Что надо знать о ребенке и как его любить.
план-конспект по теме

работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_nado_znat_o_rebyonke_i_kak_ego_lyubit.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что надо знать о ребёнке и как его любить?

«Каким будет ваш ребёнок?» - этот вопрос волнует молодых родителей, ожидающих ребёнка. Кто будет: мальчик или девочка? Здоровым ли родится ребёнок? Какой у него будет цвет волос, какие глаза? Ожидание ребёнка одновременно выдвигает перед родителями и многие проблемы, так как каким быть ребёнку зависит главным образом от воспитания. На вопрос родителям: «Каким они хотят воспитать своих детей?». Ответы, как правило, сводятся в основном к таким: «Дети должны быть высокообразованными людьми, они должны добросовестно учиться и работать».

«Мы хотели бы, чтобы они были добрыми и порядочными».

«Они должны думать о благе других людей и всего общества, а не только о себе».

«Они должны уметь работать, любить труд, уважать своих родителей».

Такими хотят видеть родители своих детей. Но все ли дети такие? Но человек, отвечающий высоким требованиям, не развивается сам собой. Необходимы множество самых разных усилий, тысячи воспитательных действий и вмешательств, чтобы сформировать в ребёнке чувство правды, добра и красоты. Немыслимо это осуществить, если воспитатель не обладает высокой культурой. Что нужно знать каждому воспитателю, т.е отцу и матери о своём ребёнке?

Прежде всего, психологические особенности всех возрастных групп, индивидуальные особенности своего ребёнка и никогда не забывать о том, что все дети нуждаются в любви. Американский профессор Харлоу в течении ряда лет проводил опыты с обезьянами. В его лаборатории одна малышка была выращена без матери. К другой вместо настоящей «мамы» приставили мать – «опекуншу». Проволочный скелет обтянули мохнатой шкурой, чтобы обезьяна могла за неё держаться, в эту «маму» вставили трубки, из которых малышка получала пищу. Голова куклы лишь отдалённо напоминала голову обезьяны. Когда зверьки немного подросли, провели опыт, показывающий, как они будут

-1-

вести в трудной, но увлекательной ситуации. В клетку выпустили «страшилище» - механическую игрушку – медведя, бьющего в барабан. Выяснилось, что у этих двух обезьян реакция совершенно различна. Та, которая воспитывалась без матери, в ужасе забилась в угол и там замерла в каком-то безграничном отчаянии. Вторая испугалась, но убежала к «матери», прижалась к ней и уже через минуту успокоилась, начала наблюдать за страшным предметом и, наконец, так хорошо его разглядела, что даже разломала. Чувствуя за спиной материнскую опору, она оказалась способной преодолеть страх перед неизвестным предметом и дать дорогу противоположной тенденции, т.е познанию нового и незнакомого. Даже когда «мать» завернули в прозрачную пластиковую плёнку, малышка уже переросшая «мать», взяла полиэтиленовый свёрток на руки и несла его как свою опору, отправляясь в экспедицию для исследования, барабанящего страшилища. Наверное,  каждый из вас помнит сцену из семейной жизни, когда малыш, спрятавшись у мамы под юбкой, в щёлочку очень внимательно и изучающее наблюдает, что делают и говорят вокруг незнакомые люд. И достаточно, чтоб он лишь слегка касался руки отца, чтобы он смог протянуть свою руку не только Деду Морозу, но и чёрту с цепью на косматой шубе. И когда он сидит у мамы на коленях, он боится доктора и даже без единой слезинки перенесёт довольно болезненную операцию.

В Чехословакии доктор М.Дамборска, главный врач Дома малютки в Лугачевище, провела интересные наблюдения над годовалыми детьми, живущими в нормальных семьях и воспитанниками в Доме малютки. Перед ребёнком так же поставили пугающую игрушку – огромного медведя. Малыш из семьи, сидя на коленях у мамы, поскольку дело происходило в незнакомом кабинете, увидев этого зверя, потерял чувство уверенности не больше, чем на минуту, а потом начал игрушку изучать и играть с ней. Такого же возраста ребёнок из Дома малютки на коленях у знакомой ему сестры, впадал в панику,

-2-

и как правило, ему не удавалось обрести равновесие в этой ситуации. Такая изначальная неуверенность одних и уверенность других совершенно очевидно будет проявляться и в дальнейшем во всех отношениях к людям, вещам, мыслям и т.д.

Мы часто наблюдаем у детей, которым приходилось жить в эмоционально бедном окружении, серьёзные трудности в эмоциональных связях на всех последующих ступенях развития. Они с трудом учатся кого-нибудь любить и сами почти никогда не могут быть эмоциональной опорой для кого-то другого. Итак, современная наука подтвердила давно известную истину – ребёнку нужна любовь!

