Выступление на МО по теме "Просветительская работа с родителями"
статья (1 класс) по теме

Захарова Зоя Николаевна

Воспитываем вместе  с родителями!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_1.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

     

       Выступление на заседании методического объединения

 учителей начальных классов на тему «Просветительская работа

с родителями.  Пути и методы повышения уровня доверия

 родителей к образовательному учреждению, и получение

 ребенком качественного образования»

             

                        Учитель: Захарова Зоя Николаевна

                                              Нижнекамск, 2018

   Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

   Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

       В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

 Практическая работа педагогов с родителями детей в нашей школе реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:   

- психолого-педагогическое просвещение;

- родительско-педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности);

- родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей);

- родительское сотворчество.


Основные направления сотрудничества семьи и школы

1.         Единство требований к учащимся.

2.         Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

3.         Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации).

4.         Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

5.         Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

6.         Повышение педагогической культуры родителей.

7.         Различные формы сотрудничества с родителями.

 Функции и задачи взаимодействия семьи и школы

Функции взаимодействия семьи и школы:

1.        Информационная.

2.        Воспитательно – развивающая.

3.        Формирующая.

4.        Охранно – оздоровительная.

5.        Контролирующая.

6.        Бытовая.

Задачи взаимодействия семьи и школы:

1.         Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

2.         Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

3.         Привитие навыков здорового образа жизни.

4.         Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

5.         Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.


Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;

- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;

- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы:

Методы изучения семей

1.         Наблюдение.

2.         Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.)

3.         Индивидуальные беседы.

4.         Тестирование.

5.         Анкетирование.

6.         Диагностика.

7.         Деловые игры.

8.         Анализ детских рассказов и рисунков о семье.

После чего классный руководитель заполняет социальный паспорт семьи.

Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные формы работы.

В нашей школе наиболее распространенными являются следующие формы совместной деятельности, методика их может быть различна и определяется самими участниками:


Формы работы с родителями

1.         Встречи за «круглым столом».

2.         Родительские собрания.

3.         Индивидуальные встречи «разговор по душам».

4.         Встречи с директором школы.

5.         Психолого-педагогические консультации.

6.         День открытых дверей.

7.         Конференции отцов.

8.         Психологические тренинги.

9.         Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, родители опекаемых детей).

10.      Школа молодых родителей.

11.      Письменный телефон доверия.

12.      Совместные праздники.

13.      Семейные конкурсы.

14.      Посещение семьи.

При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет классному руководителю составить конкретный план работы с семьей.

 

Дифференцированный подход в работе с родителями

Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.

Выделяют следующие типы семей:

1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.

2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Работа с родителями в нашей школе строится согласно целевой программе «Семья», которая была разработана творческой группой учителей школы и утверждена на педагогическом совете.


Программа «Содружество семьи и школы»

ЦЕЛЬ: Взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.

ЗАДАЧИ: 1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

2. Оказание семье разнообразной специальной помощи.

3. Повышение педагогической культуры родителей.

4. Профилактика негативного семейного воспитания.

Направления в работе.

Содержание

Срок.

Ответственные.

1. Школа будущего первоклассника

1. Организационное родительское собрание.

2. Индивидуальные консультации психолога, логопеда.

3. Подготовительные занятия.

Август.

По необходимости.

Один раз в неделю.

Зам. директора по нач. классам

Администрация

Учитель 1-го класса.

2. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников:

- Правовой месячник.

- Всероссийский день матери.

- Новогодние утренники.

- За здоровый образ жизни.

- Защитники Отечества.

- Международный день семьи.

2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей.

3. Привлечение к ремонту школы.

4. Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий.

5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению.

По плану.

Ноябрь.

Декабрь.

Март.

Февраль.

Май.

В течение год.

Март.

В течение года

Май.

Администрация

Классные руководители.

Классные руководители.

Классные руководители.

Родительский комитет.

Администрация

3. Оказание различной помощи семье.

1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни.

2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

3. Организация психологической помощи.

4. Работа кабинета профилактики.

5. Оказание помощи опекаемым учащимся.

1 раз в две недели.

По возможности

По необходимости

В течение года

В течение года

Классный руководитель.

Администрация ГУО.

Социальный педагог.

Психолог.

Зам. директора по В.Р.

Социальный педагог.

4. Повышение педагогической культуры родителей.

1. Классные тематические родительские собрания.

2. Всеобуч родителей (родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов.

3. Информационно – иллюстративные стенды.

4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей.

5. Использование видеоматериалов в педагогическом просвещении родителей.

1 раз в четверть.

1 раз в полугодие.

1 раз в четверть.

По возможности.

По возможности.

Классный руководитель.

Администрация

Зам. директора по В.Р.

Администрация, специалисты других учреждений.

5. Профилактика негативного семейного воспитания.

1. Индивидуальные встречи, беседы.

2. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей.

3. Изоляция беспризорных детей и из неблагополучных семей в социальные приюты.

4. Вызов на совет профилактики, КДН.

5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав.

6. Собеседования по организации летнего отдыха.

В течение года

В течение год.

По необходимости

По необходимости

По необходимости

Май.

Администрация, Кл.руководители ЗДВР, инспектор ОДН

Администрация, социальный педагог.

Социальный педагог.

Администрация, социальный педагог.

Социальный педагог.

Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия.


Методика контактного взаимодействия учителя с родителями

1.         Поиск контактов (процесс первого общения).

2.         Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).

3.         Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).

4.         Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).

5.         Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)

6.         Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).

 В своей педагогической практике я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Наиболее распространенной традиционной формой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание – это важный педагогический институт в руках учителя.

