Трудный возраст
план-конспект занятия (1 класс)

Рыжкова Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Наши трудные дети.

Учитель: Рыжкова О. В.

Цель: Обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.

Задачи:

Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребёнка.

Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Предварительная работа:

Учащимся предлагается заполнить таблицу такого содержания:

Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению.

Всё, что я делаю по собственному выбору, по в определённых границах.

Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах.

Всё, что запрещено всегда.

Затем ребята отмечают те запреты родителей, которыми они особенно не довольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.

Оформление: На доске тема собрания, лист ватмана, фломастеры, крылатые слова и выражения.

Ход собрания (работают в группах)

Измени своё мнение о вещах,

которые тебя огорчают,

и ты будешь в полной

безопасности от них.

Марк Аврелий

Вступительное слово:

  1. Уважаемые родители! Мы живём в достаточно сложное и непростое время. 

Мы все спешим, мы, взрослые стараемся состояться в профессии, мы хотим сделать прорыв в своём материальном благополучии, оставляя многое на «потом». Наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам, поцелуи на ночь, суровый взгляд  в дневник в конце недели. Так происходит день за днём, месяц за месяцем, год за годом.

       Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему?   Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх. Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.

II. Итак, трудный ребёнок… Что за этими словами? Какой он?

Родителям предлагается нарисовать словесный портрет трудного ребёнка.  Пишут на ватмане. Работают в группах.

III. А что может стать причиной проблем в поведении ребёнка?

Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

IV. Классный руководитель знакомит родителей с таблицей, которую заполняли учащиеся класса.

Родители обсуждают получившиеся результаты и высказывают своё мнение по таблице.

V. Давайте попробуем составить список причин нарушения поведения детьми.

Родители составляют список, потом обсуждают его.

VI. «Узелки на память»

Существует четыре основных принципа нарушения поведения, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание –это тоже способ привлечь к себе внимание. Внимание ребёнку необходимо для его эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить:

  • за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сёстрами;
  • за унижение друг друга членами семьи;
  • за развод и появление в доме нового члена семьи;
  • за несправедливость и невыполненные обещания;
  • за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвёртая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

VII. Каждый ребёнок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы? Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру(брата, друга)….

Предлагаю поиграть в игру «Связанный ребёнок». Один родитель выполняет роль ребёнка.

  • Мы говорим ребёнку: не бегай, не прыгай, не упади… Мы связываем ему ноги (родителю ленточкой связывают ноги).
  • Не трогай то, не трогай это…Мы связываем ему руки.
  • Не слушай, это не для твоих ушей…Завяжем ему уши.
  • Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот.
  • Не смотри этот фильм…Завяжем ему глаза.

Давайте спросим нашего «ребёнка», как он сейчас себя чувствует?

Да, не всё ребёнку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много.

Что следует запрещать?

  • То, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающих (например, не бегай с ножом).
  • То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол.
  • То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма).

VIII.  На доске написаны 2 слова: «взрослые», «дети». Запишите ваши ассоциации на эти слова…

Такое же задание выполняли ваши дети. Давайте посмотрим, совпадают ли ваши ассоциации.

IX. Я бы хотела предложить несколько законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.

  1. Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные  запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  3. Запреты и требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
  4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
  5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.
  6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

X. В заключении я бы хотела прочитать притчу (литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение) о перевёрнутом камне.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашем эгоизме, лжи и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка и тогда военные действия, которые мы ведём со своими детьми, перестанут быть необходимыми, и в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

Приложение 1

Раздаточный материал для родителей

Наши трудные дети.

Измени своё мнение о вещах,

которые тебя огорчают,

и ты будешь в полной

безопасности от них.

Марк Аврелий

«Узелки на память»

Существует четыре основных принципа нарушения поведения, которые приводят к тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.

Причина первая – борьба за внимание. Непослушание –это тоже способ привлечь к себе внимание. Внимание ребёнку необходимо для его эмоционального благополучия.

Причина вторая – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Причина третья – желание мщения. Ребёнок может мстить:

  • за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями или сёстрами;
  • за унижение друг друга членами семьи;
  • за развод и появление в доме нового члена семьи;
  • за несправедливость и невыполненные обещания;
  • за чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Причина четвёртая – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

Что следует запрещать?

