Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным?"
консультация

Карпова Мария Александровна

Цель собрания: 

1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как помочь ребёнку стать внимательным?

Слайд 2

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать.

Слайд 3

Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки… Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки… С.Я. Маршак

Слайд 4

Результаты анкетирования родителей (17 семей) Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий? Да – 10 чел. Трудно сказать – 3 чел. Нет – 4 чел.

Слайд 5

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? Да – 2 чел. Трудно сказать – 8 чел. Нет – 7 чел. Результаты анкетирования родителей (17 семей)

Слайд 6

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? Ничего не делают – 5 чел. Наказание – 1 чел. Другое – 11 чел. (чтение и пересказывание прочитанного, решение логических задач на время, игра в шахматы, развивающие игры, ограничение времени выполнения домашнего задания, создание необходимых условий (отсутствие каких-либо Раздражителей, полная тишина) Результаты анкетирования родителей (17 семей)

Слайд 7

Задание группам Продолжите фразу: «Внимательный ребёнок – это…»

Слайд 8

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Внимание бывает произвольное и непроизвольное

Слайд 9

Упражнение «Заметь всё»

Слайд 10

Результаты упражнения (20 человек) все 10 – 0 чел. 9 – 4 чел. 8 – 1 чел. 7 – 5 чел. 6 – 3 чел. 5 – 7 чел. меньше 5 – 0 чел.

Слайд 11

Тест «Я и мой ребёнок» Варианты ответов: Могу, и всегда так делаю – 3 очка Могу, но не всегда так поступаю – 2 очка Не могу – 1 очко

Слайд 12

Ключ к тесту От 30 до 39 очков. Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Слайд 13

От 16 до 29 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Слайд 14

Менее 16 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Слайд 15

Свойства внимания Объём Концентрация Устойчивость Распределение Переключение

Слайд 16

Объём внимания Это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 9-10 лет объём внимания составляет от 8 до 10 объектов

Слайд 17

Упражнение «Расставь точки правильно» Очень высокий – 17 чел. Высокий – 3 чел.

Слайд 18

Это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным. Концентрация внимания

Слайд 19

Устойчивость внимания Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Слайд 20

Переключение внимания Это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу.

Слайд 21

Распределение внимания Это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать и воспринимать дополнительные разъяснения учителя или родителей, читать и одновременно осмысливать текст и т.п.

Слайд 22

Методика «Вижу – читаю – думаю – принимаю» Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города.

Слайд 23

Игры и игровые упражнения на развитие внимания Задание группам. Познакомиться с содержанием трёх предложенных игр. Обсудить их. Выбрать одну для демонстрации.



Предварительный просмотр:

Собрание «Как помочь ребенку стать внимательным?»

Цель:  

1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2. Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания ребёнка.

Ход собрания

Перед входом в кабинет каждый выбирает 1 из 3 предложенных цветов, благодаря чему образуется три группы.

  1. Орг. момент

СЛАЙД 1

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наша встреча пройдет немного

не в традиционной форме. Вы разделились на 3 группы для выполнения заданий, которые нужно будет выполнить чуть позже.

2. Озвучивание темы и причины ее выбора.

Собрание  посвящается проблемам, связанным с успешной учебной деятельностью Ваших детей. Успехи ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

СЛАЙД 2

Эпиграфом к сегодняшнему собранию я взяла следующую фразу:

СЛАЙД 3

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки...

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки...

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

СЛАЙД 4-6

За несколько дней до собрания, я попросила вас поучаствовать в анкетировании, которое касалось нашей сегодняшней темы. Опрошено было 17 семей. И вот, что получилось.

 (Ознакомление с результатами)

Поэтому сегодня моя задача – показать вам конкретные приемы по развитию внимания ребенка и продемонстрировать некоторые из них.

СЛАЙД 7

Для начала я хотела бы попросить вас сейчас поработать в группах. Задание будет следующее. (Озвучиваю)

(На выполнение 3 минуты)

Проговаривание

СЛАЙД 8

Что же такое внимание? (читаю со слайда)

Внимание - это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений, совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Не всегда можно слушать и при этом слышать, смотреть и при этом видеть.

Внимание бывает двух видов – произвольное и непроизвольное.

Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это - непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей и, вероятно, диктуется генетически заложенным в человеке инстинктом быть готовым к опасности и избегать ее. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.
Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.
Предлагаю вам, уважаемые родители, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

Упражнение 1. «Запоминай порядок»
1. Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения.
2. Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

СЛАЙД 9

Упражнение 2. «Заметить всё»

(Объясняю суть)

СЛАЙД 10

(Результаты упражнения)

Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют внимание. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было, когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).
Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребенка (раздает тесты). Будьте откровенны, отвечая на его вопросы, потому, что результат будете оценивать только вы. Возможно, придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы "поставите себе заслуженную «пятерку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Слайд 11

Можете ли вы

1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?  

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?  

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?  

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто

незаслуженно обидел другого ребенка?  

