Главные вкладки

    Уроки и презентации по православию
    план-конспект урока на тему

    Православие 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon hristianskaya_semya_romanovyh.doc36.5 КБ
    Office presentation icon tsarstvennye_mucheniki.ppt2.56 МБ
    Файл tss.docx23.47 КБ
    Файл stihi.docx18.38 КБ
    Microsoft Office document icon nikolay_ii.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

    Проценко Наталья Владимировна

    МОУ СОШ №9

    учитель начальных классов

    Задачи урока:    на примере царской семьи Романовых показать учащимся каковы        главные                  ценности жизни христианской семьи, отношения между детьми и родителями в семье, воспитание  у учащихся чувства долга и уважения к родителям, пожилым людям в семье.

    Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фломастеры, полоски белой бумаги;       вырезанные детали для сбора домика. На доске: иллюстрации с иконы «Царственные страстотерпцы», мини стенгазеты о своей семье, выпущенные учащимися.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.

    Учащиеся рассказывают о семейных традициях и обычаях своей семьи, показывая выполненные мини стенгазеты.

    Стенгазеты вывешиваются на доске. Учитель и ребята высказывают своё мнение о них, называют лучшие работы и рассказы.

    1. Объяснение нового материала.

    Учитель. Ребята, очень интересно было слушать ваши выступления, много интересного мы смогли узнать нового о жизни ваших семей, что особенно важно, т.к. 2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи.

    Первые уроки добра и любви мы получаем в родном доме, в кругу своей семьи. И наверное, часто ваши родители берут пример со своих родителей, принимая от них все самое лучшее, хорошее.

    И вот сегодня, я тоже хочу вам рассказать о такой семье, с которой нам всем необходимо брать пример. Давайте откроем наши учебники на странице 138 и прочитаем тему сегодняшнего урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

    Я предлагаю вам на примере царской семьи Романовых – одной из самых почитаемых христианских семей, определить какие же главные ценности жизни должны быть в семье, какими хотелось бы видеть отношения между детьми и родителями, о долге и уважении к родителям, пожилым членам семьи.

    Поработаем со статьёй учебника. Будем читать отрывок из статьи, начиная со страницы 139.

    Учитель. Посмотрите на фотографию, где изображены царственные дети. Кто может назвать, как зовут детей Романовых?

    Сколько детей было у Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны?

    Ребята, поднимите руки у кого в семье больше двух детей, а кто в семье один ребенок.

    Вот видите, как сейчас мало детей в семьях, а раньше почти все семьи были многодетными. Старшие заботились о младших, устраивали спектакли, читали книги по ролям, играли. И всем было весело и хорошо.

    В этой христианской семье любовь к ближнему определяла отношения между отцом, матерью, сестрами и братом. Послушание детей выражала их безграничную любовь и почитание родителей. Воля родителей была законом. Прочитаем одно доказательство этому.( чтение статьи – стр 140)

    Давайте остановимся на этом. И поговорим о нашем отношении к родителям. Не было ли у вас такого случая, когда вам было стыдно за свои поступки, или наоборот, вы поступили достойно по отношению к своим родителям (беседа).

    Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги плоды. Подпишите, каждый на своей картинке обещание, которое вы бы хотели дать своим родителям, а может быть просто какие-нибудь добрые слова.

    Учитель. В 1917 году в России произошла революция. Николай II отрёкся от престола, и вся царская семья была арестована, и содержалась под стражей, терпя издевательства мучителей. Почти все друзья покинули их. Но, как и в дни своего величия, они проявляли мужество, терпение, смирение и любовь.

    И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но они хорошо знали, что если в доме горе, то оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. В память о мученической смерти царской семьи Православная церковь причислила их к лику святых.

    И вот как раз на иллюстрации, сделанной с иконы «Царственные страстотерпцы», т.е. христиане, претерпевшие невинные страдания и насильственную смерть, вы и видите Царскую семью. На следующем уроке мы продолжим обсуждать тему «Увенчанные венцами». Поговорим и о данной иконе, о почитании детьми родителей, прочитаем стихотворение Бахтеева «Молитва», проведём его разбор.

    4.Закрепление изученного материала.

    Учитель.А теперь давайте закрепим с вами то, что только что узнали. Только сделаем это не совсем обычно, а станем на время строителями. И построим свой дом на основе тех добродетелях, с которыми мы познакомились, говоря о царской семье.

    Перед вами лежат как бы строительные блоки, работаем в парах, напишите на блоке какие  добродетели были в семье Романовых на первом месте.

    (Далее идёт обсуждение и строительство дома, детали картинки появляются по мере обсуждения).

    В основе семьи должно быть всегда уважение, ко всем членам семьи, как её фундамент, а крыша, т.е. то, что покрывает, охраняет – это конечно любовь.

    Учитель.

    - Посмотрите, дом всегда у нас окружает забор. Для чего он служит? (Ответы детей)

    Правильно, охраняет наш дом от плохого, что есть в окружающей среде. Построим забор. А вот и дерево в нашем дворе, но почему то, без плодов. Давайте посадим добрые плоды на это дерево, которые вы делали в начале урока. (Вешают каждый свой плод).

    Чего не хватает на нашей картинке? Правильно калитки. А как вы думаете, мы будем закрытой калитку держать, или откроем её? (Ответы детей)

    Конечно, мы повесим калитку и будем держать её открытой, чтобы все наши добродетели были доступны всем, т.к. хорошая семья-это гостеприимная и милосердная семья. А теперь, у вас на партах остались детали, которые вы сами попробуйте распределить. Ведь мы строители и после себя оставляем чистоту и красоту. (Ребята вывешивают оставшиеся детали).

    1. Итог.

    -Понравился вам урок, что полезного мы узнали сегодня?

    Запись домашнего задания.

    Учитель. Я благодарю вас за  активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир и покой.

    Литература:

    1. Шмелёв И. С. Рассказы
    2. Алексеев С. «Зримая истина» Книга о православной иконе для семьи и школы.
    3. Соколов А. библия для детей. Священная  история в простых рассказах для чтения в школе и дома, М.,1999.
    4. Табенкин А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ЦАРСТВЕННЫЕ МУЧЕНИКИ

    Слайд 2

    НАЧАЛО ХХ века Император Николай II взошел на Престол 2 ноября 1894 года. "В этот скорбный, но торжественный час вступления Нашего на Прародительский Престол, - сказал он, - принимаем священный обет, пред лицом Всевышнего, всегда иметь единой целью мирное преуспевание, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Наших верноподданных".

