Орфографический режим в начальной школе
материал

Шагиева Ирина Борисовна

Данный материал содержит основные требования к орфографическому режиму в начальной школе. Материал будет интересен не только педагогам, но и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orf_rezhim_2.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО                                                                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО нач. классов              Директор МБОУ «Хохорская СОШ» протокол № _______                                                   __________Г.А.Хоренова                                                                                                                         от « __»___________ 20 ____ г                             от «___»_________ 20 ____ г

Положение

 о едином  орфографическом  режиме

 в начальной школе

1.Вводная часть

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. При составлении  учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

б) рекомендации методистов;

в) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима».

    Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

2.1.1. по русскому языку в 1-4 классах – 2 тетради; (по усмотрению учителя дополнительно может использоваться  тетрадь на печатной основе);

2.1.2. по математике в 1-4 классах – 2 тетради (по усмотрению учителя дополнительно может использоваться  тетрадь на печатной основе);

2.1.3. по изобразительному искусству – 1 альбом;

2.1.4. по английскому языку – 1 тетрадь на печатной основе (составляющая УМК); тетрадь в линейку для классных работ;

2.1.5. по окружающему миру во 1 – 4 классах  рабочая тетрадь (на печатной основе); или по усмотрению учителя дополнительно может использоваться тетрадь;

2.1.6. по музыке –рабочая тетрадь (на печатной основе) или по усмотрению учителя дополнительно может использоваться  тетрадь.

2.2. Для контрольных работ по русскому языку, математике используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.

2.3. Во 2-4 классах – 1 тетрадь по развитию речи для выполнения творческих работ, написания сочинений, изложений, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения работ и работ над ошибками.

3.О письменных работах учащихся начальной школы

3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

- упражнения по русскому языку и математике;

- текущие, итоговые письменные контрольные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, изложение, сочинение) и математике;

3.2.   Домашние задания вводятся  со 2 класса.

3.3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

3.4.   Контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значимых тем программы;

- в конце четверти, полугодия.

3.5. Содержание работ для письменного контроля может быть организовано по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.

3.6. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и  согласованным с учителями. В один рабочий день следует проводить в классе только одну письменную  контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый день после праздника, в понедельник.

3.7.  Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от требований программы.

4.  Порядок ведения тетрадей

   4.1.  Все записи в тетрадях должны выполняться с соблюдением следующих требований:

- писать аккуратным, разборчивым почерком, синей, фиолетовой пастой (чернилами);

- выполнять условные обозначения аккуратно ручкой, чертежи и подчеркивания - карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.

4.2. Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу в единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.

 Образец:

Тетрадь №1 ( №2)

для работ

по математике (русскому языку)

ученика 1 класса А

средней школы

с.Хохорск

Иванова Олега.

 Предлог «по» пишется  на одной строке с названием предмета.

 Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

  Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

4.3. После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).

4.4.При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

4.5. В ходе работы строчки не пропускаются.

4.6.Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

    4.7.Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

 4.8. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

4.9.В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками (1 декабря). Со 2 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря.

4.10 Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

           Например:  Классная работа.

                               Домашняя работа.

                               Работа над ошибками. 

     4.11.Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1вариант.

     4.12. Слово Упражнение  пишется полностью с 3 класса. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи  (по центру строки).

             Образец: Упражнение 234 (3-4кл)

                             Упр.234 (1-2)

     4.13. В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     Например:  Ветер

                          восток

                          песок

              При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

    Например:  Ветер, восток, песок.

     4.14.При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-глух., звонкий-зв., гласный-гл., согласный-согл., твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

Прошедшее время-прош.

Настоящее время-наст.

Будущее время - буд.

Единственное число-ед.ч.

Множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п.,  Р.п.,  Д.п.,  В.п. Т.п.,  П.п.)

      4.15. Следует определить, что обозначения над словами выполнять простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке  и простым карандашом.

      Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

      4.16. Исправлять ошибки ручкой следующим образом:

- неверно написанную букву, цифру или знак зачеркивать косой линией;

- часть слова, слово, предложение, число, числовое выражение – тонкой горизонтальной линией;

- вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, цифры, числа;

- не заключать неверные написания в скобки.

      4.17. Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 2 класса (II полугодия).

      4.18.У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

      2-4 класс- 1-2 строки ежедневно.

     Учитель прописывает образцы в тетрадях, указывая типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.

       4.19.  Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.

             Например:  мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

       4.20. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

4.21.Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.

4.22.Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).

4.23.Дату нужно записывать посередине (10 клеток вправо)

4.24.В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)

4.25.Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер заданий.

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Например:                   Маленькие- 7 м.                                 М.-7 м.          ?

