Родительское собрание
методическая разработка

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_mlad_shk.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Кризисы взросления младшего школьника».

Классный руководитель: Нураева Д.С.

Цель: формирование у родителей знаний о психологии кризиса   подросткового возраста.

Задачи:   ознакомить родителей с изменениями в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды; проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления проблем в общении с детьми.

                         

Ход собрания:

Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые родители! Начнем наше собрание с развития воображения. Прошу вас удобно сесть, глубоко вдохнуть. Почувствуйте, как вы спокойны.

Поставьте перед собой ладошки, как гнездышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьется его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность, и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос. Превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птица слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

Разговор по теме собрания

Тема нашего собрания «Кризисы взросления младшего школьника».                  Разберемся, почему эту тему мы затрагиваем в 4 классе?

Проблема детской трудности помолодела, и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить: ребенок действительно стал трудным или просто повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним, реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

     Попробуем определить, кто он, трудный ребенок? ( 1 задание анкеты)

     Затем работа по 2 заданию анкеты, 3 и 4, 5.

Как смотрят на этот вопрос психологи?

Ребенок подходит или уже подошел к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка психологи выделяют шесть:

1.Кризис 1 года.

2.Кризис 3 лет («Я сам»).

3.Кризис 6-7 лет.

4.Кризис 11-12 лет.

5.Кризис 14-15 лет.

6.Кризис 17-18 лет.

  Все эти кризисы характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Нельзя миновать эти кризисы, так как без них невозможно дальнейшее развитие личности. Известный русский психолог Д.Б.Эльконин назвал эти периоды «воротами» в следующий возраст.

  Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще большему сопротивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый - уйдет в себя, замкнется.

  Чем же характеризуется этот 4 кризис?

Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых, то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал  в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-3 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие отметки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.

Дети начинают оценивать положительные и отрицательные стороны мира   взрослых  с точки зрения морально-этических норм. Дети в этот период очень переживают, что та или иная «правильность», норма нарушаются. Именно в этот период взрослые теряют безвозвратно уважение детей. Или наоборот становятся старшими товарищами, наставниками.

  Начало подросткового периода характеризуется большой тревожностью детей. Этому способствуют физиологические изменения, и изменения потребностей: материальных, социальных, духовных.

 Физиологические изменения. С 9 лет у девочек, а у мальчиков с 11 лет происходит скачок роста. Происходит удлинение костей, что может сопровождаться усиливающимися болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часты по ночам и могут доставлять ребенку много неприятных переживаний. Это реакция тела на рост. Происходят изменения в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его рост. Мальчики и девочки в 11-12 лет примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение резко изменится.  Развитие головного мозга внешне наблюдается в лобных долях. Они ответственны за мышление и сознание. Мышление детей 10-12 лет переходит от конкретных операций на уровень логического вывода, умозаключений. Интенсивно идет развитие двигательных навыков: силы, быстроты, координации.  Умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников. Возникает опасность отчуждения от детского коллектива неуклюжих детей с плохой координацией. Их в этом возрасте часто не принимают в коллективные игры. А вообще период 10 – 15 лет -  один из самых здоровых периодов в жизни человека.  Могут возникнуть только две проблемы: близорукость и ожирение. Обе проблемы можно решить: правильное питание (никаких нездоровых продуктов – чипсы, пиццы, гамбургеры и т.д.), физическая активность, а не сидение у телевизора и компьютера, упражнения для глаз, ношение очков.

         Каковы же психолого-педагогические особенности этого возраста?

  1. Идет борьба за внимание родителей.

    Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать.

Девочки начинают пользоваться косметикой. Мальчики здороваются друг с другом за руку, пробуют курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами. Все это не нравится взрослым. Но непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям. Он ждет доверия к себе.

  1. Борьба за самоутверждение.

 Одна из самых потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей».

«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники и хорошисты. Высоко ценится теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки, что они  «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на то, что «несообразительные».

«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Авторитет спортсменов всегда очень высок. Они представляют и защищают честь коллектива. Но есть подводные камни. Организм неокрепший, и можно получить травмы. Некоторые школьники используют свое физическое превосходство для грубого подчинения слабых сверстников. Сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, отрицательно сказаться на учебе.

«Активисты» - ученики, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие  ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы ребенок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу, а не для себя делал, себя бы только прославлял.

«Талантливые» - дети, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это – мастера - «золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, члены технических кружков, хоров, танцевальных групп. Их уважают в коллективе.

«Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых  заключается в умении дружить. Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они доброжелательны, дисциплинированны, уступчивы и пользуются симпатиями сверстников.

Возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута». С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызвать смех, поднять настроение окружающих – большой дар. Не каждому человеку он дан. Но это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение какого-то успеха, но лишь временное, иллюзорное. Цель благородна – добиться признания, уважение окружающих. Средства сомнительны. Это не вина, а беда таких ребят. Вина здесь – взрослых. Не сумели помочь, не подсказали вовремя.

   В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.

  Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе – там, где он приобрел бы душевное равновесие. Это может быть какая-то секция, кружок, студия, дворовая компания.

Есть категория школьников – фантазеры. Они придумывают о себе и своей семье разные небылицы. Они не обманщики, они сами верят в то, о чем говорят. Дети выдумывают потому, что им неуютно в классном коллективе, среди родных и близких. Они ничем не могли доказать свои способности. Просто им ничего не остается, как создать свой мир и верить в него.

  1. Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что дети очень внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Какие проблемы при этом возникают?  Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина – дедушка, дядя, старший брат, тренер, учитель.

Итог

Итак, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

  • все более возрастает ценность общения со сверстниками;
  • ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
  • он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
  • развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.

Дети становятся все более независимыми от взрослых, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание родителей контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлению переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Возможно, даже пересмотреть свои жизненные привычки. Преодолев проблемы подросткового кризиса (а он будет длиться долго) вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшим товарищем, советчиком.

Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения.

Заключение

Один великий мудрец сказал: «Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикоснитесь к ней с любящей и нежной улыбкой. Обнимите покрепче вашего малыша, загляните в его светлые родные глаза и вспомните о птице, о которой мы говорили в самом начале. Какая ответственность за судьбу этой птички – малыша лежит на нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...