Лекция на родительском собрании "Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье"
консультация (3 класс)

Касаева Людмила Яковлевна

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_na_roditelskom_sobranii.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для родителей                                                      

«Воспитание сознательной дисциплины у детей в семье»

Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Оборудование: компьютер, презентация.

Слайд 1: (Добро пожаловать! Здесь рады вам! Музыка «Родительский дом»)                                                                                              Слайд 2:      В семейном кругу мы с вами растём,                                                                        Основа основ – родительский дом.                                                                                                            В семейном кругу все корни твои,                                                                                                            И в жизнь ты выходишь из семьи.                                                                                                               В семейном кругу мы жизнь создаём,                                                                                                        Основа основ – родительский дом.

Слайд 3:    Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о воспитании  сознательной дисциплины у детей в семье. Эта тема актуальна тем, что данная проблема  присутствует в нашем коллективе семьи и школы. Если упустить этот момент, то в перспективе мы можем иметь не только грамотную или безграмотную личность, но плохо адаптирующуюся личность в социуме – это точно, в обоих случаях.

   На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими. Что такое “сознательная дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество?

 Слайд 4:  В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова записано “дисциплина” – ... обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу”. Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.

    Как же воспитывать в ребёнке такое качество? Тем более, что наши дети, так отличаются от нас, взрослых. Мы, два разных поколения, воспитанных в разных условиях и на разных традициях. Но, не смотря на то, что мы такие разные, что родились и выросли в разные эпохи, основные ценностные ориентиры формируются именно в семье. И процесс формирования осознанной дисциплинированности ребёнка во многом зависит от воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети общаются ежедневно. Значит, от родителей в первую очередь. 

    Какие факторы влияют на формирование осознанной дисциплины у ребёнка в семье?

    От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым. Также воспитание дисциплины связано с приобщением ребенка к выполнению каких- либо обязанностей. 

    Вот здесь и возникают проблемы. В чём же причины негативного поведения наших ребят?

  Слайд 5:   Сначала я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Какой вы родитель». Проверять я ваши результаты не буду, поэтому прошу ответить честно, чтобы вы сами увидели реальную картинку.
    Вам будет предложено 14 вопросов. При ответе на вопрос вам нужно ответить: «да» - 2 балла,  «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая и суммируйте баллы.

ТЕСТ
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 
2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”? 
3. Интересуются ли они вашей работой? 
4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, имеют ли они постоянные обязанности в семье? 
6. Проверяете ли вы, как они учат уроки? 
7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? 
8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 
9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”? 
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? 
11. А телевизионные передачи ? 
12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 
13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах? 
14. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми?
                                                                                                                                                            Считаем количество набранных баллов. 
Готовы получить оценку? 
       Итак, если вы набрали более 20 баллов - ваши отношения с детьми, в основном, можно назвать благополучными.
От 10 до 20 баллов - отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены. 
Менее 10 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения. 

    Детям необходимо чувствовать свою принадлежность к семье, своё членство в ней. Если они не видят для этого положительных путей, они находят другие возможности доказать свою значительность, где показывают своё поведение и воспитанность.

Слайд 6:   Давайте определим, причины недисциплинированного поведения у детей.  Среди основных встречающихся причин педагогика называет следующие:                                                                                                              – когда ребёнок не по возрасту  подражает взрослым;                                                                                                                                                 - когда он желает выделиться, так как его не замечают;                                                                                                - Мстит за нелюбовь и неуважение;                                                                                                         - когда объявляет протест   против существующих правил;                                                                                                       - когда в семье отсутствуют  единые требования к ребёнку со стороны взрослых, а также -                                                                                                                                                                  - Вседозволенность и попустительство;                                                                                                          - когда ребёнок манипулирует взрослыми.

    С какого возраста у ребёнка воспитывать сознательную дисциплину? озвучивала  я ранее вопрос. Как вы считаете, уважаемые родители?...     Да! Оказывается, с рождения.  Существо еще не научилось толком глядеть на белый свет, а уже подчинило себе всех окружающих. "Окно не открывать! Лялю продует”. "Завесить лампу! Кисоньке в глазки светит”.

    Вроде все правильно: малютку недолго и простудить, новорожденному нужен покой, стерильная соска, двадцать пеленок на день и много чего еще. И все же опасайтесь переусердствовать. Время идет, накручиваются дни в недели, недели - в месяцы, лялечка уже сидит, лопочет, она уже делает шаги…

    Осторожно! Нежные, любящие мамы и папы, не превращайтесь в добровольных рабов своих ребятишек. Ведь у лялечки прорезываются не только зубки, но и характер. Дети не родятся лживыми, жестокими, коварными, злопамятными, наделенными еще какими – то заведомыми пороками.