    Слайд 3

    Делами любви и милосердия отметил Государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

    Слайд 4

    Во время трудной войны с Японией, начавшейся в 1904 году, Государь заявил: "Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира". Русская делегация на переговорах о мире с Японией следовала его указанию: "Ни гроша контрибуций, ни пяди земли". Несмотря на оказываемое на Царя со всех сторон давление, он проявил твердую волю, и успех в переговорах всецело принадлежит ему

    Слайд 5

    «Кровавое Воскресенье» - 9 января 1905 год. События 9 (22) января 1905 года , известные также как «Крова́вое воскресе́нье» — разгон мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу , имевшего целью вручить царю Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах .

    Слайд 6

    Около 11.30 утра процессия приблизилась к Нарвским триумфальным воротам, возле которых её ожидали войска — эскадрон конно-гренадер и две роты 93-го пехотного Иркутского полка. При приближении толпы от войска отделился отряд конно-гренадер и, обнажив шашки, во весь опор бросился на толпу. Толпа раздалась в стороны, послышались крики и стоны раненых. Толпа сомкнулась и с негодующим рёвом продолжила свой ход. В это время раздался сигнальный рожок, и по толпе был произведён ружейный залп.

    Слайд 7

    Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью.

    Слайд 8

    Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу.

    Слайд 9

    "Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей", - считала Государыня. "Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети".

    Слайд 10

    "Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испыта-ниям, которые ниспошлет им Бог". Царевич и Великие Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались просто; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей Царевича Алексея были щи, каша и черный хлеб, "которые, - как говорил он, - едят все мои солдаты".

    Слайд 11

    Александра Феодоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали.

    Слайд 12

    Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода семьи. Александра Феодоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне.

    Слайд 13

    Государь, как носитель Верховной власти Православного Самодержавного Царства, нес священные обязанности Вселенского покровителя и защитника Православия, оберегая церковный мир во всем мире. Он встал на защиту гонимых, когда турки вырезали армян, притесняли и угнетали славян, и широко открыл границы России беженцам-христианам. Когда летом 1914 года Австро-Венгрия напала на беззащитную Сербию, Царь Николай II без колебаний ответил на призыв о помощи. Россия защитила братскую страну.

    Слайд 14

    На двадцатом году царствования Императора Николая II русское хозяйство достигло высшей точки своего расцвета. Урожай зерновых увеличился вдвое по сравнению с началом правления; население выросло на пятьдесят миллионов человек. Из безграмотной Россия быстро становилась грамотной. Экономисты Европы в 1913 году предсказывали, что к середине текущего века Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях.

    Слайд 15

    Мировая война началась утром 1 августа 1914 года С первых дней войны Государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, города и села России, благословляя войска и ободряя народ в посланном ему испытании. Царь горячо любил армию и близко принимал к сердцу ее нужды. Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России. Александра Феодоровна и старшие Княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.

    Слайд 16

    Наступило 15 марта 1917 года. В столице нарастали волнения. В действующей армии вспыхнул "генеральский бунт". Высшие чины армии просили Государя отречься от Престола "ради спасения России и победы над внешним врагом", хотя победа уже была предрешена. С этой просьбой коленопреклоненно обратились к Царю и его ближайшие родственники. Не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода - брату Михаилу. В этот день Государь записал в дневнике: "Кругом измена, трусость и обман".

    Слайд 17

    Молчанием встретила Россия весть об аресте 21 марта 1917 года Временным правительством Царя и Царицы. После отречения Государя обер-прокурор Святейшего Синода обратился с просьбой к Синоду разослать воззвание к народу - поддержать Православную Монархию. Синод ответил отказом. Назначенная Временным правительством следственная комиссия изводила Царя и Царицу обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене.

    Слайд 18

    В августе 1917 года Царскую Семью повезли под охраной в Сибирь. В день праздника Преображения Господня на пароходе "Русь" они прибыли в Тобольск В конце апреля 1918 года Августейших Узников привезли под конвоем в Екатеринбург, который стал для них Русской Голгофой. "Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой, - говорил Государь, - да свершится воля Божия!"

    Слайд 19

    Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме причиняли Царской Семье глубокие нравственные и физические страдания, которые они переносили с беззлобием и всепрощением

    Слайд 20

    В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Романовы и их слуги были расстреляны в подвале Ипатьевского дома по постановлению «Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», возглавлявшегося большевиками.

    Слайд 21

    После расстрела тела Николая II и членов его семьи были вывезены на рудник «Ганина яма» и сброшены в шахту

    Слайд 22

    Зарубежная Русская Православная Церковь причислила к лику святых Николая и всю царскую семью в 1981 году. Одновременно были канонизированы российские новомученики и подвижники того времени В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена РПЦ к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных

    Слайд 24

    Храмы посвящённые Царственным мученикам Г. Ижевск Храм на крови г. Екатеринбург

    Слайд 25

    Монастырь «Ганина яма»



    Предварительный просмотр:

