Права и обязанности детей
классный час
Цель: обобщить знания детей об основных правах и обязанностях ребенка.
Задачи: разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_obyazannosti_detey.pptx | 1.53 МБ |
plan_otkrytogo_uroka.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Тип урока: урок-беседа Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок, рисунки детей. Цель : знакомство с основными правами и обязанностями ребёнка, воспитание нравственно-правовых норм через призму сказок; выявление и экспериментальная проверка возможности использования потенциала сказки как средства нравственного и правового воспитания в школе. Задачи: 1) дать представление об основных правах и обязанностях человека; 2) развивать умение анализировать; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека; 4) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к друг другу. Тип урока: урок-беседа Оборудование : статьи из декларации прав человека; слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок.
Имена Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? А можете Интерактивная беседа «Право на имя» ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает? Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
Конвенция о правах детей, принятая 10ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблеи ООН
« Юридическая консультация » Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…» Маугли : Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети? Примерные ответы детей: Согласно , Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Ребята, в жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы. Отвлечемся от серьезного, вернее попытаемся в несерьезном отыскать серьезное. Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Буратино». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ________ (личную неприкосновенность). Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____ (получение бесплатного образования). Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____ (пользоваться учреждениями культуры). Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____ (иметь имущество в собственности). Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____ (неприкосновенность жилища).
Обязанности ребенка У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.
- Классный час «Права и обязанности детей » Опубликовано 29.01.2018 - 18:20 - Хорошилова Маргарита Анатольевна , Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml - ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ https ://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/prava_i_obyazannosti_rebenka/ Источники:
Предварительный просмотр:
План открытого урока
«Права и обязанности детей»:
Цель: обобщить знания детей об основных правах и обязанностях ребенка.
Задачи: разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
20 ноября- Всемирный день прав детей. Конвенция о правах детей принята 20.10.1989 года на Генеральной Ассамблее ООН в Нью- Йорке
. Игра «Имена»
Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.
2. Интерактивная беседа «Право на имя»
- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
- Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
- Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?
3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и
семейные связи.
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает
в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме
произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия,
эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и
законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь,
предоставляемые государством.
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного,
духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом
отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые
обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное
участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное
страхование.
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности,
талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже
если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве
составляет меньшинство.
10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных
мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и
заниматься искусством.
11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы,
которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому,
умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального
совращения.
13. Государстваучастники
обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или
другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни
один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный
свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей
помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и
невозвращением детей изза
границы.
15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в
отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все
возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных
действиях.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу
подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства,
терпимости, свободы равенства и солидарности»
4. «Юридическая консультация»
Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие? (Мнение детей),
«Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются вместе со свободами. По Конституции РФ у гражданина 58 прав и свобод и только 8 обязанностей.
Вывод: у любого россиянина много прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.
У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров?
Давайте выведем простые правила взаимообщения:
- Нужно знать свои права.
- Нужно уважать права других людей.
- Нельзя забывать об обязанностях
6. Обязанности:
какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону Для благоприятной атмосферы в школе, дома, дети обязаны соблюдать нормы и правила поведения.
Это помогает взаимопониманию, взаимодействию в детских коллективах. В семье это способствует пониманию между ребёнком и родителями
Существуют главные обязанности детей до 18 лет, которые основываются на конституции. До достижения 14 лет - ребенок считается малолетним
До 6 лет закон не возлагает на человека, каких либо обязанностей. Права, потребности ребенка представляют его родители, либо люди, приравненные к ним (по закону).
С 6 лет список обязанностей ребенка: слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей) исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека; закон об образовании статья 44, пункт 4 гласит, что общее образование обязательно для каждого; соблюдение примерного поведения необходимо для пребывания в общественных местах, образовательных, воспитательных организациях;
после 8 лет возлагаются обязанности по соблюдению устава детского общеобразовательного учреждения;
с 14 лет появляются обязанности – иметь документ удостоверяющий личность (паспорт); добросовестно выполнять трудовую деятельность, соблюдать дисциплину в рабочем коллективе (Трудовой кодекс 13 статья, 2 часть); справляться с возложенными обязанностями, на основании контракта либо правил учено-трудового законодательства (школа)
с 16 лет молодые люди (юноши) должны готовиться к военной службе (Федеральный закон о воинской обязанности, 13 статья, 1-2 части);
с 17 лет юноша обязан пройти процедуру постановки на военный учет (закон о воинской обязанности, 9 статья, 1 часть); освоить военно - учетные специальности (закон о воинской обязанности, 15 статья, 1 часть).
7. Рассказать : «Правила внутреннего распорядка обучающегося в школе»
Устав…………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»
1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Формировать представ...
Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»
Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....
Права и обязанности детей
права и обязанности детей...
Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"
Презентация к классному часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...
Внеклассное мероприятие по теме "Права и обязанности детей"
В рамках месячника "Ты - о законе, закон - о тебе" в 3 кл. проводилось внеклассное мероприятие, на котором дети смогли ознакомиться со своими правами и обязанностями....
БЕСЕДА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Права детейДекларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призв...
Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".
Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...