Методическая разработка родительского собрания на тему "Коммуникативная компетентность родителей в процессе освоения ребёнком новой социальной роли (на примере формирования орфографической зоркости в 1-4 классах)
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

       Методическая разработка указанного родительского собрания с презентацией посвящена вопросу формирования орфографической зоркости на примере работы над словарными словами. Подробно рассмотрен алгоритм работы над этой орфограммой, проводимой сначала на уроке, а затем и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Коммуникативная компетентность родителей в процессе

                                   освоения ребенком новой социальной роли

         (на примере формирования орфографической зоркости в 1-4 классах)

                                                                                                             Сушенцова Елена Михайловна,

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                 МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МО

                                                                                   

    «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

М.Горький

      Добрый день, уважаемые коллеги, родители! Сегодня мы говорим о том, как меняется социальная роль  ребенка, о коммуникативной компетенции родителей в процессе  освоения новых знаний.

      Главная наша задача сегодня - рассмотреть одну из форм работы с родителями, мастер-класс, на примере работы над формированием орфографической зоркости. Это работа над словами, непроверяемыми ударением – словарными словами. Конечно, я не «изобретаю велосипед», но специальный материал не часто попадает в руки родителям. Если кому-то мой опыт будет интересен и полезен, я буду рада.

      Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

      Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Запоминание таких слов трудно дается всем детям. И в старших классах у многих эта работа вызывает затруднения.

      Уже на страницах «Букваря» и «Прописи» первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш и др., запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова.

      На уроках математики ученики знакомятся с такими понятиями как сантиметр, дециметр, килограмм, грамм, миллиметр, масса, величина, время, расстояние, задача, ответ и др.

      На уроках окружающего мира дети тоже знакомятся с очень многими терминами. Например, изучая тему «Птицы», дети встречаются со словом «оперение» и сами объясняют происхождение, смысл, правописание слова. 

      Работу над трудными словами я начинаю уже в букварный период.

      Со II полугодия ведется систематическая работа над усвоением детьми трудных слов.

      При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием я провожу следующую работу:

  • чтение слова с доски;
  • лексическое толкование слова (семантическая работа);
  • обозначение ударения;
  • нахождение так называемых «опасных» мест (безударные гласные, не проверяемые ударением; согласные, парные по звонкости-глухости; удвоенные согласные, мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного, разделительные мягкий и твердый знаки, заглавная буква в именах собственных, а также незнакомые орфограммы);
  • работа с этимологическим словарем;
  • проговаривание слова вслух;
  • письмо слова в тетрадях, словарях;
  • подбор родственных слов (словообразовательная работа);
  • лексико-синтаксическая работа (составление с данным словом словосочетания или предложения и запись его; подбор возможных синонимов, антонимов, крылатых выражений, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок с употреблением данного слова; по возможности проведение этимологического анализа слова – прослеживание его истоков и исторических корней);
  • графическая ассоциация.

      Но для того, чтобы запомнить написание словарных слов – необходимо систематическое закрепление. И здесь без помощи родителей не обойтись. Родители должны найти такую форму работы со словами, которая будет интересна и приемлема их ребенку.

      Уважаемые родители, не надо вас убеждать в том, что это процесс взаимодействия: УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ – УЧЕНИК. Только родители  хорошо знают своих детей. Только вместе с вами мы добьемся хороших результатов.

      Ребятам были заданы несколько вопросов и получены следующие результаты:

1. Как ты считаешь, важна ли работа со словарными словами? (слайд № 2)

Ответ первоклассников был следующий: да – 92%, нет - 7%.

2. Сколько времени ты уделяешь работе со словарными словами? (слайд № 3)

      Получены следующие результаты:

5 минут – 18%,

10 минут – 26%,

Более 10 минут – 27%,

Нисколько – 32%.

      Думаю, что это не совем объективный результат, так как ребята не очень еще понимают работу над словами.

3. Обучающимся были предложены слова, с которыми они уже встречались на страницах учебника, с некоторыми они еще незнакомы, опирались на чутье.

      Были получены следующие результаты: (слайд № 4)

Слагаемое – 61%,

Сумма – 83%,

Класс – 47%,

Работа – 10%,

Бассейн – 65%,

Рисунок – 23%,

Природа – 13%,

Аппликация – 97%,

Горизонт – 62%,

Рассказ – 66%,

Искусство – 73%.