    Все, кто знал эту Семью не понаслышке (м-ф 14. Царская Семья на прогулке), отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Царские Дети воспитывались в простоте и строгости. Они спали не на пуховых перинах, а на жестких походных кроватях. Были далеко не неженки: каждое утро принимали холодную ванну. Кушали не заморские блюда, а самые простые — борщ, кашу, рыбу, фрукты. Наряжаться не имели привычки, платья носили простые, одинаковые, и даже донашивали их друг за другом. Во Дворце Царского Села у них имелись только две своих комнаты — спальни, где они жили по двое.
         Царевны сами гладили белье, прибирали в комнатах, пололи сорняки в огороде. Освободившись от занятий, убегали, бывало, к дворцовым слугам – посудомойкам или сторожихам, чтобы понянчить их детей.
         "Они вели скромную жизнь, — писал близкий к ним человек, — были просты в обращении и не придавали значения своему Царскому положению".
         Это была истинно православная семья (м-ф 15. Царская Семья на молебне), в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей.
         По отношению к матери, Александре Феодоровне, Царские Дети были полны уважения и предупредительности (м-ф 16. У постели Матери). Государыне часто нездоровилось, и поэтому Царевны устроили при ней дежурство: в такие дни какая-нибудь из Княжон неотлучно находилась при Матери (м-ф 17. Ольга у постели Матери)
         Императрица научила своих Дочерей рукоделию (м-ф 18. Императрица за рукоделием). Они вышивали, шили и вязали (м-ф 19. За рукоделием).
         Великие Княжны шили одежду для бедных, и эти вещи потом отсылались по приютам или нуждающимся семьям. А летом, когда Царская Семья жила в Крыму, они рукодельничали вместе с Государыней для благотворительных базаров. Сборы с них шли на помощь бедным, больным туберкулезом. В Первую мировую войну Царевны шили и вязали вещи для фронта и семей солдат.
    Великие Княжны и Царевич очень любили своих родителей.
         Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем (м-ф 20. Император Николай II), Отцом (м-ф 21. Отец), и Другом (
    м-ф 22. Отец-друг, м-ф 23/видео. Царские Дети: 47 с. Текст м-ф. Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. "Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей", — считала Государыня. "Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил Государь, — такими должны быть и мои дети".)
         Царская Семья вела замкнутый образ жизни. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. По вечерам все собирались вместе, обычно в комнате Императрицы. Царевны, их брат Цесаревич Алексей, Государыня играли на рояле и пели, рукодельничали, беседовали, чаще всего на духовные темы, читали вслух. На таких вечерах бывали также близкие друзья или родственники Семьи. Государь, если освобождался пораньше от докладов министров и государственных бумаг, присоединялся ко всем (м-ф 24. Царь и Царица). Он читал вслух рассказы из русской истории, произведения из русской литературы или Евангелие. Царица и Дочери занимались рукоделием говорили о Боге и молились.
         Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительских забот. Царь и Царица смотрели на старших Княжон как на помощниц в воспитании младших. Об этом свидетельствуют, например, выдержки из писем государыни Александры к дочери Ольге: «Прежде всего, помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим...»
         Почти ежедневно (чаще всего перед сном) дети писали Родителям письма – записочки. Из этой переписки видно, что царские дети, как и все дети, тоже бывало ссорились. Императрица по этому поводу писала своей старшей дочери Ольге, которая в детстве обладала неровным, вспыльчивым характером: «Не ссорьтесь друг с другом, это, в самом деле, просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».
         Когда началась Первая мировая война 1914 года Александра Феодоровна вместе со старшими Дочерьми Ольгой и Татианой окончили курсы сестер милосердия и стали работать рядовыми хирургическими сестрами (м-ф 25. Сестры милосердия) в лазарете при Дворцовом госпитале наравне с остальными сестрами.
         Стоя за хирургом, они подавали стерилизованные инструменты (м-ф 26. Императрица – операционная сестра), вату и бинты, уносили ампутированные ноги и руки, перевязывали гнойные раны (м-ф 27. Ольга на перевязке), не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны (м-ф 28/видео. Сёстры милосердия: 33с).
         Две младшие — Мария и Анастасия Николаевны (м-ф 29. Мария и Анастасия) — работали над шитьём белья для раненых солдат и их семей, и очень сокрушались, что, будучи юны, не могли стать настоящими сёстрами милосердия, как Великие Княжны Ольга и Татьяна Николаевны.
         Сколько радости и утешения приносили Ее Величество и Великие Княжны своим присутствием в лазаретах (м-ф 30. Посещение раненных)! Весь день Великих Княжон был посвящён раненым; им они отдавали всю свою любовь, ласку и заботу. Каждый солдат и офицер в их лазаретах был обласкан и ободрён. Выписываясь из лазарета, каждый раненый уносил с собой какой-нибудь подарок, данный ему на память от всего сердца. Каждый увозил с собой самое светлое, самое радостное воспоминание.
         Один из офицеров, находившихся на излечении в лазарете, где сестрами милосердия были Великие княжны, вспоминал: "… они были совершенными, полными царственного очарования, душевной мягкости и бесконечной благожелательности и доброты ко всем… У них была врожденная способность и умение несколькими словами смягчить и уменьшить горе, тяжесть переживаний и физических страданий раненых воинов».
    Высшие слои общества (м-ф 31), в то время, всё больше и больше отступали от Бога, и православный, глубоко верующий Царь всё больше и больше им мешал. В итоге, в результате заговора, путём жесточайшего обмана Православного Русского Царя, вынудили отречься от Престола, а Царскую Семью, которую жестоко оклеветали, обвинив Царя и Царицу даже в измене Отечеству, взяли под арест.
         Уже через 5 дней после устранения Царя, Временное Правительство (м-ф 32), не имея на то ни малейшего законного основания или повода, приняло решение об аресте Императора Николая II и его Супруги и содержании их Семьи в Царском Селе,
         Во время пятимесячного пребывания под стражей в Царском Селе, Царю и его Семье приходилось терпеть унижения и издевательства со стороны охранников и прочих "новых" людей, окружавших их. Государю было объявлено, что он должен жить отдельно и видеться с Государыней только за столом. Караульные солдаты в грубой форме делали ему замечания, доступ во Дворец близких Царской Семье лиц воспрещался. Однажды солдаты даже отняли у Наследника игрушечное ружье под предлогом запрета носить оружие.
    Как вы думаете, что Царская Семья испытывала по отношению к своим обидчикам? 
         Отец Афанасий Беляев, регулярно совершавший в этот период богослужения в Александровском дворце, оставил свои свидетельства о духовной жизни царскосельских узников (м-ф 33/видео. Духовная чистота Царских Детей: 1 мин 48 с. "Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай. Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи…»
         Временное Правительство назначило комиссию по расследованию деятельности Императора (м-ф 34/видео. Заключение комиссии: 29 с). Вместо того, чтобы освободить Государя и его Супругу, Временное Правительство приняло решение отправить узников в Сибирь. В ночь на 1 августа 1917 года они были отправлены в город Тобольск - место своего следующего заключения.
         Так начался путь Царственных Мучеников на свою Голгофу.
          В Тобольске образовался "солдатский комитет", который всячески демонстрирует свою власть над Государем - то заставляет его снять погоны, то разрушают ледяную горку, устроенную для Царских детей. С 1 марта 1918 года Царская Семья перевели на солдатский паек.
         Накануне Пасхи 1918 года Царскую Семью разлучили. Из Москвы от большевиков приехал комиссар, который объявил Государю, что его увозят. Душевные муки Александры Фёдоровны (м-ф 35. Мать и сын), которая решила сопровождать мужа, возросли до предела, так как ей пришлось расстаться с тяжело больным Царевичем. С родителями поехала и Мария Николаевна (м-ф 36. Мария Николаевна)... Для всей Семьи расставание было душевной пыткой.
         В Екатеринбурге, куда были доставлены Государь, Государыня и Мария Николаевна, их заключили в доме инженера Ипатьева (м-ф 37. Дом инженера Ипатьева). Когда здоровье Наследника поправилось, остальные члены Царской Семьи из Тобольска также были доставлены в Екатеринбург и заточены в том же доме.
    Нам никогда не дано почувствовать, осознать, понять , как Они жили свои последние дни в мрачном Ипатьевском доме, что Они чувствовали, о чем думали. Но без сомнения, эти последние дни были венцом Их мученичества и венцом Их подвига.
         Не существовало того унижения, которого не претерпело Царское Семейство. Поведение и вид караульных были совершенно непристойные: грубые, распоясанные... они возбуждали ужас и отвращение. Великие Княжны занимали комнату с одним окном, рядом с комнатой Их Величеств, дверь из которой была снята. Первые два-три дня кроватей в их комнате не было; спали на полу, на соломенных тюфяках.
          Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали у них еду: придет какой-нибудь из красноармейцев и лезет в миску: «Ну, с вас довольно». Или могли плюнуть в Царскую тарелку у всех на глазах, перед самым приемом пищи.
         Два с половиною месяца прожила здесь Царская Семья среди шайки наглых, разнузданных людей новой их стражи, подвергаясь издевательствам и непрерывным страданиям (м-ф 38/видео. Издевательства в Ипатьевском доме: 1 мин)
    Как вы думаете, где Царская семья черпала силы?
         В Боге! Только глубокая вера и сильная воля поддерживали мужество узников дома Ипатьева..
         Люди охраны, грубые, жестокие, глубоко невежественные по своей сути, были вообще сильно поражены их кротостью, простотой: их покорила полная достоинства душевная ясность пленников, и они чувствовали превосходство их над собою в нравственном, духовном смысле. И первоначальную, дикую жестокость сменяло потом у многих конвоиров глубокое, искреннее сострадание.

