа, посадка за партой под углом 90 градусов. Определенное расположение специально разлинованной  тетради, отрывистое написание букв, при выборе ручки важно учитывать фактор леворукости.

 Для левшей  освоение письма становится сложной операцией, решение которой требует специального «внешнего» алгоритма. Трудности вызывает освоение любой пространственной информации.  Например, ребенку необходимо вначале запомнить пространственный шифр: верх - «голова», низ - «пол», право - «окно», лево - «дверь», и уже после этого ориентироваться в написании букв. (Буква «Э» повернута язычком к двери, буква «А» стоит ножками на полу).

Для того, чтобы обучить маленького левшу  пользоваться ложкой, кисточкой, ножницами, одеваться, завязывать шнурки, необходимо  совместными действиями заставить тело ребенка запомнить ту или иную информацию.

 Более сложные пространственные операции для левши оказываются проблематичными - чтение, письмо, счет, запоминание, воспроизведение рассказа по картинке, понимание времени по часам и прочее. Именно поэтому, формирование у ребенка-левши пространственных представлений - одно из необходимых условий его учебных успехов.
           Зеркальное изображение букв путём специальных систематических длительных занятий может постепенно исправиться (если, например, слепить буквы из пластилина или скрутить их из мягкой проволоки).

 Похожим образом можно поступить и при освоении пространственных предлогов «над-под», «в - на», «зад - перед». Усвоив  конкретное расположение предметов, поменяйте их местами.

Усвоение абстрактного материала облегчается при предварительном конкретном действии левши.  При обучении леворукие дети больше ориентированы на чувственные ощущения (зрительные, осязательные), а не на речь. Поэтому им нужна опора на рисунок, схему. Потрогайте, понюхайте различные травы и цветы, походите по луже, разворошите муравейник, а уже потом расскажите об их появлении и пользе.

Интеллектуальная нагрузка достаточно более энергоемка для левшей, чем для правшей. Поэтому не торопите их в речи и письме.  Речевые недостатки успешно корректируются при адекватной коррекционной работе. Научитесь вместе с ребенком четко выговаривать сложные слова. Важно, чтобы он как можно чаще слышал красивую, правильную речь. Не понимайте ребенка-левшу с полуслова! Он должен вместе с Вами и Вашими подсказками научиться строить правильно предложения.

Ранимость ребенка с левым профилем зависит от условий жизни в семье. Конфликтность внутри семьи, высокая тревожность родителей могут спровоцировать у такого ребенка ответную тревожность, ипохондрические жалобы. В свою очередь, тревожный родитель может активно реагировать на ипохондрические проявления гиперопекой, навязчивым контролем состояния здоровья, тем самым вызывая у ребенка боязливость, еще большую зависимость от взрослых, несамостоятельность, низкий самоконтроль. Именно на этом этапе родители могут спровоцировать у ребенка особое поведение – поведение «профессионального больного». Дети начинают манипулировать: если поплакать, то оставят дома. Грамотные родители  не снижают планку требований, когда ребенок заболевает. В этом случае у ребенка с левым профилем не вырабатывается механизм использования болезни для снятия нагрузки.

Использование буквенных пазлов и  специальных компьютерных программ  может помочь зрительно запомнить слова. Для левшей специфичны высокие компенсаторные возможности, отмечаемые всеми исследователями, что связано с нежесткой закрепленностью, вариативностью и подвижностью их функциональных связей.

Таким образом, условия эффективного развития мозга ребенка хорошо известны и их необходимо соблюдать:

- регулярные прогулки на свежем воздухе. Мозг нуждается в кислороде больше, чем другие органы.

-регулярная двигательная активность. Совместные действия рук и ног возбуждают соответствующие области каждого полушария и развивают межполушарные связи.

- игры со сложной координацией зрительных и слуховых команд.

Письмо- это процесс, в котором задействованы области мозга, отвечающие за слуховой, зрительный и моторный образ слов, а также за его смысл. При переучивании левшей происходит подавление активности этих структур, что приводит к ухудшению в обучении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

Интересные факты о левшестве

Интересные факты о левшестве...