4. Какие задания тебе нравятся больше всего? (слайд № 5)

      Были предложены следующие варианты работы:

- составление предложений – 32%,        

- работа над лексическим значением слов – 26%,

- работа над словами – 26%,

- игры со словами – 64%,

- другие задания – 19%.

      Как видим, что наши дети всегда любят играть. Игровая деятельность всегда у младшего школьника на первом плане, даже в учебной деятельности.

      Сегодня на мастер-классе мы практически разберем, как работать дома с этой орфограммой.

      При работе со словарными словами существует определенный алгоритм.  

      Выделяются три этапа: (слайд № 6)

1. Первоначальное восприятие группы слов.

2. Закрепление правописания группы слов.

3. Контроль знаний.

      Слайд № 7. Первоначальное восприятие слова происходит на уроке. На уроке мы работаем в системе. Очень важен 2 этап - закрепление. Вот здесь ваша помощь просто необходима. Как организовать?

1. Работа над слуховым образом слов.

      Обязательно проговаривать слова хором, орфоэпически, определить «трудное», «ошибкоопасное» место.

2. Краткий орфографический разбор (ставим ударение, находим проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, определяем количество звуков, букв, слогов, находим ударный и безударный слоги. Эта работа очень важна. Дети решают орфографическую задачу. (На примере ЗЕМЛЯНИКА). Можно использовать загадки и творческий материал.

      Работа с родителями. Береза. (слайд № 8)

      Мы с вами сейчас тоже сделаем такую работу.

1. – Определите, о каком словарном слове идет речь? (Предлагаю загадку):

Русская красавица
           Стоит на поляне.
        В зелёной кофточке,
          В белом сарафане.
                           (Берёза)

- По каким признакам определили, что эта береза?

- Найдите в словарях лексическое толкование слова.

      Береза – это лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Листья у березы имеют сердцевидную форму (зрительный образ березы).

2. Запись слова с «окошком».

Б…реза

3. Работа с этимологическим словарем. (слайд № 9)

- Этимологическая справка очень хорошо помогает ребятам запомнить нужную букву.

      Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в нашем языке существовало слово «БЕР», что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово «БЕРЗА», а затем «БЕРЕЗА».

          4. Подбор поверочных слов. (слайды № 10-11)

         - Подберите однокоренные слова к слову «береза» (подберезовик, березонька, березка, березовый, березняк).

          5. Составление предложений с изученным словом. Письмо по памяти. (слайд № 12)

(Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром).

- Составьте свое предложение со словом «береза».

6. Выборочное списывание.

          - Выписать из текста словарные слова.

      Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в русской культуре столько песен, стихотворений, народных сказок посвящено этому дереву. Березовые рощи всегда светлые, очень красивые. Такие рощи называют – березняки. Под березками растут грибы – подберезовики.

      У меня есть своя любимая березка. Она растет в парке, недалеко от нашего дома. Когда я иду из школы, я прохожу мимо этой березки и часто останавливаюсь, чтобы полюбоваться ею.

      У первоклассников объем кратковременной памяти составляет 5 слов и для перевода из кратковременной памяти в долговременную необходимо обеспечить не менее 4-х повторных восприятий в течение одной, а порой и 2- х недель. (У обучающихся 2-х классов – 8–10 слов, 3 классов – 10–12 слов, 4 –х классов – 12–15 слов).

      Очень полезно использовать словарные диктанты. (слайд № 13)

  • Зрительный диктант с предварительным разбором:

      Дети орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости я выясняю значение слова.

  • Картинный диктант:

1. Показывается карточка-картинка, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его, выделяют безударную гласную, ставят знак ударения.

2. Показывается карточка-картинка, а дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную, ставят ударение.

  • Диктант по памяти:

      Записывается ряд слов из словаря по темам «Школа», «Животные».

  • Диктант с использованием загадок:

      Читаются загадки, а дети пишут слово-отгадку, выделяя орфограмму.

  • Творческий диктант:

      Читаются предложения, дети должны заменить его одним словом.

  • Диктант с комментированием:

    Читается слово из словаря или однокоренные ему слова, дети комментируют написание и записывают эти слова в тетрадь.