         Приближающуюся смерть, понимала Государыня, понимали и Дети. Заключенные в душные комнаты Ипатьевского дома, окруженные злобными надсмотрщиками, каждый день ожидая смерть, Они ни разу не возроптали, ни разу не сказали ни единого худого слова в чей-либо адрес. В ответ на грубость, злобу и издевательства, Они пели духовные распевы, добрые русские песни, читали Евангелие, молились. 
         Вот строки из дневников Ольги, Татианы и Царевича Алексея
    (м-ф 39/видео. Мысли детей: 35 с. «Если будут убивать, только бы не мучили», – эти слова 13-летнего Наследника Цесаревича являются живым свидетельством осознания Семьей приближающего мученического конца.
    Великая княжна Ольга: «Только бы устоять, только бы не дрогнуть духом, только бы сохранить сердце чистое и крепкое».
    Великая Княжна Татьяна Николаевна в одной книге, читанной ею в Екатеринбурге, подчеркнула следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу к смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».)
         Их духовное настроение лучше всего отображает стихотворение поэта Сергея Бехтеева, переписанное Великой Княжной Ольгой Николаевной еще в Тобольске (м-ф 40/видео. Пошли нам Господи терпенье: 1мин 26 с:


    Пошли нам Господи терпенье,
    В годину бурных, мрачных дней
    Сносить народное гоненье
    И пытки наших палачей.
    Дай силы нам, о, Боже Правый,
    Злодейства ближнего прощать
    И крест тяжелый и кровавый
    С Твоею кротостью встречать.
    И в дни мятежного волненья,
    Когда ограбят нас враги,
     
    Терпеть позор и униженья,
    Христос Спаситель помоги!
    Владыка мiра, Бог вселенной!
    Благослови молитвой нас
    И дай покой душе смиренной
    В невыносимый смертный час…
    И, у преддверия могилы,
    Вдохни в уста Твоих рабов
    Нечеловеческой силы
    Молиться кротко за врагов!


         Какое поразительное великое смирение, какое благородства души и силу духа явила миру эта Семья!
         В ночь на 17 июля произошло величайшее преступление: невинные, святые люди вместе с Божиим помазанником были зверски убиты.
         В 2003 году на месте дома инженера Ипатьева был построен Храм-на-Крови? (м-ф 41. Храм-на-Крови в Екатеринбурге). Полное название: Храм-на-Крови́ во и́мя Всех святы́х, в земле́ Росси́йской просия́вших.

         Это один из крупнейших православных храмов России Храм строился с 2000 по2003 годы. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.
         В настоящее время храм является местом паломничества для верующих не только со всех уголков России, но и живущих за её пределами.



    Предварительный просмотр:

    Послушники

    /\

    Послушания урок

    Солнышко дает.

    Утро каждое, сынок,

    Солнышко встает.

    Может, хочется поспать

    Солнышку еще,

    Но оно должно сиять

    Ярко, горячо.

    Потому оно и нужное,

    Что очень Господу послушное.

    И маме сын всегда милей,

    Когда во всем послушен ей.

    Стихи о семье.

    Мир солнечного детства моего… 
    Он полон счастья, доброты и света. 
    Он так огромен, красочен, как лето, 
    Мир солнечного детства моего! 

    Здесь всё, как в сказке, как в стране чудес: 
    Моря и горы, реки, водопады… 
    Здесь всё, чему мы в жизни очень рады: 
    Сады весной, поля, луга и лес. 

    В нём мама, папа, бабушка и дед, 
    Собака, кошка, братья и сестрёнки. 
    Прекрасный мир: волшебный, чистый, звонкий 
    В палитру красок радужных одет. 

    В нём все мечты, надежды и друзья, 
    Которых я люблю, которым верю, 
    Частицу сердца и души отмерю. 
    И очень счастлива в том мире Я! 

            «Семья – это МЫ»

    Семья – это МЫ. Семья – это я,
    Семья – это папа и мама моя,
    Семья – это «имя» — братишка родной,
    Семья – это котик пушистенький мой,
    Семья – это бабушки две дорогие,
    Семья – и сестренки мои озорные,
    Семья – это крестный, и тети, и дяди,
    Семья – это елка в красивом наряде,
    Семья – это праздник за круглым столом,
    Семья – это счастье,
    Семья – это дом,
    Где любят и ждут, и не помнят о злом!


    ЭТОТ ДОМ СО СКРИПУЧИМ КРЫЛЬЦОМ    С. Махотин

     

    Я не знаю,

    За что полюбил этот лес,

    Где однажды

    На тополь высокий залез

    И увидел деревню,

    И речку, и пруд,

    Как мальчишки рыбачат

    И утки плывут.

     

    Я не знаю,

    За что полюбил этот дом

    С фотографией деда

    Под жёлтым стеклом,

    Со скрипучим крыльцом

    И парным молоком,

    С крикуном-петухом

    И лохматым щенком.

    Ну, в лесу я с лукошком

    Лисички искал,

    Из пруда на уху

    Карасей натаскал,

    В доме бабушка,

    Миску снимая с огня,

    Угощала вишнёвым

    Вареньем меня.

    А ещё я

    С отличным мальчишкой дружил.

