Родительское собрание в 1 классе, посвященное трудностям адаптационного периода: « Встреча Взрослого и Ребенка».
методическая разработка (1 класс) на тему

Знакомство родителей будущих первоклассников с особенностями развития детей 7-го года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе, посвященное трудностям адаптационного периода: « Встреча Взрослого и Ребенка».

Анисимова Вера Владимировна,

учитель начальных классов,

г. Орехово – Зуево.

Форма проведения: круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода.

Цель родительского собрания: познакомить родителей с особенностями адаптации к первому году обучения в школе.

Задачи родительского собрания.

1. Образовательные: формировать у родителей психолого- педагогические знания о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на этапе его адаптации к школе, умения грамотно оценить трудности данного периода.

2. Воспитательные :установить дружелюбные отношения между учителем и родителями; формировать понимание важности и значимости правильной организации жизни ребенка в адаптационный период.

3.Организационные:выработать согласованные действия школы и семьи по правильной организации жизнедеятельности детей в адаптационный период.

4. Информационные: познакомить родителей с организацией учебного процесса в адаптационный период, с нормативными документами по адаптационному периоду, перечнем литературы, отражающей проблемы адаптационного периода.

Оборудование: выставка рисунков учащихся класса «Я в школе»; анкеты для родителей.

Участники родительского собрания: классный руководитель, родители, школьный психолог, школьный врач, учителя – предметники.

Предварительная работа.

1. Изучение удовлетворенности учащихся 1 класса школьной жизнью, по рисункам на тему «Я в школе».

2. Подготовка выставки детских рисунков на тему: «Я в школе».

3. Подготовка ответов на заранее собранные вопросы родителей.

4. Подбор и анализ литературы.

5. Подготовка анкеты для проведения анкетирования на собрании.

6. Подготовка памятки для родителей.

Ход родительского собрания.

«Я делаю свое дело, а ты свое.

Я в этом мире не для того,

Чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

А ты – не для того,

Чтобы соответствовать моим.

Ты есть ты, а я есть я.

Если нам случится найти друг друга-

Это прекрасно,

Если нет, этому нельзя помочь».

Э. Н. Гусинский. Образование личности.

Учитель. Здравствуйте, коллеги! Рада приветствовать вас. «Встреча взрослого и ребенка» - так я решила назвать сегодняшний разговор. Встреча Взрослого и Ребенка в один из самых сложных моментов жизни обоих. Я говорю о периоде адаптации ребенка к первому году обучения в школе.

В качестве отправной точки нашего круглого стола будут слова известного современного педагога Э. Н. Гусинского (чтение эпиграфа). «Ты есть ты, а я есть я»,  - могут с полным правом сказать друг другу Взрослый и Ребенок. Никто не должен соответствовать ожиданиям другого. Главное – «найти друг друга». Цель нашего разговора – помочь случиться этой встрече. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход малыша из дошкольника в школьника – сложный и ответственный момент, от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребенка.

Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сегодня у нас будет возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидеть наших детей глазами психолога, школьного врача, учителей-предметников.

Выступление психолога.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться результатов в учебной работе.

В этот же период жизни, в 6 -7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». (Л. И. Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Новые правила.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, таки с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели0 посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – полгода, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Психофизиологическая зрелость.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Тем не менее возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.

Внимание учащихся 1 классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующие яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно – образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего лана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьниками,  и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л. И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметическихзадач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся прилежания, организованности, ответственности, аккуратности и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж. Являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Учитель.  Родители должны знать, насколько ребенок готов к школе. Приложение 1.

Психолог. Родителям также необходимо знать, каким типом нервной деятельности обладает их ребенок. Порой особенности нервной организации несведущие в этом вопросе папы и мамы путают с особенностями, связанными с воспитанием. В результате они, не жалея сил, решают не решаемую задачу: «перевоспитание» темперамента. И результат часто не просто нулевой, а скорее «за минусом». Дело в том, что недовольство родителей создает для ребенка ситуацию стресса, а при стрессе все наши природные черты проявляются сильнее.

Существуют четыре основных типа нервной деятельности: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Меланхолик – тип нервной системы, отличающийся слабыми процессами как торможения, так и возбуждения. Дети с этим типом нервной деятельности нуждаются в особом вдумчивом и осторожном отношении.

Холерик – сильно возбудимый тип нервной деятельности. Дети с таким темпераментом быстро и легко возбуждаются, очень подвижны и эмоциональны, им трудно подавлять свои желания, отказываться от намеченных действий. Им необходимы значительные физические нагрузки. Такие дети без особой психической травмы переносят словесные наказания, но лишения свободы («встань в угол») переживают как пытку.

Сангвиник – сильно уравновешенный тип нервной деятельности. Это жизнерадостные и энергичные дети, бодрые и редко унывающие, неутомимые труженики. Очень быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, достаточно усидчивы и легко преодолевают трудности. Без плача и эмоциональных срывов переносят наказания.

Флегматик – еще более спокойные дети, у которых преобладает сдержанная, иногда явно выраженная заторможенность поведения. Они усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны; легко распознаются среди детей своей основательностью, «солидностью».