  • То, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающих (например, не бегай с ножом).
  • То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол).
  • То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма).

Законы, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребёнка.

  1. Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные  запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
  2. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
  3. Запреты и требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
  4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
  5. Запреты и требования должны разъясняться ребёнку.
  6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Как формировать положительные эмоции?

Психологи  рекомендуют не употреблять выражения:

  • Я тысячу раз говорил тебе…
  • Сколько раз надо повторять…
  • О чём ты только думаешь…
  • Неужели трудно запомнить…
  • Ты становишься…
  • Ты такой же, как…
  • Отстань, мне некогда…
  • Почему Лена (Катя, Вася и т. д.) такая, а ты нет…

И употреблять чаще:

  • Ты у меня самый умный (красивый и т. д.)…
  • Как хорошо, что у меня есть ты…
  • Ты у меня молодец…
  • Я тебя очень люблю…
  • Спасибо тебе…
  • Без тебя бы я не справился…

Приложение 2

Раздаточный материал для детей

Всё, что я делаю по собственному желанию и усмотрению.

Всё, что я делаю по собственному выбору, по в определённых границах.

Всё, что разрешается мне в особых обстоятельствах.

Всё, что запрещено всегда.

Отметьте те запреты родителей, которыми вы особенно не довольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.



Предварительный просмотр:

Как развивать способности ребенка

Советы родителям

Учитель начальных классов: Рыжкова О. В.

НОЧУ СОШ «Юджин – Центр» Москва

 У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

 Для начала определим что же такое способности:

Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.

 Назовем эти общие способности так:

Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;

Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;

Обучаемость — способность приобретать новые знания.

 Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».

 Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

 Интересные факты об интеллекте

Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.

Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.

У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.

У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.

Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

 Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

 Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.

 Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

 Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;

Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);

Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.

Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

 О креативности

 Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.

 По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

 Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

 Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

 Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

 И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

 Об обучаемости

 Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

Чаще задавайте ребенку вопросы;

Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;

На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;

Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;

Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

 О сенсорном развитии ребенка

 Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

 К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

 В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

 Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

 Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

 Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

Тест для родителей "Как определить способности Вашего ребенка?"

 Работа с родителями -  Тесты для родителей

Ответьте на следующие вопросы:

Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?

Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?

Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"

Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?

Ваш ребенок особенно грациозно движется?

Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?

Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?

Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?

Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?

Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?

Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?

Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?

Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?

Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?

Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?

Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?

Ваш ребенок комментирует различные звуки?

Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".

Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:

 Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.

 Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.

 Вопросы 3,7,15 -логико-математические.

 Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.

 Вопросы 10,16,20 - знание себя.

 Вопросы 2,10,19 - знание других людей.

 Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.

 Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.

Тест-прогноз "Способности ребенка. Как их распознать?"

Если у ребенка преобладают способности в технической области, то он:

интересуется самыми разными механизмами и машинами;

любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;

часами пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов и приборов;

использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей и поделок;

любит и умеет рисовать, чертить, с удовольствием создает чертежи эскизов и механизмов;

читает специальную техническую литературу, заводит себе друзей с аналогичными интересами.

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:

любит музыку, часами может ее слушать, покупает музыкальные записи;

с удовольствием посещает концерты;

легко запоминает мелодии и ритмы и может их воспроизвести;

- если играет на музыкальном инструменте или поет, то делает это с большим чувством и удовольствием;

пытается сочинять свои собственные мелодии;

пытается научиться играть на музыкальном инструменте или уже на нем играет;

разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;

умеет четко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведет их записи, которые использует по мере надобности;

любит читать взрослые книги и словари, научно-популярные издания, отдает им предпочтение;

задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям окружающего мира;

-создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая ему интересна.

Если у ребенка ярко выражены артистические способности, то он:

часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями, если ему не хватает слов;

умеет увлечь аудиторию и слушателей своим рассказом;

- имеет способность к подражанию, меняет тональность и выражение голоса, когда подражает человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает перед аудиторией;

способен к имитации и делает это легко и непринужденно;

 любит перевоплощаться, используя при этом различную одежду;

пластичен и открыт всему новому.

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:

 -         хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;

 -         обладает хорошей памятью;

 -          легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;

любит читать книги не только по школьной программе;

обгоняет своих сверстников в учебе, но не всегда является отличником, часто жалуется на то, что в школе ему скучно;

имеет не по возрасту обширные знания в различных областях;

рассудителен и даже расчетлив не по годам;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

остро реагирует на все новое и неизвестное.

