"Трудный" - младший школьный возраст.
презентация к уроку (1 класс)

Корсунова Татьяна Анатольевна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trudnosti_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Трудный»: младший школьный возраст»

Слайд 2

1. Трудности в обучении младших школьников, их характеристика. 2. Методы, формы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с трудностями в обучении.

Слайд 3

Проблема учащихся с трудностями в обучении - одна из центральных психолого-педагогических проблем, так как увеличение числа таких детей приводит к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах, классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

Слайд 4

По данным специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы составляет 20-30% обучающихся, а около 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Проблемы детей с трудностями в обучении были посвящены исследования таких видных отечественных психологов, как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов и другие, которые занимались изучением личностного развития человека, его личностного роста, разрабатывали технологии обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении.

Слайд 5

В настоящее время наблюдается значительное количество детей с трудностями в учебе, вызываемые различными отклонениями в развитии, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь - родителей, требующие комплексного вмешательства специалистов - врачей, педагогов, психологов, которые нередко ставят вопрос, о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях или классах, а в отдельных случаях индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах.

Слайд 6

Выделяют 10 категорий детей, испытывающих трудности в учебе: дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (парциальной) потерей слуха или зрения, неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие (слепые), слабовидящие, со специфическими речевыми отклонениями (аламия, заикание, общее недоразвитие речи), с нарушениями ОДА (церебральный паралич, последствия травмы позвоночника или перенесенного полиемилита); с умственной отсталостью, с различной степени выраженности ЗПР, со сложными нарушениями (незрячие умственноотсталые; слепоглухие, слепые с нарушениями речи); аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми. Преобладающее большинство детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении относятся к числу умственно отсталых и имеющих ЗПР.

Слайд 7

Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены биологическими и социальными причинами, а также педагогическими причинами.

Слайд 8

недостатков внимания, недостатков эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля,; жизненного уровня учебной мотивации и общей познавательной пассивности. Они могут проявляться как : недоразвитие отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, грубые недостатки речи, нарушения моторики в виде недостаточной координации движений; двигательная расторможенность, низкая работоспособность, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность компонентов учебно-познавательной деятельности.

Слайд 9

Дети с трудностями в обучении, обусловленные задержкой психологического развития» - это дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении (Н.А. Менчинская, З.И.Камлынова, У.В. Ульенкова), нервные дети, нервно-ослабленные дети (А.И.Захаров). В соответствии с другим (социально-педагогическим) подходом к классификации детей с трудностями в обучении таких школьников называют «дети группы риска». Основными критериями для отнесения ребенка к «группе риска» З.И.Камлынова, У.В. Ульенкова считают его недостаточную готовность к началу школьного обучения. Заключение о задержке психического развития у ребенка могут дать психолого-медицинско-педагогическая консультация (ПМПК), медико-педагогическая (МПК), другие консультативно-диагностические службы.

Слайд 10

Основные проблемы в обучении данной категории детей Низкая интеллектуальная готовность - низкая познавательная активность. Дети не узнают порой даже знакомые объекты, если они изображены в непривычном ракурсе или плохо освещены. Процесс восприятия предметов занимает у них больше времени, чем у нормально развивающихся сверстников.

Слайд 11

Они не могут выполнять задания типа - дорисовать предмет, составить целое из частей и другое. Дети обнаруживают недостаточную гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, к неадекватным способам действия. Для них характерно негрубое недоразвитие речи, которое может проявляться недостатках звукопроизношения, в бедноте и недостаточной дифференцированности словаря. Плохо развитая моторика - движения кистей рук, приводит к трудности в формировании сложных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании. Замедленное формирование элементов учебной деятельности проявляется и в том, что ребенок принимает и понимает задание, но не нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия.

Слайд 12

недостатки пространственного восприятия, например направление или расположение отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму; недостатки памяти, причем всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, как установлено в исследованиях В.Л.Подобеда, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказываться на успеваемости.

Слайд 13

Дети испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целях, руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Многими детьми трудно осознавать свои действия и превращать их в словесную форму: выполняя задания, ребенок проговаривает его вслух, но при этом говорит много лишнего, не имеющего отношение к работе. Эмоциональные нарушения, выраженные в повышенной чувствительности, которая сочетается с обидчиваемостью, ранимостью, плаксивостью (у девочек) или повышенной раздражительностью, вспыльчивостью. Чаще наблюдается пониженное настроение. Школьники жалуются на усталость, у некоторых наблюдалась повышенная сонливость в дневные часы, пассивность на уроках и дома во время игры отказ от умственного напряжения, нестойкость интересов.

Слайд 14

У ребенка быстро угасает непосредственный интерес к заданию, он не проявляет достаточной активности в работе, не стремится улучшить свое развитие, преодолеть возникшие трудности. Таким образом, трудности, которые испытывают дети, могут носить психологический характер.