    Наверное, что-то передается по наследству, но преимущественно все недостатки приобретаются, вырастают, глохнут или распускаются пышным цветом в прямой зависимости от условий, в которых формируется человек.

    Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Слайд 7:    Каковы пути формирования у наших детей сознательной дисциплины в семье?

- Личный положительный пример взрослых;                                                                                                                      - Комфортная семейная среда;                                                                                                                         - Принятие, уважение и любовь ребёнка таким, какой он есть;                                                       - Единство интересов;                                                                                                                             - Участие в жизни ребёнка;                                                                                                                          - Единство требований к ребёнку;                                                                                                            - Чёткий режим дня, труда и отдыха;                                                                                                      - Ответственность за свои поступки;                                                                                                 - Обязанности в семье;                                                                                                                              - Адекватный контроль.                                                                                                                    Для воспитания сознательной дисциплины у детей родители должны:

  • Составлять вместе с детьми список необходимых дел, покупок в семье
  • Научить детей навыкам работы и выполнять её вместе с детьми до тех пор, пока они не научатся работать самостоятельно. Дайте им понять, что в случае необходимости вы всегда будете рядом. Отойдите в сторону и не вмешивайтесь, пока вас не попросят. Если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется.
  • Обеспечить  детей инвентарем соответственно их возрасту, таким, как маленький веник, маленькие садовые инструменты и т.д.
  • Установить время для совместной домашней работы, когда все члены семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей.
  • Ценить вклад, а не качество сделанной работы. Если ребёнок потерял интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо того, чтобы он её полностью закончил.
  • Не жалеть детей и не делать за них их работу потому, что им много задали или они занимаются спортом. Помогите им так организовать своё время, чтобы домашняя работа была не в ущерб остальным занятиям.
  • Убедитесь, что работа соответствует возрасту.

     При воспитании сознательной дисциплины у детей, вы, уважаемые родители, должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. При этом:                                                                                                                                           - обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;                                                                                                            - старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;                                                                                                                                                                         - обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;                                                                                                                      - не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;                                                                                                                    - не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу, не забудьте поблагодарить его.

Слайд 8:    При воспитании детей в семье часто родители используют метод поощрения и наказания.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это необязательно может быть какая-то покупка, премирование в денежном эквиваленте. Поощрением может быть- ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и незначительный подарок… Важно “вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

     Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

- Вы можете ошибаться.                                                                                                                        - Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.                                                                                                                                               - Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

   Как, спросите вы? Начните с себя, уважаемые родители!:

Слайд 9:  Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

  • Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
  • Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется уже в том, что даже в детские   праздники родители не могут обойтись без них.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
  • Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
  • Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Слайд 10:    Мы хотим, чтобы вы задумались над темой нашего собрания, потому что такие проблемы у нас существуют. И ненормативная лексика, обидные слова, нетерпимость друг к другу, повышение голоса, если его не услышали с первого раза, всплески гнева, вплоть до рукоприкладства, недисциплинированное поведение в момент отсутствия контроля со стороны взрослых, некачественное выполнение домашнего задания (если мама не проверила) и т.д.

     Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье. Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого элементарно образуются определённые рамки поведения. Режим семьи представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих воспитывать ребёнка. Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник. Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой, которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно считать подлинно дисциплинированным.

Слайд 11:               Пусть ни горе, ни беда над семьёй не будут властны,

Рядом пусть идут всегда доброта, здоровье, счастье!

Терпения в воспитании вам предстоит ещё набраться,

Чтоб выросли ваши дети людьми достойными -

Придётся постараться!

  Помните, что самое большое родительское счастье- видеть состоявшихся, умных и воспитанных детей!                                                                                                                                Слайд 12 : СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ВСЕГО ДОБРОГО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье

На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...

родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

родительское собрание в форме обмена мнениями...

Родительское собрание "Сознательная дисциплина"

Материал поможет учителю и родителям правильно воспитывать у своих детей сознательную дисциплину....

Родительское собрание для родителей одаренных детей: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренност...

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье"

Виды поощрений и наказаний детей в семье. Анкета для родителей. Анкета для детей. Памятка для родителей....

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье" 1 класс

Родительское собрание "Поощрение и наказание детей в семье" 1 класс...