    Только дело не в том,

    Что я жил не тужил,

    Просто бабушкин дом,

    Старый лес и река

    Снятся мне...

    Почему?

    Я не знаю пока!

    Мой род

    Хорош мой род –
    Крестьянский род,
    Бессмертный
    Русский мой народ!

    Мой дед,
    И прадед мой,
    И я –
    Вся родословная моя
    От Рюрика до наших дней –
    Мне всех дороже,
    Всех родней!

    Во дни тяжёлых испытаний
    Я был с тобой


    На поле брани.
    В дни мира
    Пахарем я был,
    Я честный хлеб
    Тебе растил.
    На труд и бой –
    Одной судьбой –
    Весь путь твой
    Я прошёл
    С тобой.

    Народ мой!
    Как я дорожу,
    Что я
    К тебе принадлежу!

    (А. Пришелец)


    ***

    Видел Бога! Я не вру!
    – Где!? На небесах?
    – Нет, у мамы по утру
    Бог сиял в глазах!
    Мама встала на заре,
    Воду принесла
    Из колодца во дворе
    И ко мне вошла.
    Я совсем уже не спал
    И увидеть смог,
    Как в глазах ее сиял
    Бесконечный Бог!

    ***

    Скажите, откуда я взялся?
    Я всем задавал вопрос.
    А дедушка мне ответил:
    - Нам аист тебя принес.
    А бабушка мне сказала:
    - В капусте тебя нашли.
    А дядя шутил: - С вокзала
    В корзинке тебя принесли.
    Я знаю, неправда это,
    Мама меня родила,
    Я только не знаю ответа,
    Где мама меня взяла.
    Сестра на меня ворчала:
    - Ты голову всем вскружил.
    А я начинал сначала:
    - А где я до мамы жил?
    Никто это тайну из взрослых
    Мне так объяснить и не смог.
    Лишь мама ответила просто:
    -ТЫ ЖИЛ В МОЕМ СЕРДЦЕ, СЫНОК!

    ***

    Мама на папу глядит,
    Улыбается,
    Папа на маму глядит,
    Улыбается,
    А день самый будний,
    Не воскресенье,
    И за окошком – не солнце,
    А вьюга,
    Просто такое у них
    Настроение,
    Просто они
    Очень любят друг друга.
    От этой любви
    И легко, и светло.
    Мне с папой и мамой
    Так повезло!



    Предварительный просмотр:

    Традиции воспитания в семье Николая II

    Тема эта очень актуальна для нашего времени, так как сейчас в эпоху ослабления нравственных и семейных основ в обществе можно многое понять и многому научиться, изучая судьбы, характеры и основы воспитания членов семьи последнего российского императора. Анализируя материалы, посвященные семейным отношениям августейшей четы, можно видеть воплощение идеала семейной, супружеской и христианской любви. В условиях кризиса семьи в России эта тема представляется нам актуальной.

    В советское время тема воспитания в семье Николая II фактически не изучалась в силу определенных идеологических причин. Впрочем даже советские историки не отрицали того что Николай Александрович был безупречным семьянином. В постсоветское время вышло много хорошей и объективной литературы по данному вопросу, есть даже зарубежные, переводные монографии. Публикуются и сборники материалов, в том числе личные дневники и переписка царя и царицы, а также родителей с детьми. Много опубликовано и воспоминаний современников.

    Семья последнего русского императора создавалась двумя любящими людьми - Николаем Александровичем и немецкой принцессой - «Аликс», будущей императрицей Александрой Федоровной. Они оба обладали целым рядом добродетелей и были воспитаны в непререкаемом авторитете семейных и религиозных ценностей. Именно Православная вера, которую горячо полюбила и приняла Аликс и в которой был воспитан Николай Александрович стала краеугольным камнем, на котором они основали свою семью. Семью, где муж и жена с любовью и достоинством несли свои обязательства друг перед другом, где дети слушались и почитали своих родителей, где малое значение имел титул и огромное – душа человека. Это была необыкновенно любящая и дружная семья, что особенно проявилось в страшные дни их заключения и мученической кончины. В те дни они уже настолько были едины, что им невозможно было бы помыслить о разлуке друг с другом.

    Можно сколь угодно долго спорить на тему внешней и внутренней политики России в период последнего царствования, но в данном случае речь не об этом. Каким же был государь император по отношению к своим детям? Он был, прежде всего, примером благородства, искренность и долга. Дети видели перед собой любящего отца, почитающего их мать, внимательно относившегося к их внутреннему миру, умственному и духовному возрастанию.

    Однако все же основная тяжесть воспитания ложилась на мать. Александра Федоровна делала все, чтобы ее дети выросли чистыми, даже в помыслах, а также получили отличное образование. Она внимательно следила за духовным состоянием детей, их нравственным и физическим развитием. В ее дневнике и в переписки, как с мужем, так и с детьми мы постоянно находим примеры внимательного, а вместе с тем и требовательного отношения к детям. При этом, что важно отметить, ни она, ни отец не стремились к подавлению личности ребенка. Все дети были разными: с различными талантами и дарованиями, которые родители пытались развить. Безусловным являлось лишь одно – сохранение целомудрия. Это было крайне непросто сделать в столь развращенное время, когда даже среди близких родственников августейшей четы наблюдались, порой, достаточно вольные отношения к порокам «мира сего». Возможно, изолированность воспитания царских детей явилась одним из недостатков их воспитания, но именно оно помогло сохранить целомудрие и чистоту, которые стали фундаментом их святости.

    Все пятеро детей последнего русского императора обладали своими особенностями характера. Но все они были воспитаны в скромности, честности и порядочности. Две старшие дочери – Ольга и Татьяна – были близки по возрасту и дружили между собой. Две младшие – Мария и Анастасия – также были близки. Но, несмотря на разницу в возрасте, они все четверо сестер росли очень дружными. Они даже составили из своих имен общее слово ОТМА, которыми часто подписывали совместные письма и поздравления родным и близким. И еще их объединяла нежная любовь к больному брату – самому младшему из детей – царевичу Алексею, страдавшему гемофилией.

    Великая княжна Ольга Николаевна родилась 3/16 ноября 1895 года. Она стала первым ребенком в семье 27-летнего царя. Старшая дочь императора со временем выросла в яркую неординарную личность. От матери к ней перешла царственная осанка и грация, от отца - чисто русская внешность. Отец души не чаял в ребенке, Ольга же с малых лет к отцу относилась с благоговением. Ее так и звали многие «дочь отца». Именно с ней любил разговаривать государь о важных делах правления, и ему нравилось слушать полудетские суждения своей собеседницы.