Если у вашего ребенка спортивный талант, то он:

энергичен и все время хочет двигаться;

смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;

ловко управляется коньками и лыжами, мячами и клюшками;

- на уроках физкультуры в числе лучших учеников, хорошо развит физически, координирован в движениях, имеет хорошую пластику;

любит бегать, сидению на месте предпочитает игры и соревнования;

имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;

практически никогда всерьез не устает, если занят любимым делом.

Если у вашего ребенка литературные способности, то он:

рассказывает всегда логически и последовательно;

любит фантазировать и придумывать;

старается как можно шире использовать палитру языка для того,

чтобы передать мельчайшие детали описываемого сюжета или персонажа;

любит писать рассказы, стихи, дневники;

не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Если у вашего ребенка художественные способности, то он:

с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;

в своих рисунках пытается передать окружающий мир через призму собственного восприятия;

увлекается художественными произведениями искусства, любит их рассматривать;

умеет видеть прекрасное и необычное рядом;

в свободное время охотно лепит, рисует и чертит;

любит создавать что-то интересное и необычное в доме.

На вопросы анкеты необходимо отвечать словами "да" или "нет".

Скорее способный, чем одаренный.

Подвижный, инициативный, деятельный.

Живо откликающийся на все новое.

Интересующийся непонятными и загадочными явлениями.

Отвлекающийся и не всегда доводящий начатое дело до конца.

Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле. Для него характерно проявление капризов, если что-то не получается.

Если на 5 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.

 Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.

Скорее одаренный, чем просто способный.

Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.

Он очень любознателен.

Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи.

Часто не соглашается с мнением взрослых.

Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

Всегда доводит начатое дело до конца.

Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.

Настойчив в достижении поставленной цели.

Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий язык.

Дети тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.

11. Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим его людям.

 Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к ответам на следующие вопросы.

Яркая одаренность.

Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.

Имеет одного, максимум двух друзей, более старших по возрасту.

Его речь очень развита, характеризуется большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.

Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.

Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает собственные выводы.

В трудных ситуациях отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.

В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.

Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.

Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.

Критичен по отношению к себе и другим.

Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.

Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей и требует от них огромных душевных сил для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся.

Признаки высоких умственных и творческих способностей детей.

Ранняя мотивированности в выборе цели.

Проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачи.

Легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость за поминания.

Способность к творческому воображению, созданию нового

Способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи между различными предметами и явлениями.

 Способность длительное время увлекаться какой-либо трудно разрешимой идеей.

Склонность к одиночеству и работе вне коллектива.

Потребность в мечтаниях, фантазировании.

Способность заражать своими идеями других людей



Предварительный просмотр:

Развитие внимания в дошкольном возрасте и влияние на успешность обучения в 1 классе.

К собранию для родителей.

Учитель начальных классов Рыжкова. О. В.

НОЧУ СОШ «Юджин – Центр» Москва

Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

Дети от 3 до 6 лет (младший и средний дошкольный возраст)

Дети от 6 до 10 лет (старший дошкольный и младший школьный возраст)

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

"Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает.

Выделяют внешнее внимание, обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Проявление этого вида направленности и сосредоточенности психики можно замечать уже у младенца. Поисковые движения глаз, поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание - подобные поведенческие реакции позволяют выделить объекты, заинтересовавшие малыша, а также фиксировать проявление его внимания.

У дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания, которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела, замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания. Что стало его объектом, об этом знает только сам ребенок, ушедший в мир своих мыслей, фантазий, переживаний.

Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется вместе с вопросом: "Что это такое?", который возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти - семи лет такой вопрос очень актуален. "Обыкновенные чудеса" поджидают дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.

Представим, например, что во время занятия в детском саду из-за двери раздадутся громкие звуки, или на соседнем столике появится яркая игрушка, или начнет двигаться машинка на дистанционном управлении, которой исподтишка руководит увлеченный отнюдь не занятием сверстник. Можно быть почти стопроцентно уверенным в том, что детишки непроизвольно направят свою психическую активность на эти события и, конечно же, отвлекутся от темы занятия.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть.

Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или "почтальон" принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.

