Права и обязанности детей
классный час

ипатова марина владимировна

Цель: обобщить знания детей  об основных правах и обязанностях ребенка.

Задачи: разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_detey.pptx1.53 МБ
Файл plan_otkrytogo_uroka.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права и обязанности детей Открытый урок (классный час) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА» 16400, Смоленская обл., г. Десногорск, 4мкр. Тел / факс (48153) 7-46-11/3-16-65 E-mail: ddhs@mail.ru // Сайт: www.desdhsh.ru Преподаватель: Ипатова Марина Владимировна

Слайд 2

. Тип урока: урок-беседа Оборудование: карточки с заданиями; статьи из декларации прав человека; слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок, рисунки детей. Цель : знакомство с основными правами и обязанностями ребёнка, воспитание нравственно-правовых норм через призму сказок; выявление и экспериментальная проверка возможности использования потенциала сказки как средства нравственного и правового воспитания в школе. Задачи: 1) дать представление об основных правах и обязанностях человека; 2) развивать умение анализировать; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека; 4) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к друг другу. Тип урока: урок-беседа Оборудование : статьи из декларации прав человека; слайды, музыкальные диски, иллюстрации сказок.

Слайд 3

Имена Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? А можете Интерактивная беседа «Право на имя» ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает? Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

Слайд 4

Конвенция о правах детей, принятая 10ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблеи ООН

Слайд 5

« Юридическая консультация » Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…» Маугли : Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети? Примерные ответы детей: Согласно , Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Слайд 6

Ребята, в жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы. Отвлечемся от серьезного, вернее попытаемся в несерьезном отыскать серьезное. Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Буратино». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ________ (личную неприкосновенность). Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____ (получение бесплатного образования). Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____ (пользоваться учреждениями культуры). Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____ (иметь имущество в собственности). Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____ (неприкосновенность жилища).

Слайд 7

Обязанности ребенка У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.

Слайд 8

- Классный час «Права и обязанности детей » Опубликовано 29.01.2018 - 18:20 - Хорошилова Маргарита Анатольевна , Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml - ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ https ://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/prava_i_obyazannosti_rebenka/ Источники:



Предварительный просмотр:

План открытого урока

«Права и обязанности детей»:

Цель: обобщить знания детей  об основных правах и обязанностях ребенка.

Задачи: разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

20 ноября- Всемирный день прав детей. Конвенция о правах детей принята 20.10.1989 года на Генеральной Ассамблее ООН в Нью- Йорке

. Игра «Имена»

   Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

2. Интерактивная беседа «Право на имя»

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и

семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает

в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме

произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия,

эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и

законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь,

предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного,

духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом

отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые

обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное

участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное

страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности,

талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже

если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве

составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных

мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и

заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы,

которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому,

умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального

совращения.

13. Государстваучастники

обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или

другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни

один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный

свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей

помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и

невозвращением детей изза

границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в

отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все

возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных

действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу

подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства,

терпимости, свободы равенства и солидарности»

4. «Юридическая консультация»

   Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права  ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

Маугли: Так случилось, что он  жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие? (Мнение детей),

 «Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются вместе со свободами. По Конституции РФ у гражданина 58 прав и свобод и только 8 обязанностей.

 Вывод: у любого россиянина много прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.

   У каждого человека есть права, но и есть обязанности, которые не менее важны. А  пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1.

 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

  • Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Ситуация 2. 

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

  • Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

Ситуация  3. 

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

  • Разъясните Иванову его права и обязанности.

Ситуация  4. 

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

  • Правильно ли рассуждает Петров?

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях

 6. Обязанности:

какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону Для благоприятной атмосферы в школе, дома, дети обязаны соблюдать нормы и правила поведения.

 Это помогает взаимопониманию, взаимодействию в детских коллективах. В семье это способствует пониманию между ребёнком и родителями

Существуют главные обязанности детей до 18 лет, которые основываются на конституции. До достижения 14 лет - ребенок считается малолетним

До 6 лет закон не возлагает на человека, каких либо обязанностей. Права, потребности ребенка представляют его родители, либо люди, приравненные к ним (по закону).

С 6 лет список обязанностей ребенка: слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей) исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека; закон об образовании статья 44, пункт 4 гласит, что общее образование обязательно для каждого; соблюдение примерного поведения необходимо для пребывания в общественных местах, образовательных, воспитательных организациях;

после 8 лет возлагаются обязанности по соблюдению устава детского общеобразовательного учреждения;

с 14 лет появляются обязанности – иметь документ удостоверяющий личность (паспорт); добросовестно выполнять трудовую деятельность, соблюдать дисциплину в рабочем коллективе (Трудовой кодекс 13 статья, 2 часть); справляться с возложенными обязанностями, на основании контракта либо правил учено-трудового законодательства (школа)

 с 16 лет молодые люди (юноши) должны готовиться к военной службе (Федеральный закон о воинской обязанности, 13 статья, 1-2 части);

с 17 лет юноша обязан пройти процедуру постановки на военный учет (закон о воинской обязанности, 9 статья, 1 часть); освоить военно - учетные специальности (закон о воинской обязанности, 15 статья, 1 часть).

7.  Рассказать : «Правила внутреннего распорядка обучающегося в школе»

Устав…………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Права и обязанности детей

права и обязанности детей...

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Внеклассное мероприятие по теме "Права и обязанности детей"

В рамках месячника "Ты - о законе, закон - о тебе" в 3 кл. проводилось внеклассное мероприятие, на котором дети смогли ознакомиться со своими правами и обязанностями....

БЕСЕДА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Права детейДекларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призв...

Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...