    Она была высокой и светловолосой, с дивным свежим цветом лица, и большими темно-синими глазами. Учителя говорили, что она «обладает абсолютным слухом». Она увлекалась историей, ее любимой героиней была Екатерина Великая. Княжна Ольга прекрасно ездила верхом и танцевала. Характерными чертами у нее были сильная воля, неподкупная честность, и прямота. Бывала она и вспыльчивой, но эта черта сгладилось с возрастом, и Ольга стала мягче и ласковее, сохранив свойственную ей в ранние годы честность. Великая княжна была милосердной: когда она достигла возраста, давшего право распоряжаться своими деньгами, то первой была просьба об оплате лечения больному ребенку, которого она часто видела во время прогулок. Надо отметить, что она была скромной, не любила роскоши, постоянно одергивая своих сестер в этом.

    Когда началась война две старшие великие княжны Ольга и Татьяна, вместе с императрицей, закончив курсы сестер милосердия, работали в госпитале.

    Великая княжна Татьяна Николаевна родилась 29 мая/11 июня 1897 года. Великая княжна характером была похожа на свою мать и была самым послушным ребенком. Во время частых недомоганий императрицы Татьяна не только умела окружить ее постоянной заботой, но и брала на себя управление дворцом и руководила обучением своего брата и двух младших сестер. Татьяна всегда останавливала сестер, если их проказы заходили далеко, и решительно напоминала им волю их матери. Поэтому сестры часто называли ее «гувернером».

    У Татьяны были красивые, правильные черты лица, она была похожа на своих царственных родственниц, чьи фамильные портреты украшали дворец. Ее самообладание было поистине велико, даже будучи ребенком, Татьяна умела терпеть боль и сдерживать себя.

    В характере Татьяны Николаевны Богом была заложена готовность трудиться. Великая княжна любила рукоделие.  Обладая ловкими руками, она запросто могла сшить себе и сестрам блузы, вышивала, вязала и даже в отсутствие других девушек великолепно причесывала свою мать.

    И у Ольги и у Татьяны было много крестников в семьях дворцовой охраны и в семьях офицеров прибрежной охраны. Они часто приглашали их во дворец и дарили одежду и разные вещи.

    Интересно, что обладая чисто женскими талантами, эта девушка, хозяйственная, строгая, образец русской жены, матери семейства, обладала вполне созревшим политическим кругозором. Государыня только ей писала о делах, о войне, даже о том, что мучило царицу лично - о распускаемой против нее клевете. Великая княжна Татьяна Николаевна всегда училась работать над собой, училась самоанализу. Императрица говорила, что только когда она спокойно говорит с Татьяной, то та ее понимает. Великая княжна, будучи совсем ребенком, была весьма самокритична и всегда признавала свои ошибки, прося прощения у любимой матери.

    Через несколько недель после начала войны великая княжна выступила инициатором создания в России «Комитета Ее Императорского Высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от временных бедствий». Похожий комитет был организован для ее сестры Ольги. Обе девушки усердно работали в своих комитетах.

    Великая княжна Мария Николаевна родилась (14) 27 июня 1899 года. Самая малоизвестная из великих княжон, она была затенена в истории семьи общественной деятельностью старших сестер, Ольги и Татьяны и загадочной личностью младшей сестры Анастасии.

    А ведь между тем, несмотря на юный возраст Мария Николаевна, была личностью незаурядной. Она одна из всех сестер обладала талантом к рисованию, ее наброски были весьма хороши.

    Мария была красавицей, крупной для своего возраста. Она блистала яркими красками и здоровьем, у нее были большие, чудные синие глаза. Ее вкусы ее были очень скромны; княжна была воплощением сердечности и доброты. Мария была самой непритязательной из детей, любила беседы с прислугой. Она часто украдкой убегала в столовую, где обедала охрана, и подолгу слушала рассказы солдат о жизни, о женах и детях. Детей Мария Николаевна обожала, это была ее сфера - играть и возиться с ними. Она мечтала рано или поздно выйти замуж и завести большую семью.

    Княжне Марии была свойственна большая внутренняя сила – как духовная, так и физическая. Также как и с другими детьми, императрица заботилась о религиозном воспитании девушки. Богатый внутренний мир Марии был окрашен ярким религиозным чувством, привитым ей матерью. Она была очень религиозна, и легко выстаивала долгие службы в Феодоровском соборе. Она хорошо знала, что такое молитва, и умела отдаваться ей целиком.

    Когда ей было 17 лет, в нее влюбился один из балканских принцев, но императрица, считая свою дочь еще слишком молодой и слышать не захотела о браке. Впрочем, и сама великая княжна не хотела этого. По словам Анны Танеевой, как Мария, так и ее сестры не допускали даже мысли о замужестве вне Православия и вне пределов своей родины. Все они хотели выйти замуж только за русских, служить России и иметь детей, которые бы также служили России.

    Золотых вещей и драгоценностей ни у этой великой княжны, ни у других княжон почти не было, а простой Марии это было и не нужно. Зато княжна, как и все дети императорской четы, любили животных. Ее четвероногим любимцем был сиамский кот.

    Когда началась Первая мировая война, Марии было всего пятнадцать лет. И хотя был лазарет ее имени, она была еще слишком молода для работы в нем. Но великая княжна, также как и ее младшая сестра, Анастасия, тоже имевшая свой лазарет, хорошо знала всех раненых, и всегда старалась поддерживать их. Часто вечерами обе великие княжны приносили в госпиталь свои вышивания. Марии, да и всем сестрам Романовым абсолютно была чужда гордыня. Они отдавали раненым всю свою любовь и заботу, выздоровлению кого-либо они радовались, смертью глубоко огорчались. В их лазаретах не было ни одного не обласканного ими солдата. Каждому, кто выписывался, они дарили какой-нибудь подарок, данный от всего их еще полудетского сердца.

    Когда началась революция, Марии было семнадцать лет. В те страшные дни, когда государь был в Ставке, все дети, кроме Марии, тяжело заболели корью. Именно молодая княжна изо всех своих сил помогала в конец изученной матери.

    На  ее долю и на долю ее младшей сестры Анастасии («маленьких», как их называли в семье), выпало очень мало удовольствий, мечты их так и не сбылись, однако всегда стремившиеся к христианской жизни, они получили и христианскую кончину. И хоть они фактически не успели узнать радостей жизни, зато успели, благодаря правильному воспитанию, узнать, что такое любовь к родителям, труд, молитва. Это воспитание дало им силы, даже в заточении находить маленькие радости и облегчать душевные терзания любовью друг к другу. Наученные вере в Бога и в торжество добра над злом, они обрели всепрощение и любовь ко всему Божиему творению, и эта любовь не гасла, а росла в их сердцах в последние дни их жизни.

