Понятие мониторинга в науке и образовании.
статья

  В разных видах человеческой деятельности издавна применяется наблюдение, как особый способ познания, основанный на относительно длительном, целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой были даны еще в первом веке нашей эры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_monitoringa.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ МОНИТОРИНГА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

  В разных видах человеческой деятельности издавна применяется наблюдение, как особый способ познания, основанный на относительно длительном, целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой были даны еще в первом веке нашей эры. Тридцать семь томов «Естественной истории» Гая Секунда Плиния (старшего) содержат сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории. Они стали наиболее полной энциклопедией  вплоть до эпохи средневековья. Много позднее, в XX веке, в науке возник термин мониторинг для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени.

  Понятие «мониторинг» происходит от лат.monitor-напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

  Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии. Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности. 

  «Мониторинг» - это и форма исследования, и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной  информацией. Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как к сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

  Наиболее общим образом мониторинг  можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

 Более конкретизированное определение может быть таким.

Мониторинг – это определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы. Методом повторных замеров накапливается и анализируется информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и нормативными документами.

  За последние десятилетие границы использования мониторинга активно расширяются. Выйдя за пределы сферы природопользования, откуда он ведет свою родословную, мониторинг проник в сферу управления практически всеми видами деятельности, в частности управления образованием.     Мониторинг рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может  обеспечить прогноз его развития. 

  Основная сфера практического применения мониторинга – это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении  какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

  Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, все эти понятия  являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

  Мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:

1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);

2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);

4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);

5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

В качестве объектов мониторинга могут выступать:

• профессионально-образовательный процесс;

• академическая успеваемость обучаемых;

• учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

• развитие личности обучаемого;

• становление учебной группы;

• профессиональная деятельность преподавателя;

• профессионально развитие преподавателя;

• становление педагогического коллектива.

  В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

• 1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

• 2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);

• 3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).

Источники:

  1. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг. – Екатеринбург, 1977.
  2. Докиш С.П. Мониторинг качества образования: уровневые задания и их роль в гуманизации образования //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. №5. - С. 49.
  3. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. №5. - С. 44.
  4. Мокшеев В. А. Организация системы мониторинга в образовании / В. А. Мокшеев // Школьные технологии. – 2005. – №1. – С. 85-94.
  5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб: Изд-во «Образование – Культура», 1998.
  6. Шишов С.Е. Школа : мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М. : Педагогическое общество России, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг, как средство управления образованием

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...

Доклад на педагогическом совете по теме «Мониторинг как средство повышения образования»

Мониторинг как средство повышения образование в начальных классах....

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08. 2013 г № 662 &q...

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

Наука и образование XVIIIвеке

 Данный материал разработан к уроку окружающего мира, программа "Планета знаний. " Презентация к уроку позволит учителю провести качественно опрос учащихся по предыдущей теме, ра...

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Сайт «Э

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 &laqu...

Иванова Е.В. Теоретические основы организации обучения в начальной школе // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 января 2024 года. – Петрозаводск: Меж

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы организации обучения в начальной школе. Сделан акцент на том, что цель начального образования - это развитие личности школьника, формирование у...