Мотивация к учебному процессу
консультация

Евдокимова Виктория Игоревна

Мотивация к учебному процессу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_k_ucheniyu.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку хорошо учиться

       Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

       Адаптация ребенка к школе происходит не сразу: это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

       Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе.

       Учебная деятельность носит коллективный характер. Именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.

       Многие родители знают, что со временем интерес к учебе пропадает. Почему это происходит? Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляются с растущими требованиями. У некоторых все же возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем. Если отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься», - и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывают радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились.

       Родители вместе с учителем должны определить в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться. Надо хвалить за каждый, даже самый скромный успех. Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямы, то большей частью от того, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже учитель внимателен к ним. Они сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой  учебы их меньше уважают.

       Родителям необходимо найти пути для самоутверждения ребенка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому. И как часто дети, у которых были трудности в учебе, потом прекрасно проявляют себя в профессиональной деятельности! У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, могут им пригодиться и дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для них профессиями или их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть в этом случае повод указать на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны. Поэтому дома необходимо отдавать должное любому успеху в учебе.

       Кроме того, решающую роль играет отношение к учебе родителей, их пример (повышение квалификации, прохождение различных курсов). Необходимы терпение, доброжелательность, внимание.

       Помощь родителей идет в трех направлениях:

−  организация режима дня;

−  проверка домашних заданий;

−  приучение детей к самостоятельности.

       Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. У большинства учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости. Важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул. Режим дня предусматривает обязательное пребывание на воздухе. Таким образом, главная задача родителей – помочь своему ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый ребенок будет хорошо работать на уроке.

       Следующее – это контроль выполнения домашних заданий. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания, затем просмотреть правильность его выполнения. Заметили ошибку – не надо спешить показывать, где она: ребенок должен приучаться к самоконтролю – и только в крайнем случае прямо показать, где ошибка. Нередко, помимо заданий учителя, вы нагружаете своего ребенка дополнительными (необходимыми, по-вашему мнению) учебными занятиями. Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Можно давать дополнительные задания, но количество и содержание должно быть согласовано с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Данные рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, помогут учителям качественно построить учебный процесс, в результате чего...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

Активизация познавательной деятельности и развитие мотивации в учебном процессе, через использование дидактических игр.

Дидактическая игра является наиболее эффективным  методом обучения,  способствующим формированию и  повышению уровня познавательной активности....

Формирование мотивации к учебному процессу дошкольников с ДЦП.

Как сформировать интерес к школе, к учебному процессу  у детей-инвалидов дошкольного возраста...

Специальные условия для повышения учебной мотивации и включения ученика в учебный процесс

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением ...

«Из опыта работы по формированию положительных эмоций и мотивации к учебному процессу у учащихся начальных классов»

Умственно-отсталые дети имеют особенности в эмоционально-волевой сферы.их переживания ограничены, чувства недостаточно дифференцирЭто приводит к тому, что мотивация к учению очень слабая. Поэтому в шк...