Конспект родительского собрания на тему "Психологические особенности четвероклассника" (4 класс)
методическая разработка (4 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

       Конспект данного родительского собрания познакомит родителей с тем, как, зная психологические особенности четвероклассника, помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_na_temu_osobennosti_4-klassnikov.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Родительское собрание в 4 классе

 «Психологические особенности четвероклассников»

                                                     Подготовила: Сушенцова Елена Михайловна,

                                                     учитель начальных классов МАОУ СОШ № 6

                                     

Щёлково, 2019 г.


Родительское собрание в 4 классе на тему «Психологические особенности четвероклассников»

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка, это период «завершения детства — перехода ко взрослости». Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

 Упражнение «Снежинка».
          Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:
- сложите лист пополам;
- оторвите правый верхний уголок;
- опять сложите пополам;
- снова оторвите правый верхний уголок;
- сложите лист пополам;
- оторвите правый верхний уголок.
          Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
         Нашли? А почему? Как вы думаете?
Вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

         К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних заданий.

        Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.

        Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Какие же общие умения важны для успешного обучения?

         Среди них можно выделить следующие умения:

– слушать учителя; 
– выделять главную мысль; 
– связно пересказывать содержание текста; 
– отвечать на вопросы к тексту; 
– ставить вопросы к тексту; 
– делать содержательные выводы на основе полученной информации; 
– письменно выражать свою мысль; 
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой и интернетом.); 
– адекватно оценивать результаты собственной работы.

        Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы. Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован.

Рекомендация: Ребенка необходимо учить работать с учебным текстом: навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале: можно попросить рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня, вашей совместной прогулки или поездки и пр.

Ведущий вид деятельности.

         В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

         Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

Рекомендация: Пожалуйста, поддерживайте у ребенка именно такие склонности.

         Также помните, что его жизнь не ограничивается стенами школы. За ее пределами он может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свои способности, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Социальная ситуация развития.

         Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.   Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.  

         Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.  

         Не обсуждайте ошибки деятельности учителей. Слушая вас, ребёнок начнёт плохо о них думать. Никому не хочется учиться у человека, который тебе не нравится.

         Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие.

         Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.  

Рекомендация: контролируйте своего ребенка, не забывайте хвалить почаще.  Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы.

         Не говорите при ребёнке негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.

Мотивация.

         В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.

         Мотивация к школе бывает:

       Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

       Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

       Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Анкета для родителей «Всё ли благополучно у вашего ребёнка?»

     Попробуйте определить, есть ли у вашего ребёнка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте «+».
Если утверждения к вам не относятся, то поставьте "-".
1. Моему ребёнку нравится учиться в школе.
2. Я думаю, что мой ребёнок охотно перешёл бы в другую школу.
3. Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.
4. К сожалению, мой ребёнок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему мало нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во всех внеклассных мероприятиях.
8. Мой ребёнок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или другой причине).
9. Мой ребёнок редко делает уроки без напоминания.
10. Другие интересы и хобби не мешают его учёбе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1) + 2) - 3) + 4) - 5) + 6) - 7) + 8) - 9) - 10) +
8-10 баллов – У Вашего ребёнка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, всё ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.
6-7 баллов – В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребёнку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чём или ком источник школьных переживаний вашего ребёнка.
1-2 балла – Ребёнку крайне необходима Ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителем, психологом и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Новообразование.

         Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

.

Познавательные процессы.

          К 9- 10 годам дети способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память претерпевает изменения – приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной. Ребенок этого возраста активно размышляет по поводу своих действий, может утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой как внутренне. Именно эти изменения приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляются в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.»

ДЕТИ 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей,  с определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск.  Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

         Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

        Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе. Домашняя обстановка самым непосредственным образом влияет на формирующийся мозг ребенка, так как именно родители закладывают и стимулируют его развитие. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться потрясающих результатов!

        Дорогие родители! Ваш ребёнок завершает обучение в начальной ступени общего образования. Как же помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?

        Прежде всего продолжите работу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех своих действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять по улице, бегать, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, лежать на диване и т.п. Глубокий смысл во многих действиях обнаружить трудно, да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с ребёнком. Отставания в учёбе чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?»

         Вполне способного к сложным умственным размышлениям человека 9 – 10 лет не ориентируют на то, чтобы он всегда ощущал своё отличие от животных, которым не надо думать, так как всё определяют инстинкты.

         Для укрепления интереса к учебной работе следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий. Следует отучать от механического запоминания учебного материала, неизбежно формирующего в 5 – 7-х классах безразличие к учёбе в школе. Надо постоянно искать вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только их пользу для будущей жизни, но и для текущей.

         Также важно продолжить воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями при выполнении различной домашней работы. Поэтому ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не уменьшаться, а возрастать. Старайтесь спокойно и аргументировано объяснить важность их выполнения для обеспечения физического психического здоровья окружающих, его самого, а также установления доброжелательных отношений с людьми.

         Продолжайте отмечать все достижения в преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности. Спокойно и аргументировано предъявляйте свои требования, не отступая от них ни на шаг. Тогда обязательно будет достигнут желаемый результат в развитии сознания и поведения вашего ребёнка. Если возникнут проблемы, то учителя, психолог всегда готовы вам помочь.


Возрастные особенности младшего подростка

  • Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • Повышенная утомляемость;
  • Стремление обзавестись верным другом;
  • Стремление отстраняться от всего подчёркнуто детского;
  • Отсутствие авторитета возраста;
  • Отвращение к необоснованным запретам;
  • Восприимчивость к промахам учителей;
  • Отсутствие адаптации к неудачам;
  • Отсутствие адаптации к положению «худшего»;
  • Ярко выраженная эмоциональность;
  • Требовательность к соответствию слова делу;
  • Повышенный интерес к спорту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по профориентации в 9 классе

Конспект родительского собрания по профориентации в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида...

Конспект родительского собрания с самоанализом для 2 класса «Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание«Как помочь ребенку стать внимательным»Цели:1) Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.2) Познакомить родителей с методами и приемами развития...

План-конспект родительских собраний с 1 по 4 класс

План-конспект родительских собраний с 1 по 4 класс...

Конспект родительского собрания на тему: "Особенности мыслительной деятельности младших школьников"

Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в проц...

Конспект родительского собрания Родителям об особенностях памяти младшего школьника

  Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Качество закрепления знаний и навыков зависит от работы памяти....

План-конспект родительского собрания "Садимся за уроки" (2 класс)

Цель: формирование представления родителей об особенностях домашней учебной работы.Задачи:Выявить представление родителей о домашней учебной работе;Сформулировать совместно с родителями понятие «...