           13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

(Подсчет кол-ва очков)

СЛАЙД 12-14

СЛАЙД 15

(Свойства внимания)

СЛАЙД 16 – объем внимания – это

Поэтому при знакомстве и изучении новых предметов нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы пришли с ребенком в зоопарк, то нельзя показывать ему сразу слишком много зверей, разумнее показать только самых ярких, интересных, на ваш взгляд, и дать о них подробную и увлекательную информацию. Вот тогда ваш поход пройдет не зря. А если вы увлечетесь и обойдете с ним весь зоопарк, то ребенок быстро забудет все увиденное. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифрами, рисунками и т. д.

СЛАЙД 17 – упражнение «Расставь точки правильно»

СЛАЙД 18 – концентрация внимания

СЛАЙД 19 – устойчивость внимания

СЛАЙД 20 – переключение внимания

СЛАЙД 21 – распределение внимания

Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что они совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел сразу - задача очень трудная. Нельзя ругать ребенка за то, что он забыл только что проговоренное.

СЛАЙД 22 – методика

А сейчас освоим еще несколько игр и обязательно выполним эти упражнения сами.

СЛАЙД 23 - объяснение задания

Ну а закончить я бы хотела советами!

Уважаемые родители!

        Помните, что ВНИМАНИЕ – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того, чтобы Ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

- Помогите Вашим детям стать внимательными;

- Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые Вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его внимание.

- Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;

- Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- Используйте для тренировки внимания своего ребёнка прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

- Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.

- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

Игры на развитие внимания

1. Игра «Кто внимательный?»

Необходимо внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

2. Игра «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

3. Игра «Повтори» (на развитие объема внимания, способностей распределять и переключать внимание).

Задание. 

В течение первой минуты синим карандашом вычеркивай каждую первую букву и подчеркивай каждую третью.

В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом подчеркивай каждую первую букву и вычеркивай каждую третью.

ф с я а б ц у ы а в н т р ч п т о р к г н л я э ю и т ь ю е а п е п о л д ж и т м с ч я ц у м р к е п р н ц у к е н г ш щ э х з ж д з б ю н и ф ы ъ ч ф з д ж р п н ф ы в а н р г д з ш щ э з ы в н т ф с о п н с и м э ю э п а д р н м к б в н в р н п н о р з ъ ч ф з д ж р п н ф н э я н р п г о ъ ь т и м ч я ф ы в а п р о л п р м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц э х д р  м п р и о в б в о д з р п ы и ж з д ц у б в з л д ц э х д р м д б л м т д з  р п ы и ж з д ц у б в з л д ц э х д р м д б л м т д з х б н о ы ж д ц б в з л д ц э х д р м д б р п м

Игры на развитие внимания

1. Игра «Сколько чего?»

Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предложить рисунок).
Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с» и т. д. Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь внимание» на круглых предметах, затем – квадратных и прямоугольных. Можно попросить назвать как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т. д.

2. Игра «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:

- Ну, начали! Повторите – «стол».

Играющие повторяют: « Стол».

- Повторите – «Окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.

3. Игра «Кто быстрее соберет?»

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стулья, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.

Игры на развитие внимания

1. Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на 5. Вместо их названия говорить слово «гоп» и т. п.

2. Игра «Выполни уговор строго».

Задание. Ведущий встает напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.

Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьется в игре и строго выполнит уговор.

3. Игра «Точный счет»

Задание. Ты должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и

слушать стихотворение, которое я тебе прочитаю.

Сколько яблок у ребят

Солнышком в руках горят!

У Наташи и у Томы,

У Сережи и у Ромы.

На столе еще одно,

Солнышком напоено.

Ну-ка, сколько яблок, братцы?

Кто сумеет догадаться?
- Сколько яблок на картинке?
- Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?

- Как звали ребят?



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Примите, пожалуйста, участие в подготовке собрания

«Как помочь ребёнку стать внимательным?» -

ответьте на несколько вопросов. Анкета является анонимной.

Заранее спасибо!

  1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да

- Трудно сказать (и да, и нет)

- Нет

  1. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

- Да

- Трудно сказать (и да, и нет)

- Нет

  1. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Примите, пожалуйста, участие в подготовке собрания

«Как помочь ребёнку стать внимательным?» -

ответьте на несколько вопросов. Анкета является анонимной.

Заранее спасибо!

  1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да

- Трудно сказать (и да, и нет)

- Нет

  1. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

- Да

- Трудно сказать (и да, и нет)

- Нет

  1. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...

Конспект на родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

Гений-это внимание. Не важно, кто сказал, важно, что это так.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами р...

родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

В презентации предоставлены материалы, которые позволяют родителям первоклассников познакомиться с понятием "внимание", видами внимания и его  качествами. Для развития каждого качества внимания п...

«Как помочь ребенку стать внимательным?» Родительское собрание

Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банально¬стью. Однако от этого не становится легче ни де¬тям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой р...

Родительское собрание в 1-м классе "Как помочь ребенку стать внимательным?"

Данный материал предназначен классному руководителю 1 класса. В материале имеются разные виды методик, которые используются  для развития внимания ребенка, также,  рекомендации, памятки для ...

Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать внимательным"

Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания...