ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
материал (1 класс)

Шатько Татьяна Александровна

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важным фактором воспитания здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, веселых, шуточных стихотворных строк, физкультминуток, динамических пауз. С данным материалом можно познакомиться в этой работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ - ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шатько Т.А., учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 6» г. Балаково Саратовской области.

Поступление ребенка в школу - первая большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства - поры беспечных игр и достаточно большой свободы - дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни. Все мы - родители, врачи, педагоги - хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - это бесценный дар, который дает человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важным фактором воспитания здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, веселых, шуточных стихотворных строк, физкультминуток, динамических пауз. Например, при формировании понятий сложение, слагаемое, сумма мальчики и девочки становятся в два круга, нарисованных на полу мелом. Задание: Первое слагаемое 4 (мальчики стоят, руки на поясе, хлопают 4 раза и опускают руки вниз). Второе слагаемое 6 (девочки стоят, руки на поясе, поднимают руки вверх и опускают их вниз - 6 раз). Сумма: 4 + 6 = 10 (прыжки: мальчики - 4 прыжка на левой ноге, девочки - 6 прыжков на правой ноге; все вместе - 10 прыжков на обеих ногах). На своих уроках использую элементы технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, включающие в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. Помогают активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания - дышать через нос. В зависимости от времени года, провожу с детьми следующие дыхательные упражнения: сдуть с макетов ежика и дерева, вырезанных из цветного картона, листочки: дунуть еле-еле, чуточку сильнее, дунуть так, чтобы листочки улетели.Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки учеников, особенно первоклассников, быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой цели очень разнообразны, например, упражнения для мышц рук: «Моя семья»: этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик-папочка, этот пальчик-мамочка, а вот этот пальчик-я, вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого). Забота о здоровье детей подводит меня к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, праздники Здоровья. Подобные праздники включают в себя: приветствие команд, конкурсы («Как правильно почистить зубы» или «Красивая улыбка»), стихи, песни, танцы, эстафеты, комплекс утренней гимнастики, игры, подведение итогов. С большим удовольствием дети выполняют домашние задания творческого характера: составить режим дня, подготовить рисунок «Что я делаю ежедневно для укрепления здоровья», написать рассказ «Мой выходной», составить кроссворд «Здоровье». Одной из важнейших причин неблагополучия здоровья детей является низкий, слабо формируемый уровень культуры здоровья учащихся и их родителей. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, приглашаю родителей. Дети чувствуют их поддержку и становятся более уверенные. Для меня очень важно, с каким настроением дети пришли ко мне на урок. Ежедневно в начале дня они рисуют круги, выбирая цвет по своему настроению: красный (радостно), синий (спокойно), серый (тревожно), черный (очень плохо). Если большая половина класса выбирает «серый» и «черный» цвета – это говорит о том, что не стоит проводить в такие дни проверочные работы. Изучив данные о физиологической возможности каждого ребенка и, составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физминутки. Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1,5-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений: Упражнения для детей с избыточным весом: 1) ходьба с высоким подниманием  коленей; 2) и.п.- ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочередно правую и левую ногу), прогнуться,  вдох. Вернуться в и.п., выдох; 3) и.п.- сидя на стуле, откинувшись на спинку, энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное; 4) прыжки с хлопками над головой. Упражнения для психологической саморегуляции (аутотренинг): 1) «Сотвори в себе солнце»; 2) «Волшебный цветок добра»; 3) «На лугу»; 4) «Сила улыбки»; 5) «Водопад»: -Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте вдох, выдох. Представьте, что вы стоите у водопада. Водопад необычный. Вместо воды падает вниз мягкий белый свет. Вы стоите под водопадом и чувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются мышцы лба, рта, шеи. Белый свет течет по вашим плечам, туловищу, вы чувствуете, как и они расслабляются, и вы без всякого усилия можете глубоко дышать, наполняться свежими силами…(пауза 15 секунд). Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он помог вам расслабиться, потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. Упражнения для улучшения осанки: 1) и.п.- о.с. Принять правильное положение; 2) ходьба с правильной осанкой; 3) ходьба с высоко поднятыми руками; 4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки; 5) легкий бег на носках. «Цветок здоровья»: цветок сделан из цветного картона. В нем 7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина-оранжевая. На стебле листик зеленого цвета. На каждом лепестке и в середине написана одна из тем занятий: «Дышу», «Закаляюсь», «Лечусь», «Моя семья». Упражнения для глаз: некоторые элементы этих упражнений: сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо, затем справа налево; медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот; смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости, затем расслабиться на 5-6 секунд; ученики стоят около парт, вначале выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.  На уроках использую элементы светотерапии: доска зеленого цвета, запись цветным мелом. Это способствует лучшему усвоению учебного материала и понижению утомляемости. Существует множество приемов и средств по формированию положительной учебной мотивации как главного фактора воспитания здорового образа жизни младших школьников, но, на мой взгляд, одним из важных средств формирования положительного отношения к учению является ситуация успеха. Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение.  Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нем некоторое время сосредоточивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение. Во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. Если учитель способен управлять такими ситуациями, то он может влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. Практика показала, что младшие школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют для них  большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких-либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает мне решать важнейшие задачи обучения и воспитания. В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. Нередко и не заметишь, как проявляется активность у таких учеников, потому что они могут не тянуть руку, на лице нет следов сосредоточенности и внимания, отсутствует деловое оживление, но учитель не может не  заметить на общем фоне класса, как мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушивается, прекращает разговор. Для таких детей условия ситуации успеха складываются редко и их приходится долго ждать. Следовательно, ситуации успеха для таких школьников надо создавать искусственно. Ситуации успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Стараюсь предложить для начала легкое и занимательное задание, не обращая внимания на его важность. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит мне незаметно (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка) повысить требования к нему. Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии, достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным. Оценивать достижения такого ученика относительно достижений более успешных одноклассников нельзя. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создает впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, т.е. оценивать продвижение. Например, анализируя лучшие работы, обращаю внимание детей и на такую, в которой отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчеркиваю, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился». При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребенка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Уже на следующем уроке у некоторых учащихся нет и следа той увлеченности, что была накануне. Продолжить работу можно двумя путями: организовать на других уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущей; напомнить о предшествующем успехе и определить новые задачи в рамках того же предмета. Таким образом, подобная целенаправленная систематическая работа способствует формированию положительной учебной мотивации, которая является главным фактором воспитания здорового образа жизни младших школьников.

Список использованной литературы

1. Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 2008.

2. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 2003

 3.«Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2010.

Интернет – ресурсы:

http://www.bestreferat.ru/referat-50825.html

http://festival.1september.ru/articles/515715/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового образа жизни младших школьников.

В докладе приводятся результаты исследований врачей саратовского института педиатрии и проблем физиологии детства; указываются две категории семей, относящиеся к группам риска по сохранению здоровья в...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит от того как складываются отношения между семьёй и школой....