Учитель. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач, помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Что привлекает ребенка в школе? Как правило, это внешние моменты школьной жизни: ранец, тетради. Учебники, сама школа, новые дети, новые друзья. Все это, конечно, еще не отношение к новому виду деятельности, к учебе, как таковой, не желание учиться ради получения знания, но в то же время это основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание малыша далеко не всегда совпадает с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной работы необходимо, чтобы ребенок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы мог отличить учителя от бабушки, с которой можно покапризничать. Ребенку нужно помочь понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения. Малышу необходимо включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе.

Какую практическую помощь может оказать родитель первокласснику? Послушаем специалиста.

Психолог. Как быть, если ваш ребенок не видит клеточки, не может отсчитать их, не может поместить цифру в клетку (строчку)? Рисуйте дома вместе с ребенком ежедневно.

В понедельник, например, фломастером – толстым и тонким сначала «кривулечки», потом дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.

Во вторник карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить).

В среду возьмем акварельные краски или гуашь и тонкой кисточкой обведем рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки), а потом мелкие (ягодки или кружочки). Зачем? Ведь ребенку в прописях придется повторять рисунок, значит, нужна предварительная тренировка.

В четверг будем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставила тоненькую полоску. Причем закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не прижимая его к бумаге. Так рука и глаз приучаются работать вместе.

Теперь о пальчиках. Они такие непослушные. Вы их должны тренировать. Лепите из жесткого пластилина или глины баранки и гирлянды. А на мягком пластилине, как гравюру можно выдавливать разные фигурки.

Учитель. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они освоят счет и задачи.

Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходства в картинках. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут происходит как бы стыковка математики и русского языка. В них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»). А что такое кроссворд? Это столбики и клеточка, в которую все вписывают.

Родители хотят, чтобы их ребенок был хорош. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, то есть полностью вникнуть в интересы ребенка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.

Ответы психолога, логопеда и других специалистов на вопросы родителей.

Учитель. Все стороны имели возможность высказаться, но молчит самый главный герой нашего круглого стола. Что сами дети думают о своей школьной жизни? Насколько они удовлетворены ею? Мы провели соответствующее исследование. Я приглашаю вас посетить выставку рисунков «Я в школе», на которой представлены работы детей. Может кто-то из родителей сумеет угадать рисунок своего ребенка. Слово специалисту.

Учитель. Пришло время заканчивать работу нашего круглого стола. Осталось только дать рекомендации, как пережить первокласснику адаптационный период. Слово специалистам. (Все родители получают памятки) Приложение 2.

Учитель. Помните о советах, полученных сегодня, и тогда Взрослому и Ребенку обязательно «случится найти друг друга». Пусть трудности и опасные переходы этого времени не закроют собой радости и яркости детства, общения, учебы. Удачи вам!

Приложение1.

Анкета для родителей.

Ответьте, пожалуйста, да или нет на следующие вопросы.

Вопрос

Вариант ответа

1

Считаете ли Вы, что Ваш ребенок общителен?

2

Способен ли ребенок выполнить устное поручение?

3

Может ли он заниматься каким – либо делом самостоятельно?

4

Убирает ли ребенок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?

5

Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам справиться с чем – либо, обратится ли он за помощью?

6

Сформированы ли у Вашего ребенка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи)?

7

Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая?

8

Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности?

9

Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте  (на детской площадке)?

10

Может ли он справиться с гневом и раздражением. Когда его чем – то обидели?

11

Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого – либо дела в процессе общения со сверстниками?

12

Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратится за помощью?

13

Есть ли у вашего ребенка друзья?

14

Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми?

15

Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми?

16

Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес?

За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.

Интерпретация ответов.

10-15 баллов - достаточно (хороший – высокий) уровень личностной готовности к школе.

6 – 9 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.

0-5 баллов – низкий уровень личностной готовности к школе.

Приложение 2.

Памятка родителям первоклассников.

  • Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что – то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что –то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Литература.

1. Безруких М. М., Ефимов С. П. Ребенок идет в школу. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно – эпидемиологические правила (СанПин 2.4.2. 1178-02), утвержденные постановлением Главного государственного врача РФ.

4. «Здоровье детей и школьные факторы риска». Рекомендации М. М. Безруких. Институт возрастной физиологии РАО. Центр «Образование и здоровье» МО РФ. Брошюра «Современная школа и здоровье детей. Материалы круглого стола. Апрель 2002 года». М.: ОлмаПресс, 2002.

5. Серия брошюр «От 6 до 10 лет. Ваш ребенок: азбука здоровья и развития». М.6 Вента – граф, 2002.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание 1 класс Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Задачи собрания:Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Форма работы: кругл...

"Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления" родительское собрание

Психолого-педагогическая служба. Родительское собрание для родителей 4-классников по теме "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".Цель проведения: формирование у родителей ...

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления".

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода.Задачи - проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено; наметить пути взаимодействия педаг...

Родительское собрание на тему: «Трудности адаптационного периода в пятом классе и пути их преодоления»

В данном материале представлены трудности перехода учащихся в 5 класс и пути их преодоления....

Встреча взрослого и ребёнка (круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода)

Круглый стол, посвященный трудностямадаптационного периода...

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода в 1 классе"

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода в 1 классе"...

Родительское собрание "Трудности адаптационного периода первоклассников"

Цель собрания: познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый годобучения, дать практические советы по организации общения родителей с первоклассниками....