    Великая княжна Анастасия Николаевна родилась (5) 19 июня 1901 года. Будучи самой младшей и очень юной (когда ее убили, ей едва исполнилось 17 лет) она не успела до конца раскрыться. Детей императора не баловали роскошью. Анастасия делила комнату со старшей сестрой Марией. Стены комнаты младших великих княжон были серые, потолок украшен изображениями бабочек. На стенах висели иконы и фотографии. Мебель была строго выдержана в белых и зеленых тонах, почти спартанская обстановка, кушетка с вышитыми подушечками, и армейская койка, на которой великая княжна спала круглый год. Койка удобно двигалась по комнате: зимой – в более освященное и теплое ее место, а летом, чтобы отдохнуть от зноя вытаскивалась даже на балкон. Эту же койку брали с собой и в Ливадийский дворец, на ней великая княжна спала и во время сибирской ссылки. Большая комната по соседству разделенная занавеской пополам служила обеим княжнам и будуаром, и ванной.

    Повседневная жизнь, как младших, так и старших великих княжон была весьма однообразна: подъем и отход ко сну – в одно и то же время. Каждый день по утрам – холодная ванна, вечером – теплая. Как и все дети императора, Анастасия получила домашнее образование. Обучение началось в восьмилетнем возрасте. В программу входили французский, немецкий и английский языки, история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика, а также танцы и музыка.

    Прилежанием к учебе Анастасия не отличалась. Она терпеть не могла грамматику, писала с ошибками, арифметику не любила.

    Внешне Анастасия Николаевна была очень симпатичной девушкой. У нее были огромные, голубые, вечно сияющие задором и веселостью, глаза, с восхитительным блеском, хорошенькое личико, длинные до плеч золотисто-каштановые волосы и темные, сросшиеся на переносице брови. Девочка отличалась невероятно легким и жизнерадостным характером, любила разные детские игры, могла часами носиться по дворцу, играя в прятки. Все ее портреты в воспоминаниях современников полны еще совершенно детского очарования и ребячливости. Она стала сорванцом и семейной проказницей. С ее легкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем маленькая Анастасия очень гордилась. Она была неразлучна со старшей сестрой Марией, обожала своего брата, он был ближе всех к ней по возрасту, и они трогательно дружили. Княжна могла часами развлекать Алексея, когда его укладывал в постель очередной приступ болезни. «Однажды Алексей сказал ей: «Анастасия, тебе нужно представлять в театре, будет очень смешно, поверь!» На что сестра ответила, что она великая княжна и что у нее другие обязанности». Она очень любила отца и преклонялась перед матерью. Юная княжна всегда искала случай помочь императрице и бегом исполняла все ее поручения. «Анастасия - это мои ноги, - говорила о младшей дочери государыня». Как и все дети царской четы, Анастасия любила животных. У нее была собачка породы пекинес. Анастасия Николаевна, девочка - «сорванец» не могла по натуре соответствовать домостроевскому идеалу девушки. И мудрые родители Анастасии понимали это, временами сдерживая ее неуемную энергию, они не собирались ломать сущность их ребенка, переделывать ее на свой лад. Царица позволяла дочерям развиваться, опираясь на правила христианского благочестия в зависимости от богоданных качеств.

    По воспоминаниям современников, вслед за матерью и старшими сестрами, Анастасия горько рыдала, когда началась Первая мировая война. Во время нее императрица отдала под госпитальные помещения многие из дворцовых комнат. Мария и Анастасия были слишком юны для такой тяжелой работы и стали патронессами госпиталя. Обе сестры шили раненым белье, готовили бинты, отдавали свои собственные деньги на закупку лекарств, читали раненым вслух, вязали им вещи, играли в шашки, писали под диктовку письма раненым домой, развлекали их, особенно старалась Анастасия. Она до конца жизни с любовью вспоминала эти дни, проведенные в служении людям.

    С возрастом шаловливость и проказливость - не всегда привлекательные качества Анастасии Николаевны, превратились в достоинство. Задор юной девушки не только радовал, но и утешал окружающих. Так было и в госпитале среди раненых. И даже когда царская семья попала в заключение сначала в Царское Село, затем в Тобольске, и, наконец, в Екатеринбурге Анастасия Николаевна оставалась веселой. И родители, и старшие сестры с братом находили утешение в ее обществе. Ей было всего 17 лет, когда ее настиг конец земной жизни в подвале ипатьевского дома. Анастасия умерла не от пули, ее докалывали штыками, смерть ее была мучительной.

    Долгожданный сын царской четы и наследник российского престола, Алексей Николаевич родился 30 июля/12 августа 1905 года.

    Родители долго и усердно молились Богу и недавно канонизированному святому Серафиму Саровскому о его рождении. И чудо, наконец, свершилось. Мальчика назвали Алексеем в честь любимого царя Николая II Алексея Михайловича (Тишайшего), отца Петра Великого. Наследник стал центром и средоточием дружной и любящей царской семьи.

    Но императрица еще до его рождения боялась, что если родится мальчик, то он может унаследовать страшную болезнь – гемофилию. Царица истово надеялась, что сын родится здоровым, но уже через два месяца после его появления на свет выяснилось: Алексей все-таки болен этим недугом. Отныне вся жизнь этого красивого и ласкового ребенка, стала сплошным страданием, не только для него, но и вдвойне для его родителей. Особенно тяжело переживала императрица, сознававшая, что больные гены своему любимому мальчику передала она. Здоровье государыни сильно пошатнулось, у нее начались сильные сердечные приступы.

    Но при первом взгляде на мальчика никто бы не смог определить, что он так болен. Ребенок производил впечатление здорового и крепкого, и рос очень красивым. За ребенком нужен был постоянный присмотр. Стоило ему удариться головкой или ручкой о мебель, сразу же появлялась огромная синяя опухоль, показывающая на внутреннее кровоизлияние, причинявшее ему тяжкие страдания. Цесаревич Алексей рос живым и подвижным ребенком, и доглядеть за ним было трудно. Медицина признала себя не в состоянии ни излечить, не предупредить или даже облегчить страдания, когда начинался кризис. Это всегда заканчивалось мучительным периодом страданий, когда бывало, что бедный наследник часами кричал от страшной боли. Выздоравливал же он всегда очень медленно.

    Этому мальчику от рождения был дан очень тяжелый крест: его сестры играли и резвились, он редко мог позволить себе пошалить с ними, хотя обожал шалости, в этом его иногда поддерживала княжна Анастасия, его лучший друг и сама отчаянная проказница. Он просил родителей подарить ему велосипед или поиграть в теннис как играли его сестры, но все это было для него непозволительной роскошью.