На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Например, в воскресный день младшая сестренка смотрит в гостиной мультфильмы, а ее старший шестилетний брат, плотно закрыв дверь детской комнаты, доделывает аппликацию, которую нужно завтра принести на занятия в детский сад. Ему тоже хочется посмотреть мультфильмы, но важно закончить поделку. Собрав в кулак эмоции и волю, мальчик мужественно направляет свою активность на аппликацию. Мудрые взрослые обязательно отметят его целеустремленность добрым словом.

Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Например, взрослый сопровождает ребенка при постройке города из деталей конструктора, приговаривая: "Когда начинаешь строить домик, для фундамента выбирай самые большие детали. Так, правильно. А где теперь самая большая? Поищи!"

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.

Работая над аппликацией, мальчик незаметно для себя так увлекся, что перестал прислушиваться к звукам телевизора, доносившимся из гостиной. Его внимание целиком захватил сюжет возникающей в его руках картинки. "Вот это да! Здорово у тебя получается!" - восхищенная реплика сестренки застала его врасплох и очень удивила. Оказывается, мультфильмы закончились, а он и не заметил за интересным занятием, что прошло уже много времени.

Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Чтобы определить объем внимания ребенка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

В исследовании Т. В. Петуховой дошкольникам давалось малопривлекательное задание: им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробочки разного цвета. Отмечалась длительность такой деятельности и продолжительность отвлечения от нее. Оказалось, что дети пяти с половиной - шести с половиной лет примерно в четыре раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в пять раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми двух с половиной - трех с половиной лет. Старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).

При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания. Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется "облегченный день": один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Например, на развитие концентрации внимания направлено такое упражнение. Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребенок может надолго оказаться "в плену" у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Дошкольник не может переключить свое внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных ученых, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.

Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.

Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными - весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.

Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.

В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.

Свойства внимания, или аттенционные способности (так они обозначаются в психологической науке), можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.

1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

Например, в ходе игры детям дается сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: "Сейчас мы будем это рисовать". У детей не получается сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый расчленяет задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встает необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребенком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.

3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно и самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.

- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.

- Сколько ступенек на лестнице?

- Сколько окон в комнате?

- Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки

и произнести "му-у").

Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребенок поймет это уже в детстве.



Предварительный просмотр:

Советы родителям первоклассников

Учитель начальных классов Рыжкова О. В.

НОЧУ СОШ «Юджин – Центр» Москва

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите, умение рассчитывать время – ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  3. Прощаясь, пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  4. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивая на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  5. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  6. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  7. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки».
  8. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка (не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  9. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то…» порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в сложной ситуации.
  10. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку. Не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее его дела, заботы, радости и неудачи.
  11. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  12. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  13. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7- 8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей. Не выясняя отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

bd19979_

Адаптация детей к школе

Перед поступлением в школу и родители, и педагоги хотят узнать ответ на главный вопрос: готов ли ребенок к школе? Однако готовность понимается по – разному. Для одних – это умение читать и считать, для других – способность сосредоточиться на определенном задании, для третьих – большой словарный запас сведений и знаний, для четвертых – умение ребенка быть послушным и т.д.

Готовность – это определенный уровень физического и психического развития ребенка, который позволяет ему успешно учиться без ущерба для здоровья.

Готовность –это определенный уровень:

- социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;

- развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций);

- личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию.

При определении готовности следует обязательно учитывать и состояние здоровья ребенка.

Исходя из проверки развития ребенка за несколько месяцев до школы родители решали ряд вопросов:

- стоит ли идти в школу в этом году

- какая школа в большей мере будет соответствовать возможностям ребенка

- какие трудности возможны в процессе обучения

Каждый из вас решил этот вопрос по – разному.

Здоровье ребенка – главный фактор, определяющий успех и трудности обучения. Сейчас 80 % школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Это часто болеющие дети, которые пропускают много занятий. У них низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

Заболевания верхних дыхательных путей (уха, горла, носа) приводят к нехватке поступления достаточного количества кислорода, которого особенно не хватает клеткам головного мозга. Это приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, памяти, а значит – к недостаточному усвоению необходимых знаний, навыков, умений.

С началом систематического обучения возникает нагрузка на зрение. Состояние зрения связано с состоянием их осанки, т.к.дети длительно сидят за партой. Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью.

