Что надо знать о своем ребенке.
консультация (1 класс) на тему

Миронова Елена Алексеевна

Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_nado_o_svoyom_rebyonke.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Что надо знать о своем ребенке?

Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети – глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним учитывать особенности и затруднения каждогово возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовывать свои потребности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе: это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовывать. Родители видят свою задачу в другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного – жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что виноваты сами.

В неполной семье существуют свои проблемы – проблемы одиноких мам.

Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Одинокая мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.

Одна из распространенных ошибок одиноких мам – завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.

Многочисленные исследования детей из трех типов семьи – неполной, полной конфликтной и полной благополучной – обнаружили, что большинству показателей (успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только Фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.

Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда – то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.

Каковы же они, главные законы детства? Ребенку для полноценного развития необходимы:

 - нормальное развитие;

 - хорошие условия жизни и воспитания;

 - полноценное общение со сверстниками и взрослыми;

- постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности – вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в младшем школьном – учебная. Нарушения нормального развития наступают, когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Педагогическая запущенность – это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развития, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, радушным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызывать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

Тест    «Какой вы родитель?»

Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1.

Сколько раз тебе повторять?

2

2.

Посоветуй мне, пожалуйста!

1

3.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4.

И в кого ты такой только уродился?!

2

5.

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6.

Ну на кого ты похож (а)?

2

7.

Я в твои годы…

2

8.

Ты моя опора и помощник (ца).

1

9.

Ну что у тебя за друзья?

2

10.

О чем ты только думаешь?!

2

11.

Какая (Какой) ты у меня умница!

1

12.

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13.

У всех дети, как дети, а ты…

2

14.

Какой ты у меня сообразительный (ая)!

1

Ключ к тесту.

Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

От 11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Памятка    «Чтобы воспитать Человека»

Нужно!

  1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  3. Внушать ребенку, что он может все, если только поверит в себя и будет работать.
  4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
  5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью      : видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
  7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

        Нельзя!

  1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  2. Относиться к ребенку как с сбербанку, в которой родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.
  4. Использовать ребенка как средство для достиже6ния пусть самых благородных, но своих целей.
  5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.

Памятка    «Какие родители – такие и дети».

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать своих их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям.  Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более уверенны в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, конфликтные дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует пре доставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивает чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

 Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения. Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают  чего то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

«Кто Вы и кто Ваш ребенок»

Выделяют три основных способа познания окружающего мира: как слушатель, как зритель, как деятель.

Кто такие слушатели?

Слушатели познают окружающий мир, хорошо воспринимая голоса и звуки. Обычно они рано проявляют интерес к чтению, легко запоминают указания, советы воспитателя, педагога. Поскольку речь воспринимаеся на слух, слушатели отличаются большим словарным запасом. Такие дети предпочитают разговорные игры, игры с отгадываним слов. Однако они могут отстаивать от сверстников в развитии навыков, обусловленных зрительным и моторным восприятии навыков, обусловленных зрительным и моторным восприятием, так как основное внимание слешателей привязано к языку.

Кто такие зрители?

Внимание зрителей обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают цвет, форму, размеры предметов. Дети – зрители больше любят рассматривать картинки, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки, лепят, вырезают. Обычно такие дети обладают хорошей мелкой моторикой – движениями, в которых активно задействована мускулатура пальцев. Зрители относительно быстро учатся рисовать, писать. В более стршем возрасте они предпочитают настольные игры, мастерят, моделируют, осваивают компьютер, любят видеоигры. однако чтобы не игнорировать другие способы познания, таким детям надо уделять больше внимания развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической подготовке. Дети со слабым зрительным способом познания могут впоследствии сталкиваться с трудностями при овладении сложными играми, мозаикой (пазлами), инструментами, при воспроизведении зрительных образов в рисунках, в процессах овладения новых понятий, знаний.

Кто такие деятели?

Деятели познают окружающий мир тактильным способом, путем непосредственного соприкосновения или движения. Они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики, движущиеся игрушки на колесах. Деятели обычно хорошо координированы, обладают развитой мелкой и крупной моторикой.                  Они с удовольствием играют с другими детьми, вообще чувствуют себя вполне уверенно. Однако основные проблемы деятелей связаны с тем, что им трудно подолгу сосредоточиваться на одном предмете, оставаться в покое. Это может привести в начальных классах к плохой успеваемости, быть причиной труднообучаемости в школе. Активный темперамент большинства деятелей обуславливает такие черты характкра, как раздражительность, ранимость. Деятели эмоционально неустойчивы – часто впадают то в гнев, то в радость. Они любят заниматься спортом, играть в футбол, ухаживать за животными.

Памятка «Как отвечать на детские вопросы»

  1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

  1. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

  1. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

  1. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

  1. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»

  1. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

  1. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

  1. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать : «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Что надо знать родителям о ребенке-третьекласснике

Психологические особенности 10-летних  детей...

«Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению"

На онлайн-встрече с родителями 28.05.2021г. «Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению" совместно со специалистами   ГБОУ Школа 854  ...