    Частые страдания и невольное самопожертвование развили в характере Алексея Николаевича жалость и сострадание ко всем, кто был болен, а также удивительное уважение к матери и всем старшим.

     С детских лет подчеркнуто рыцарским было и его отношение к женщинам. Важно, что маленький цесаревич с детства мог видеть уважительное отношение к дамам со стороны любимого отца. Он изо всех сил защищал своих друзей и вообще простых людей, пострадавших из-за чего-либо. Он часто говорил: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы».

    В Алексее не было ни капли заносчивости. Очень простой от природы, чуждый всякого высокомерия и тщеславия, он нисколько не кичился тем, что был наследником. Помимо уважения к старшим, к женщинам, воспитания осознания того что он будущий царь, император воспитывал в сыне патриотизм (как и в других детях), требовал от него честности и послушания и редко когда баловал его.

    Алексей любил своего отца и всегда прислушивался к его замечаниям. Из своих четырех сестер он больше всего был привязан к старшей Ольге. Родители стремились вырастить Алексея настоящим христианином с чутким сердцем и сильной волей. А также воспитать в нем глубокую веру, присущую всем царским детям, не зря, даже во время болезни, страдая от невыносимых болей, Алексей не роптал, а только просил Господа смилостивиться над ним. Императрица сама учила сына основам православной веры. Из тобольской ссылке она писала: «Прохожу с Алексеем объяснение Литургии. Дай мне Бог умение учить, чтобы на всю жизнь осталось у него в памяти…».

    Цесаревич обладал большими способностями в учебе и хорошей памятью. Он привык быть дисциплинированным, но не любил придворного этикета, был честен и не терпел лжи.

    Животных Алексей любил, как и вся его семья. У него был спаниель Джой. Еще его любимцами были два кота. Некрасивый, песочного цвета с белыми пятнами котенок Зубровка и восхитительный большой кот, подаренный цесаревичу генералом Воейковым.

    Алексей Николаевич, как и сестры, фактически не знал особой роскоши, даже в двух его детских комнатах ее не было, воистину все царские дети воспитывались в строго патриархально духе. Любимой пищей наследника были не какие-нибудь изыски, а простые щи и каша из солдатской кухни; когда ему эту еду приносили, он непременно съедал все и еще облизывал ложку, говоря: «вот это вкусно, не то, что наш обед».

    Алексей Николаевич обладал превосходным музыкальным слухом и великолепно играл на балалайке. Он, русский душой, любил русские сказки. У него было много прекрасных книг и учителей, но он предпочитал рассказчиков из народа.

    С началом войны император часто покидал Царское Село и уезжал в Ставку Верховного Командования, которая находилась в Могилеве. В эти поездки царь брал с собой сына. Царская чета считала жизнь в Могилеве полезной для наследника; они полагали, что в подобной обстановке он сможет легче побороть свою застенчивость и будет лучше подготовлен к обязанностям монарха.

    К 1917 году наследник очень возмужал, и внутренне и внешне. Цесаревич становился юношей. Учителя говорили о его пытливом уме, о трудных вопросах, им задаваемых. Многие восхищались благородством характера, добротой и отзывчивостью его сердца. Он всегда думал о других и редко о себе. Даже когда в марте 1917 г. он узнал об отречении от престола своего отца, он не словом ни обмолвился о своих правах на престол, лишь переживал о том, кто теперь будет править Россией. И в заточении у мальчика, теперь уже не наследника оставалась глубокая любовь к своей стране и народу, и не было озлобления против обидчиков семьи.

    Алексей и его сестры проявляли всяческое желание выказать родителям свою любовь и преданность, утешить их. Уже в Екатеринбурге, в свои последние дни, когда царская чета и старшие сестры уже стали догадываться о том, что их ждет, младшие княжны и наследник, конечно слишком юные для полного осознания приближающийся смерти, не закрывали глаза на реальность. Не зря у Алексея в один из дней вырываются такие слова: «Если будут убивать, то хоть бы не мучили!» Бедный мальчик ошибся, именно ему и великой княжне Анастасии довелось испытать при расстреле больше всего мучений. Если княжну докалывали штыками, то Алексея никак не могли дострелить, он не умер сразу от пули, а лежал и стонал. Тогда Юровский (комендант дома Ипатьева, руководивший расстрелом) шагнул в подвальную комнату и несколькими выстрелами прикончил несчастного ребенка….

    Подводя итог, скажем, что дети Николая II и Александры Федоровны, столь различные по характерам, были схожи в одном: все они были удивительно чисты, любили родителей и мыслили о своей семье как о едином целом. Но самое удивительное для современного человека заключается в том, что безгранично любя семью, они умели жить и для других. Видели в своей жизни они очень мало: простые и скромные радости - поездки в любимую Ливадию, игры на свежем воздухе, общение с немногочисленными сверстниками. Не зря священник, исповедовавший их в заточении, говорил, что всем бы детям быть такими же чистыми какими были они. Для них, столь тесно связанных друг с другом, в заточении невозможна была бы сама мысль о спасении, если это связано было бы с расставанием со своими с любимыми родителями.

    В целом мы можем заключить, что семья последнего русского императора представляла собой единый духовный организм, где любящие и заботливые родители заботились о воспитании, образовании и духовном развитии детей. Дети же отвечали им глубоким уважением и почтением. Закончим словами Алексея Волкова, камердинера императрицы, преданно служившего царской семье: «Я не могу рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как я могу, скажу про них просто, это была самая святая и чистая семья»»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков "Дуб и ветер"

    Данную разработку  можно использовать на уроках  литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока  включена вводная беседа по теме "Ветер", тест по данной теме, п...

    конспект урока и презентация по теме Род имен существительных в единственном и множественном числе

    конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных в единственном и множественном числе"...

    Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

    В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

    Конспект урока и презентация по литературному чтению по теме "Ф.И.Тютчев.Весенняя гроза"

    Материал содержит подробный конспект урока и электронную презентацию....

    Конспект урока и презентация по ИЗО "Выражение намерений человека через форму и украшения. Сказочный флот." во 2 классе по программе Школа России.

    Конспект урока и презентация по ИЗО "Выражение намерений человека через форму и украшения. Сказочный флот." во 2 классе по программе Школа России....

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ч"

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ч"...

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ш"

    Конспект комбинированного урока и презентация по предметам "Письмо" и "Чтение" в 1 классе по программе "Школа России". Тема: "Звук и буква Ш"...