Отношение ребёнка к учёбе.

Сегодня мы убеждаемся вновь и вновь, что учиться надо всю жизнь. Кто хочет что-то сделать, должен уметь это делать. Но детям трудно понять, каким образом усвоение знаний по орфографии, математике и другим предметам связано с его будущей профессией.

Поэтому хорошо, если родители и учителя умеют убедить детей в пользе учения, доказывая им полезность знаний. Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подрожать взрослым. Учителя поддерживают это желание, когда поощряют первые успехи детей. Но родители знают по своему опыту, что в 5 классе это желание затухает. Интерес к учёбе пропадает. Почему это происходит?

Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется всё больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляются с этими растущими требованиями, но у некоторых возникают проблемы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Причин может быть много.

Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать.

-3-

Если отставание растёт, дети из-за постоянных неудач теряют интерес к учению, школе. Незамеченные трудности в учёбе приводят в дальнейшем ко многим воспитательным проблемам, дети скучают на занятиях и начинают заниматься посторонними делами. При возникновении трудностей в учёбе очень важно создать атмосферу оптимизма. Надо сказать ребёнку: «ты справишься», и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Но самое главное – необходимо принять конкретные меры: учесть индивидуальные трудности в учёбе, повторить основы, почитать дополнительную литературу.

Огромное значение надо придавать дома любому успеху в учёбе, даже если он не сразу выражается в отметке. Решающую роль играет отношение к учёбе родителей, их пример. Повышение квалификации родителей, заочная учёба оказывают дисциплинирующее влияние на детей.

Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, родители должны задуматься о следующем:

  1. Как создать в семье благоприятную для учёбы ребёнка атмосферу?
  2. Как объяснить детям, и сейчас и потом всегда им будет нужны знания?
  3. Как в самих себе воспитать чуткое отношение к проблемам детей?
  4. Какие книги и игры повышают интерес ребёнка к учёбе?

Похвалить или осудить?

Каждому человеку всегда хочется знать, как относятся окружающие люди к его поведению. Особенно чутко относятся к такой оценке дети. Как часто дети вообще что-то делают  только потому, что их похвалит за это мать или отец, или ещё кто-то из уважаемых ими людей. Невысокое мнение о ребёнке может вызвать его противодействие, и если ребёнок не согласен с ним, он поступает нарочно плохо. Родителей должно интересовать не только, как ребёнок учится, но и что он за человек, любят ли его в классе, есть ли у него друзья, пользуется ли он авторитетом и как реагирует на похвалу и порицание.

-4-

Но как похвалить детей правильно, если они сделали что-то, достойное

 похвалы. Как наказать их так, чтобы наказание подействовало? При ответе на эти вопросы надо исходить из того, что ваш ребёнок – это обычный ребёнок, не лучше и не хуже, чем другие.

Если ребёнок с трудом чего-то добился, это надо оценить по достоинству. Погладить по голове, мимоходом поцеловать, слегка пожать руку, улыбнуться, сделать что-нибудь одобрительное – выраженная так похвала вызывает дальнейшее усердие. Конечно, надо указывать ребёнку на его неправильное или правильное поведение. Бывает целесообразно высказать своё разочарование или резкое неодобрение. Но некоторые мамы и папы слишком любят всё запрещать. Нередко они грозят ребёнку наказанием, но страх перед наказанием не может быть долгое время единственным мотивом нормального поведения. Дети должны понять, что поступают неправильно и могут вести себя по –

 другому. Поэтому презрительные замечания («Никогда ты этого не выучишь», «Всегда будешь последним!», «Стыд какой», «Ужас!».) не имеют никакого педагогического воздействия. В одном случае можно лишить ребёнка удовольствия, в другом ему надо показать перспективу, выход из конфликтной ситуации, полезно дать ребёнку какое-либо поручение. Особенно значима форма, в которой ребёнок получает поручение «Не» С этого момента ты должен, а «С сегодняшнего дня тебе разрешается». Нельзя недооценивать такую форму обращения к ребёнку, в которой требование связано с косвенной похвалой или выражения похвалы или доверия зависит от конкретной ситуации. При оценке поведения детей следует исходить из результатов их поступков.

Поощрением могут быть приветливая улыбка, взгляд, кивок головы или несколько слов: «Хорошо!», «Можешь всё-таки!», «Прекрасно!». Требование, выражающее доверие родителей имеет часто косвенную похвалу, стимулирует хорошие поступки и предупреждает плохие.

