Дети с нарушениями общения
презентация к уроку

Лех Наталья Семеновна

Дети с нарушениями общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дети с нарушениями общения2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с нарушениями общения Исполнитель: Лех Наталья Семеновна

Слайд 2

Аутичность (от греческого — «сам») — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний». Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером , обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Три области, в которых аутизм проявляется ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера. Аутичный ребенок испытывает трудности в общении и социализации, неспособен устанавливать эмоциональные связи, у него нарушена речь.

Слайд 3

Классификация Авторы выделяют 4 основные формы проявления аутизма Полная отрешенность от происходящего . Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. Они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Эта наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг. 2. Активное отвержение . Дети этой группы более активны и менее ранимы. Их должна окружать привычная обстановка, у них складываются определенные ритуалы, жизненные стереотипы. Проблемы проявляются, когда выходят за границы домашней жизни. Они могут пользоваться речью, но она усваивается у них речевыми штампами, связывается с конкретной ситуацией.

Слайд 4

3. Захваченность аустическими интересами . Эти дети отличаются конфликтностью. Это речевые дети, у них огромный словарный запас, книжные фразы. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление. 4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия . Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична. Они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

Слайд 5

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами. ПОРТРЕТ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления». Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее от своих сверстников он начинает познавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя.

Слайд 7

Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также он напугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки. В наиболее старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Слайд 9

Иногда такие дети могут быть парционально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях. Но чаще для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи. Понятие «Я» чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как это делают окружающие по отношению к ним. При раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению и развить их потенциальные способности. Диагностика нарушений часто вызывает затруднения это связано с широким спектром проявлений аутизма.

Слайд 12

Сравнительная характеристика нормального развития и развития при аутизме. Возраст месяцы Нормальное развитие Развитие при аутизм 3 Произношение гласных звуков, гуление ____ 6 Диалоги в виде издавания гласных звуков поворачивание в сторону родителей. Появление согласных Плач тяжело интерпретировать 8 Различные интонации в гулениях , включая интонации вопроса. Повторы слова: ба-ба-ба, ма-ма-ма , появляется указательный жест Ограниченное или необычное гуление ( визги , крики). Не имитируют жесты, выражения. 12 Появление первых слов. Использование лексики с интонацией, похожей на предложения. Игра с использованием гласных звуков. Используют жесты и вокализацию для привлечения внимания, указывания объектов и для просьб. Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации.

Слайд 13

18 Словарный запас 3-5 слов. Начинает составлять словосочетания из 2 слов. Перенесение значений слов (папа- обращаться ко всем мужчинам), использование языка для просьб и при совершении действий, возможны частые эхолалии и имитации. ____ 24 Сочетания от 3 до 5 слов(телеграфная речь). Задает простые вопросы (где папа? Идти?). Использование слова "Это" сопровождается указывающими жестами. Называет себя по имени, но не как "Я". Может кратко повторить высказывания. Речь сфокусирована на настоящее время и место." Обычно словарный запас менее 15 слов. Жесты не развиваются, присутствуют несколько указывающих на объект жестов. 36 Словарный запас около 100 слов. Многие грамматические морфемы ( множ . число, прош . время, предлоги и др.) используются должным образом. Эхолалическое повторение редкое. Используются слова там и тогда. Задает много вопросов для продолжения разговора. Комбинации слов встречаются редко. Может п овторять фразы, э холалия . Бедная артикуляция у половины детей, речь не осмысленная, б ерет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.

Слайд 14

48 Использует к омплексные структуры предложения. Может поддержать тему разговора. Может создатьнесколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остается. Копирует ведущих ТВ передач. Произносит просьбы. 60 Владеет грамматическими структурами. Понимает шутки, сарказм. Нет понимания времени. Эхолалия , р едко задает вопросы, если они появляются, то носят повторяющийся характер.

Слайд 15

Развитие общения и игры Возраст месяцы Нормальное развитие Развитие при аутизме 2 Поворачивает голову и глаза на звук, улыбается при общении. ___ 6 Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки, п овторяет действия, имитируя взрослого. Менее активен,требователен , чем ребенок с нормальным развитием. Некоторые дети очень возбудимы. Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальных проявлений. 8 Отличает родителей от незнакомых людей. Игры «дай и возьми» «ку-ку» со взрослыми. Показывает объекты взрослым. Машет рукой на прощанье. Плачет и ползет за мамой после того как она уходит из комнаты. Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Треть детей отвергают взаимодействие. Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим. 12 Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр и взаимодействия с игрушками. Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать. Не волнуется при разлуке с матерью.

Слайд 16

18 Появляется что -то похожее на игру, показывает, предлагает, берет игрушки. Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает. 24 Взаимодействие с предметами. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых(кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. 36 Обучается взаимодействию со сверстниками. Не допускает к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значения наказания. 48 Распределяет роли со сверстниками в драматической игре. Предпочитает друзей по игре. Не способен понять правила игры.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

Учебно - методический материал для начальной школы "Этикет общения. Слова вежливости" (обучение и развитие детей с нарушением интеллекта)

Учебно-методический материал для начальной   школы  "Этикет  общения. Слова  вежливости"  представлен  из  выражений, расположенных  по темам:  "Приветстви...

для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...

Развитие общения и речи у детей с нарушениями зрения

Развитие общения и речи у детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды...

Тезисы к консультации для педагогов "Валеологизация воспитательно-образовательного процесса в работе с логопатами, страдающими нарушениями общения".

Инклюзия предполагает обучение детей в среде обычных сверстников. Однако, только понимание особенностей детей делает возможным подобрать правильный подход. Консультация предлагает верное понимание и и...

Характеристика нарушений речи у детей с нарушением интеллекта

Статья , в которой описываеися характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями...

Как помочь детям с нарушениями в общении

Как помочь детям с нарушениями в общении...