10 СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ ДЕТСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ
методическая разработка

Попсуева Нина Николаевна

Грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с детского возраста.

Если в доме ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на "4" и "5", происходит постепенным и непринужденным образом. Помогут в этом несколько эффективных способов:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povysit_gramotnost.docx390.46 КБ

Предварительный просмотр:

10 СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ ДЕТСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с детского возраста. Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
• глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
• уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
• рука – записывать слово и закреплять его в памяти.

Если в доме ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на "4" и "5", происходит постепенным и непринужденным образом. Помогут в этом несколько эффективных способов.

1. ЧТЕНИЕ
Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.

2. РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ
Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

3. УСТНЫЕ ИГРЫ В СЛОВА
В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

• рифмы;
• слова (например, игра в "города");
• назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
• составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Собака сидит смирно».

4. ОБЩЕНИЕ
Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.
Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

5. ИГРЫ НА БУМАГЕ СО СЛОВАМИ
• змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
• виселица или «Поле чудес»;
• путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
• составление множества маленьких слов из одного большого.
https://sun9-37.userapi.com/c855616/v855616142/107601/81Ox_VFSfLo.jpg

6. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКВ
Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.
• рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (машины, Лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
• предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
• делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
• мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
• сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

7. ПОСТЕРЫ НА СТЕНЕ
В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

8. СКРАББЛ/ЭРУДИТ
Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

9. МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПРАВИЛ
Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов.

Известные мнемонические примеры:
• Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно;
• Уж замуж невтерпеж;
• Надеваю одежду, одеваю Надежду;
• То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

10. СЛОВАРИ
Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника. Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения.

Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:
• писать с ними маленькие диктанты;
• составлять из них кроссворд;
• записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
• играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.
Картинки по запросу ребенок за партой рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

25 способов повысить мотивацию учащихся и научить их мыслить самостоятельно

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8532014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"286","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...

10 СПОСОБОВ ПОВЫСИТЬ ДЕТСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ

Консультация для родителей. В данной статье родителям даются рекомендации, как можно в домашних условиях помочь ребёнку повысить свою грамотность....

Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности

В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...

Методы и способы формирования читательской грамотности

В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для ...

Семинар "Ментальная арифметика как способ повышения математической грамотности учащихся"

В материалах семинара представлен опыт работы по реализации курса "Ментальная арифметика" в дополнительном образовании....

Семь способов повысить самодисциплину

Сила воли. Самоконтроль. Самодисциплина. Все эти слова означают одно и то же: психологическую устойчивость и установку на осознанное выполнение действий, которые должны быть выполнены, даже если, каза...