Вот несколько практических советов по подготовке родительского собрания:

 Темы собраний планируются на учебный год. Тематика собраний зависит от потребностей родителей, что выявляется по результатам анкетирования, тестирования родителей и с учетом рекомендаций программы «Путь к успеху» и программы «Школа ответственного родительства». Тщательная подготовка к собранию, живой диалог с родителями, способствуют созданию успешного сотрудничества между родителями, учителем и детьми.

 На самом первом родительском собрании мы избрали родительский комитет. В состав родительского комитета вошли пять человек, и выбрали председателя родительского комитета. Родительский комитет нашего класса пользуется авторитетом среди родителей класса.

Всю свою работу с данным классом я строю, используя творческий потенциал детей. Мы должны принимать активное участие в мероприятиях, которые проводятся в школе, в городе, в республике и в стране, а также проводить свои внеклассные мероприятия. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Конечно, это все при непосредственной поддержке и участия родителей.

Мои родители – активные участники наших затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям и различным мероприятиям.

В процессе совместной деятельности, заполняющей свободное время, родители и дети начинают лучше понимать друг друга. Дети получают положительное мотивационное подкрепление своей творческой деятельности и уверенность в ее значимости с одной стороны, с другой - установление взаимопонимания между родителями и детьми, что приводит к сплочению семей.

 Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Такие как «Семейная академия», «Мама, папа, я – дружная семья», «Семейные традиции», «Моя родословная», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Самая читающая семья» и т.д. Семейные праздники, соблюдение семейных традиций – все это душевно обогащает ребенка, он получает эмоциональную разрядку и чувство значимости, не говоря о том, что все эти мероприятия, бесспорно, сближают детей с родителями. Мне очень хочется, чтобы родители чаще общались со своим детьми в стенах школы; чтобы дети выполняли творческие работы, опираясь на опыт и помощь своих мам и пап; чтобы ребята гордились своими семьями; гордо выходили на сцену и представляли свою семейную команду.

Структура подготовки родительского собрания

1.         Определение цели.

2.         Изучение научно-методической литературы.

3.         Проведение микроисследований.

4.         Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.

5.         Придумать форму приглашения родителей.

6.         Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).

7.         Оборудование и оформление помещения для собрания.

8.         Собрание условно делится на три части:

- вступительная;

- основная;

- заключительная.

 

Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания

1.         Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

2.         Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.

3.         Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.

4.         Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.

5.         Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.

6.         Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»

7.         Тактичность.

8.         Построение доверительных отношений с родителями учеников.

9.         Главные показатели эффективности родительского собрания – это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.

 

Примерная тематика традиционных родительских собраний

1 класс.

1. Трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Особенности мыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии.

3. Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития.

4. Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

5. О детской дружбе.

2 класс.

1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

3. Наказание и поощрение в семье.

4. Первые шаги самовоспитания.

5. Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия.

3 класс.

1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

2. Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо».

3. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка.

4. Эстетическая атмосфера в школе и семье.

5.Если ребенок не хочет учиться.

4 класс.

1. Что такое акселерация.

2. О чем может рассказать школьный дневник.

3. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

4. Проблема преемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы их решения.

5. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Проблемные тематические общешкольные собрания.

1.         Здоровая семья. Нравственные аспекты.

2.         Предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних.

3.         Наркотики и статистика.

4.         Суицид.

Работа с родителями различных групп риска.

Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. В нашей школе к неблагополучным семьям мы относим:

-  семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое, сексуальное насилие);

-  невысокий уровень образовательной культуры родителей;

-  семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем;

-  родители – наркоманы;

-  злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.

Их учет ведется в следующей форме:

ФИО родителей

Год рождения родителей

Домашний адрес

Место работы, должность

Сведения о детях

Год рождения детей

Место учебы детей

Причина постановки на учет

Проделанная работа.

Но помимо неблагополучных семей есть семьи, входящие в группу риска. Это:

-  одинокие матери;

-  разведенные родители;

-  многодетные родители;

-  родители детей – инвалидов;

-  родители – мигранты, беженцы;

-  опекуны.

Все эти родители стоят на школьном учете и с ними ведется целенаправленная работа, которая включает в себя:

-  психолого – педагогическое консультирование;

-  ведение картотеки;

-  посещение на дому;

-  рейды в неблагополучные семьи;

-  рассмотрение персональных дел на Совете профилактики;

-  оказание материальной помощи через Красный крест и органы социальной защиты населения;

-  летний патронаж с привлечением участковых служб;

-  организация проблемных классных часов;

-  организация тренингов.

При работе с данной категорией семей используется следующая документация:

- акт обследования материально-бытовых условий семьи (см. приложение № 1);

- план индивидуальной работы с семьей (см. приложение № 2);

- социальный паспорт семьи (см. приложение № 3)

 Ошибки семейного воспитания

1.         Обещание больше не любить.

Эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальш. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду все равно тебя любить, но твое поведение не одобряю».

2.         Безразличие.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.

3.         Слишком много строгости.

Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости.

4.         Детей не надо баловать.

Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.

5.         Навязанная роль.

Дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

      Список использованных источников:

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.,2003. С.94.

Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах: пособие для учителя. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2000. – 206 с.

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск I. / Под.ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 144с.

Красновский Л. О родительских собраниях// Воспитание школьников – 2003 №5.

Метенова Н.М. Родительское собрание// Начальная школа: плюс-минус. – 2001. №11.

Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/ Сост. Митрошина Н.П., Овечкина Т.А..- Санкт-Петербург, 2008.