                                                Большие  -   3м.            ?                   Б.-3 м.

     Существует несколько форм записи решения задач:

      а)по действиям, выражением, уравнением

 Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей. 

     б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса

  Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.

       Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы, отступив 4 клетки  под решением.

       4.26.Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения  и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

      4.27.При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

  • записать выражение полностью;
  • указать цифрами над знаками порядок действий;
  • расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
  • записать окончательное значение выражения.

                                                                                                                                                                                                          Например:

        3     1   4       2    

3450-145*2+1265:5=3413

1)145*2=290

2) 1265 5             3) _3450        4) + 3160

         6   253                 290                  253

         15                      3160                3413

 

      4.28.Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

   

Х+ 56*2= 638

Х+112=638

Х=638-112

Х=526

526+56*2=638

638=638                

  Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

      4.29.Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

                                         А                    В

                                         Д                    С

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см                                      а = 12 см

Ширина – 6 см                                   в = 6см

Периметр -? См                               Р = ? см

Площадь - ? см2                                                 S =? см2                                          

(12+6)*2=36 (см)                             Ответ: Р = 36 см,   S=72 см2

12*6=72 (см2)

Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2

        4.30.При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

          Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.

5. Порядок проверки письменных работ учителем

       5.1.Тетради учащихся по русскому языку и математике, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников.

       5.2. Контрольные диктанты, изложения, сочинения, контрольные работы по математике проверяются у всех учеников и возвращаются учащимся к следующему уроку.

       5.3. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический или пунктуационный знак косой линией  и надписывает вверху нужную букву, знак, верный результат математических действий;

- при пунктуационных ошибках пишется необходимый в этом случае знак препинания;

- неверно написанные часть слова, слово, предложение зачеркиваются тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывают нужные буквы, слова, предложения; нельзя заключать неверные написания в скобки;

      5.4.   Исправление ошибок производится учителем красной пастой.

      5.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

     5.6.  Письменные работы по русскому языку и математике оцениваются, начиная со второго класса.

Оценки

Допустимое количество оценок

Во II классе

В   III классе

В  IV классе

1

2

3

4

«5»

Нет ошибок.

Допускается один недочёт графического характера.

Нет ошибок

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка

и 1 исправление

1 ошибка

и 1 исправление

«3»

3 ошибки

и 1 исправление

2 ошибки

и 1 исправление

2 ошибки

и 1 исправление

«2»

4 ошибки

и 1-2 исправление

3 ошибки

и 1-2 исправления

3 ошибки

и 1-2 исправления

      5.7. После проверки письменных работ учитель может дать задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками должна осуществляться  в тетрадях, где выполнялись соответствующие письменные работы.

6. Порядок ведения ученического дневника

   6.1. Дневники вводятся со второго класса.

 6.2. Все записи в дневниках должны выполняться аккуратным, разборчивым почерком синей или фиолетовой пастой, без использования корректирующей ленты или жидкости, фломастеров.

      6.3.  Недопустимо вырывание листов из дневника.

      6.4. При заполнении дневника учащиеся:

- единообразно выполняют записи на обложке дневника: номер класса (записывается арабской цифрой), номер и название школы, местонахождение школы, фамилия и полное имя ученика в родительном падеже;

- название предметов записывают с большой буквы в соответствии с программой, правильно сокращая слово, при сокращениях ставят точку,

       6.5. Классный руководитель обязан:

- проверять дневники 1 раз в неделю;

- выставлять четвертные, полугодовые, итоговые отметки за успеваемость до каникул, отмечая количество пропущенных уроков.

      6.6 Учителям не рекомендуется записывать замечания на странице учебной недели.

      6.7.Родители систематически контролируют дневник учащихся, заверяя еженедельной подписью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый орфографический режим в начальной школе

порядок ведения и оформления тетрадей...

Единый орфографический режим в начальной школе.

Методические рекомендации по оформлению тетрадей, ведению дневника и классного журнала. Количество контрольных работ и критерии оценок....

"Единый орфографический режим в начальной школе"

Данный материал содержит требования к единому оформлению учебных тетрадей и школьных дневников в начальной школе....

Единый орфографический режим в начальной школе

Статья содержит все требования к ведению тетрадей по математике и русскому языку, ведению дневников, классного журнала....

Орфографический режим в начальной школе

Как подписывать и оформлять классную и домашнюю работу. Этот материал поможет в работе начинающим учителям начальной школы, методическим объединениям, а также родителям....

Единый орфографический режим в начальной школе.

Данный  материал для  учителей  начальных  классов( порядок  ведения  тетрадей)....

Единый орфографический режим в начальной школе.

Единый орфографический режим в начальной школе....