Слайд 15

Причины социального характера – педагогическая запущенность, низкий уровень социализации. Причины педагогического характера - школьные факторы: непонятность требований, перегрузка учащихся заданиями, негативная оценка результатов учения. Возникают дидактическая запущенность, которая приводит к школьной дезадаптации детей.

Слайд 16

Важно обеспечить готовность ребенка к школе. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, иметь важные навыки речевого общения, развитую мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию. 1. В коррекционно-педагогической деятельности с детьми лежат общепедагогические подходы, нацеленные на развитие сохраненных или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений ребенка. Для этого используют методы упражнения, методы убеждения, методы примера, методы стимулирования поведения и деятельности детей.

Слайд 17

2. В коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно-профилактическую направленность, цель которой разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у детей, выделяется группа методов переубеждения, принуждения, приучения, поощрения, или методы переучивания, переубеждения, метод «взрыва», методы переучения, поощрения и наказания. 3. Существуют и другие подходы к определению форм и методов коррекционной работы. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации.

Слайд 18

В соответствии с особенностями развития, возрастными особенностями ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи. Здесь учитываются своеобразие в развитии нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка; Продолжительность индивидуальных занятий в домашних условиях обычно 20-30 минут.

Слайд 19

Индивидуализированная форма работы применяется на уроке в отношении тех учащихся, которые значительно отстают по своим познавательным возможностям, темпам и объему деятельности от остальных детей. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса относятся экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы, самопроверка. К числу вспомогательных форм работы относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, соревнования, конкурсы, викторины, походы).

Слайд 20

Значительное своеобразие в отборе и применении методов обучения детей с трудностями в обучении существует в группе методов организации и осуществление учебно-познавательной деятельности. В эту группу входят следующие подгруппы методов: - перспективные (методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные; практические методы); - логические (индуктивный и дедуктивный); -гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские);

Слайд 21

В подгруппе перспективных методов на начальных этапах обучения детей с трудностями в обучении на первом месте находится практические и наглядные методы, формирующие сенсорную основу представлений и понятий о познаваемой действительности. Дополнением к этим методам является методы словесной передачи учебной информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых мест в системе применяемых методов.

Слайд 22

Возможности и особенности применения отдельных методов в системе специального образования на примере обучения детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении. Среди словесных методов обучения широкое распространение в практике массового школьного обучения имеет беседа. Беседа позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. Имеет определенное своеобразие метод работы с учебником, ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, т.к. для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.

Слайд 23

Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими. При обучении детей всегда используется сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных методов коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с трудностями в обучении.

Слайд 24

Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических комплексов у детей. Одним из эффективных методов является игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Она используется в групповой терапии и социально-психологической. Тренинг в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступный ребенку действий с предметами.

Слайд 25

Еще один из методов искусства является арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. В последнее время часто стала использоваться музыкотерапия, которая представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отношений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Библиотерапия. Сказка.

Слайд 26

Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание) таким реализуемые в практически-действительном варианте, сопровождаемом доступными для ребенка словесными поощрениями («хорошо», «молодец») и материальным. Методы наказания также имеют практически- действенный характер, т.к. словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически не применительно. Педагог всегда должен проявлять не обходимую сдержанность в порицании ребенка, выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно» и др. В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. Все эти методы и приемы воспитания можно разделить на две группы: созидающая и тормозящая. Таким образом, при работе с детьми с трудностями в обучении используются две большие группы методов: методы обучения, методы воспитания.

Слайд 27

Первоначально новые для ребенка формы и способы мышления осуществляются им только с помощью взрослых и только постепенно. Этими взрослыми могут быть и школьный психолог, и учитель, и родители. Функции, которые выполняет взрослый при проведении коррекционно-развивающей работы, сводятся к следующему: объяснять; помогать; контролировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...

«Познавательно-развлекательное мероприятие для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Космическое путешествие».

Знакомим детей с символикой созвездий, рассказываем о профессии космонавта, воспитываем уважение к этой профессии; развиваем воображение и фантазию....

Особенности работы с "трудными детьми" младшего школьного возраста.

Причины отклоняющегося поведения "трудных детей". Индивидуальный подход, его компоненты....

Конспект консультации Образцовой Г.В. для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в младшем школьном возрасте с задержкой психического развития по повышению самооценки ребенка

Конспект консультации Образцовой Г.В.  для педагогов детей младшего школьного возраста "Коррекционная работа с тревожными детьми в  младшем школьном возрасте с задержкой психического ра...

Работа с "трудными" детьми младшего школьного возраста

Мало найдется детей, которые никогда не доставляют учителю головной боли. Но некоторые ученики буквально сводят с ума: отвлекают других, отказываются участвовать в работе, устраивают драки. Как работа...