-5-

Например: «Помоги мне, я знаю, что ты это умеешь», «Трудно каждый день чистить обувь, но такой парень как ты…»,  «Слушай внимательно, как ты слушал вчера и смотрел передачу по телевизору, тогда ты обязательно поймёшь!».

Книга или инструменты в подарок исполнения давнего желания, неожиданная радость – всё это педагогически полезно, когда связано с моральными стимулами, т.е. со словесной оценкой, которую ребёнок воспринимает как  поощрения. Материальные стимулы могут превратиться в бумеранг, если они сами собой разумеются, если за каждый хороший поступок ребёнок ждёт подарка. Дети должны ценить признание само по себе, а не потому, что оно имеет некое материальное выражение.

Для того чтобы порицание и поощрение достигали цели, надо иметь в виду следующее:

  1. Поощрение или порицание должно быть умеренным. Не следует хвалить и ругать за мелочи.
  2. Ребёнок должен быть убеждён в справедливости поощрения или наказания.
  3. Никогда нельзя унижать достоинство ребёнка. Похвала не должна быть преувеличенной, порицание нельзя высказывать в оскорбительной форме.
  4. Предпосылкой для действенности поощрения и наказания, в конечном счете, является авторитетом родителей, который ни в коем случае не может быть основан на страхе. Телесные наказания должны быть полностью исключены.

Вместе с детьми.

Не бывает так, что дети просто перенимают  от родителей правильные взгляды. Их постоянно надо учить правильному поведению, причём учить в

-6-

доступной детям форме. Организация деятельности, создание условий для исполненных смысла занятий есть решающее воспитательное средство. Мы хотим, например, заинтересовать нашего мальчика моделированием. Сначала мы повторим об этом, вместе посмотрим соревнования моделистов, купим простой, доступный ребёнку конструктор. Для занятий, необходимы инструмент, рабочий стол и материал. Всё это мы даём ребёнку. Но даже если ребёнок имеет в своём распоряжении всё необходимое, желание заниматься моделированием, интерес к этому занятию возникает не по приказу. Возможно, что ребёнок, который сначала смотрел на дело с интересом, теперь скучая, сидит за столом и только портит дорогой материал.

Суровое приказание здесь не поможет, но полезно попробовать собрать модель вместе с ребёнком. Можно поделить работу с тем, чтобы потом собрать из отдельных частей целое. Проверка сделанного, это в какой-то степени, отчёт о проделанной работе.

Если сразу не получается, надо сделать шаг назад, может быть, начать всё сначала. По ходу работы у ребёнка появляется интерес, даже радость, постепенно вырабатывается трудовая дисциплинированность и ответственность за общее дело.

Многое можно сделать вместе с ребёнком. Пойти в музей, на выставку, принять участие в детском празднике, вместе поиграть – всё это создаёт условия для обмена мыслями или даже спора. Для многих родителей естественно, что дети разделяют их увлечения: они вместе в саду, в спорте, за чтением, рисуют  и музицируют. Совместные занятия побуждают в детях интерес, положительно сказываются на воспитании детей. При этом родители и дети учатся друг у друга.

Таким образом, подведём итоги:

  1. Воспитание происходит легче и успешней, если оно осуществляется

-7-

совместно  с детьми.

  1. Воспитание так называемой элементарной нравственности: вежливости, тактичности, отзывчивости существенно определяется атмосферой в семье.
  2. Совместные занятия родителей и детей приводят к совместным переживаниям и впечатлениям. Совместно преодолённые критические ситуации развивают доверие и взаимопонимание.

Таким образом, горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, на которой расцветает личность ребёнка. Отношения должны зреть, развиваться. Ребёнок в своём развитии проходит через определённые стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причём у каждого этапа своя специфическая задача, особенности и опасность. Поэтому мало хотеть правильно, надо делать правильно. Поэтому так важно чтобы все родители повышали свою педагогическую культуру. Важно, чтобы духовное развитие ребёнка гармонизировало с жизненным соревнованием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными.

Он ещё не родился, а ему готовят приданное, коляску и многое другое. Его ждут люди – его люди, его воспитатели. И это самое главное. Как важно их отношение, их, знания и внутренняя готовность! Пусть же сбудутся все Ваши ожидания! Успехов вам, уважаемые родители!

Учитель:Деменок Н.А.

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение средняя образовательная школа №23, г. Армавир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Что надо знать родителям о ребенке-третьекласснике

Психологические особенности 10-летних  детей...

«Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению"

На онлайн-встрече с родителями 28.05.2021г. «Все, что надо знать родителю об адаптации особого ребенка к дошкольному учреждению" совместно со специалистами   ГБОУ Школа 854  ...