  • Игровые (дидактические) диктанты.
  • Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор слов, близких или противоположных по значению (синонимов и антонимов), шутливые стихи.
  • Метод графических ассоциаций хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативная компетентность родителей в процессе освоения ребенком новой социальной роли ( на примере формирования орфографической зоркости в 1-4 классах ) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Щёлковская гимназия № 6» городского округа Щёлково Московской области Учитель начальных классов МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МО Сушенцова Елена Михайловна Щёлково, 2020 г.

Слайд 6

ТРИ ЭТАПА: 1 . Первоначальное восприятие группы слов. 2. Закрепление правописания группы слов. 3. Контроль знаний .

Слайд 7

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ чтение слова с доски; лексическое толкование слова (семантическая работа); обозначение ударения; нахождение « опасных» мест (работа с этимологическим словарем; проговаривание слова вслух); подбор родственных слов (словообразовательная работа); лексико-синтаксическая работа (составление с данным словом предложения и запись его; подбор синонимов , антонимов, крылатых выражений, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок с употреблением данного слова); графическая ассоциация.

Слайд 8

6 букв, 6 звуков, 3 слога Русская красавица Стоит на поляне. В зелёной кофточке, В белом сарафане . Б Р Ё З А

Слайд 9

Берёза получила свое название по цвету коры. Раньше в нашем языке существовало слово «БЕР», что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово «БЕРЗА», а затем « БЕРЁЗА ». ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:

Слайд 10

6 букв, 6 звуков, 3 слога Русская красавица Стоит на поляне. В зелёной кофточке, В белом сарафане . Б Р Ё З А Е

Слайд 11

Б е рёзка, подб е рёзовик, б е рёзовый (сок), б е резняк, б е рёзонька. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:

Слайд 12

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ Белая б __ рёза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. (С.Есенин) СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Б е рёза является символом России . ВЫБОРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ Берёза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в русской культуре столько песен, стихотворений, народных сказок посвящено этому дереву. Берёзовые рощи всегда светлые, очень красивые. Такие рощи называют – березняки . Под берёзками растут грибы – подберёзовики.

Слайд 13

С ловарные диктанты: Зрительный диктант; Диктант по памяти; Диктант с использованием загадок; Творческий диктант; Диктант с комментированием; Игровые (дидактические) диктанты.

Слайд 14

Игра «Из каких слов выпали гласные?» О Я А Е К…РОВА М…СКВА П…НАЛ К…Р…НДАШ …ЗЫК Игра «Догадайся, что записано» 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Слайд 15

Игра «Расшифруй слова» 10 13 6 20 16 22 7 18 33 2 13 16 12 16 Б И ЛЕТ Ш О ФЁР ЯБЛ О КО Игра «Узнай слово» КВРТР КРБЛЬ КСМС ПРЗДНК ТВРЩ ПМДР КВ А РТИРА, К О РАБЛЬ, КОСМ О С, ПРАЗ Д НИК, Т О ВАРИЩ, П О М И ДОР

Слайд 16

НАПИШИ СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ: Медленно - Грустно - Поражение - Белый - быстро весело победа чёрный

Слайд 17

СЛОВА – АССОЦИАЦИИ: Б Р Ё З А Б Е ЛАЯ

Слайд 20

Т Р У Б А

Слайд 22

ОРО

Слайд 25

М РКОВЬ О о

Слайд 26

Ш А Г А Т Ь С А ПОГАХ В

Слайд 27

Слово «медведь» происходит от слов «мёд» и «ведать», то есть, «знающий , где есть мёд».

Слайд 28

М Е ДВЕДЬ М Д О РОТА В Г Л

Слайд 29

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Слайд 30

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка - 2 Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".

Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....

Методическая разработка по русскому языку, направленная на формирование орфографической зоркости у обучающихся, 3 класс

Данный материал расчитан на отработку умений писать слова с изученными орфограммами: безударные гласные в корне, проверяемые ударением; парные согласные на конце и в середине слова; непроизносимая сог...

Методическая разработка родительского собрания " Что нужно знать родителям о школьной отметке"

Велико значение школьной отметки в жизни учащегося.Родители часто путают "отметку" и "оценку" - это собрание поможет раскрыть значение этих слов для родителей обучающихся, ипомочь им найти оптимальное...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Творческое развитие в жизни вашего ребёнка»

Методическая разработка родительского собрания по теме «Творческое развитие в жизни вашего ребёнка» направлена на информирование родителей о значении творчества в развитии ребёнка и возмож...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"

Методическая разработка "Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов"...