В последнее время поступает много детей с различными нарушениями нервно-психического здоровья. Беспокойные, плаксивые, на уроке играют, быстро устают, ходят по классу. Таким детям не по силам школьный режим и школьная нагрузка.

 Детям с ослабленным здоровьем противопоказаны интенсивные программы обучения, дополнительные нагрузки. Рекомендуется щадящий режим, прогулки.

Определение ведущей руки. Леворукость сама по себе не является фактором риска, если у ребенка нет других несформированных показателей развития.

Общее развитие ребенка – аспект внимания, которому много уделяется внимание. Современные дети много видят, слышат, им читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определенный запас знаний, но и умел ими пользоваться – умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений.

Высокий уровень общего развития порой бывает единственным критерием для выбора школы. Это может создать свои проблемы, особенно, когда выбирается школа с углубленным изучением предметов.

Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Проблемы из-за нарушения звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составить связный рассказ по картинке. В таких случаях нужны постоянные занятия с логопедом, при необходимости на протяжении 4-х лет обучения в начальной школе.

Организация деятельности, ее особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания. Причинами несформированности организации деятельности могут быть неблагоприятное развитие нервной системы ребенка, частые заболевания, конфликты в семье. У таких детей снижены показатели памяти и внимания. Предпочтительна индивидуальная работа, особенно при выполнении домашней работы, т.к. многое, из того, чему учили в классе, окажется незнакомым.

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение, низкий объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания могут осложнить процесс обучения. Тактикой работы с ними является постоянное повторение.

Развитие движений и пространственная ориентация – важный показатель развития ребенка. Несформированность (неловкость) моторный действий может быть основой трудностей письму. Развитию моторных действий способствуют бег, прыжки, спортивные движения, рисование, манипулирование мелкими предметами.

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, их недостаточная сформированность могут создать трудности при обучении ребенка хорошему чтению и правильному письму. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо.

Личностное развитие также определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Личностное развитие – результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых.

Социальное развитие во многом определяет длительность адаптации ребенка в школе. Несфомированность навыков социального общения может быть препятствием. Конфликтность ребенка может неблагоприятно сказаться на обучении в целом.

Адаптация может длиться в течение четверти, полугода, года.

Признаки успешной адаптации к школе.

Об успешности этого процесса можно судить по тому, насколько легко ребенок справляется с учебной программой, удовлетворенность ребенка процессом обучения, активное общение с другими учениками.

Если же ребенок разочаровался в школе, выполняет домашние задания «из-под» палки, не включается в работу класса на уроке и не реагирует на замечания педагога, то скорее всего это трудности адаптационного периода (при условии, что ребенок физически здоров). В этом случае необходим комплекс мер, включая помощь психолога.

Э. Асадов

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме все-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежелание – множество  причин.

Б. Франклин

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.

Важный вопрос, который влияет на вопрос усвоения материала – управление ребенком своим поведением. Школьник, умеющий слушать и слышать учителя и своих одноклассников, будет успешен в учебе.

Часто взрослые вредят своим детям попустительским методам воспитания, путая детскую непосредственность и распущенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Кризис подросткового возраста. «переходный», «трудный», «критический»- пик переходного периода от детства к взрослости. 10(11) - 14(15) лет." — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Кризис подросткового возраста. «переходный», «трудный», «критический»- пик переходного периода от детства к взрослости. 10(11) - 14(15) лет." — Транслит презентации:...

Буклет-памятка "Трудный переходный возраст"

Памятка для учителей по возрастным особенностям подросткового возраста. Психологическая компетентность педагога....

Родительское собрание «Этот трудный подростковый возраст»

Существует такое понятие «трудный подросток». Что же скрывается за этим понятием? Какой он «трудный» подросток?...

Этот прекрасный и трудный возраст 10-11 лет.

Психологические особенности детей 10-11 лет. Преодоление трудностей данного возраста. Лекция для родителей....

Прекрасный и трудный возраст 10 - 11 лет.

Сложности возраста у детей 10-11 лет. Пути разрешения конфликтов....

Особенности работы с "трудными детьми" младшего школьного возраста.

Причины отклоняющегося поведения "трудных детей". Индивидуальный подход, его компоненты....

"Трудный" - младший школьный возраст.

Выступление на педсовете....