Проект «Это Я» разработан на основе программы эмоционально-личностного развития «В мире друзей» Е.В.Котовой и программы тренингового развития и коррекции эмоционального мира «Давай познакомимся!» И.А Пазухиной.
план-конспект

 Селищева Татьяна Викторовна

Актуальность, новизна, психолого-педагогическая целесообразность программы «Переменка» состоит в том, что во многих семьях, в которых растет и воспитывается «особый» ребенок детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой. Родители часто подменяют несостоятельность в развитии «особого» ребенка на непослушание или не желание что-либо выполнять. В семье оценивают возникшие проблемы ребенка с неадекватной стороны, а порой неосознанно предъявляют завышенные не доступные и не посильные для него требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по коррекции

детско-родительских взаимоотношений

«Переменка»

                                                                   Автор:

Селищева Татьяна Викторовна

педагог-психолог

 высшая квалификационная категория

г. Усть-Илимск,2018 год

Пояснительная записка

Создание системы государственной психологической помощи семьям, воспитывающим «особых» детей, является одним из важнейших условий, обеспечивающих необходимый уровень социально-психологической адаптации детей и реабилитации их семей.

Психологическая помощь семье является важным направлением в системе медико-социально и психолого-педагогического сопровождения «особых» детей. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и её трансформацию в коррекционную, гармонизацию межличностных, родительско-детских и  детско-родительских отношений решается проблема дифференциальной и адресной помощи ребенку с проблемами в развитии.

Актуальность, новизна, психолого-педагогическая целесообразность программы «Переменка» состоит в том, что во многих семьях, в которых растет и воспитывается «особый» ребенок детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой. Родители часто подменяют несостоятельность в развитии «особого» ребенка на непослушание или не желание что-либо выполнять. В семье оценивают возникшие проблемы ребенка с неадекватной стороны, а порой неосознанно предъявляют завышенные не доступные и не посильные для него требования.

В семьях часто возникают конфликты, связанные с выбором подходов воспитания, приемов и методов развития и обучения. Родители не могут различить природу происхождения тех или иных перемен возникающих в социальном и психофизиологическом развитии своего ребенка. В семье возникают вопросы о происходящих изменениях у ребенка, на которые самостоятельно родители ответ найти затрудняются при этом у них отмечается эмоционально-негативные реакции (волнение, тревога, страхи) и сомнения в правильности воспитания и развития ребенка. При этом в семье и школе утрачивается единый образовательный ресурс, который становиться рассогласованным.  В жизни «особого» ребенка со стороны родителей и педагогов одновременно присутствуют гиперсоциализированный, индифферентный и авторитарный подходы в развитии, воспитании и обучении, которые создают стрессовые условия, в большей степени, усиливающие социальные дезадаптивные факторы, влияющие на полноценное течение развития ребенка.

Учитывая, тот факт, что у каждого «особого» ребенка своя зона ближайшего развития,  т.е., он уже умеет делать вместе с взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Перед родителями и педагогами открывается возможность совместно развивать навыки и умения, которые «особый» ребенок  готов осваивать в ближайшем будущем. Но для того, чтобы чему-то научить «особого» ребенка, нужно сделать это вместе с ним, основная роль здесь принадлежит семье.

Но проблема состоит в том, что родители  приходят в школу на родительские собрания, семинары-практикумы и т.п., чаще выступают в роли зрителей и реже в качестве участников. Поэтому эффективно использовать детско-родительские встречи, при которых знания преподносятся в процессе сотрудничества психолога, педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов.

С учетом вышесказанного разработана детско-родительская программа «Переменка», методической основой, которой является тренинговая программа И. Волобуевой «Веселая семейка».

Программа «Переменка» психологической направленности предназначена для проведения игровых сеансов в детско-родительских группах участниками, которых являются дети с умеренной умственной отсталостью и их родители.

Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Игровое взаимодействие родителей с детьми позволит научиться подчиняться общественно принятым нормам, осознавать себя, свои желания и укрепляют их эмоциональную сферу. Выполняя вместе с родителями различные упражнения, дети смогут научиться управлять своими действиями и эмоциями.  Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.

Цель программы: гармонизация детско-родительских отношений с помощью проведения совместных мероприятий.

Задачи программы:

1. Обучение родителей навыкам эффективного общения с детьми.

2.Спсобствовать развитию игровых навыков, произвольного поведения.

3.Содействовать снижению импульсивности, тревоги и агрессии, снятие барьеров в общении.

4.Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

5.Расширение родительской компетенции и предоставление родителям необходимой информации об индивидуальном развитии и воспитании ребенка в семье.

6. Развитие навыков рефлексии.

Целевая аудитория, на которую рассчитана программа и срок ее реализации.

В реализации программы «Переменка» участвуют родители и дети с умеренной умственной отсталостью 1-3 классов.

Срок реализации программы 1 год.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 11 игровых сеансов, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в 3 недели продолжительностью 20-30 минут.

Количество участников: 5–6 детско-родительских пар (10–12 человек).

Содержание занятий:

Программа по коррекции детско-родительских взаимоотношений «Переменка» включает 12 игровых сеансов, которые состоят из 3 частей мотивационной, основной (практической) и завершающей.  

1.Мотивационная часть

- Ритуал приветствия — развивает навыки знакомства, позволяет поддерживать контакт, настраивает на общение.

-Разминка — настраивает на продуктивную деятельность, активизирует группу, поднимает настроение.

2. Основная часть — содержит блоки упражнений, направленных на решение задач программы.

3. Рефлексия — подведение итогов, возможность поддержать ребенка, укрепить позитивные детско-родительские отношения.

- Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Методические средства, используемые в программе:

Для организации работы требуется помещение, где есть возможность свободно двигаться, стоят столы и стулья. Часть упражнений и обсуждение проводятся в круге на ковре. Поддержанию интереса на занятиях будет способствовать применение коммуникативных игр, изобразительных средств, тематических плакатов, атрибутов для игр и упражнений.

Игровое содержание этой программы строилось с использованием ролевого моделирования игр и упражнений разных авторов, а также собственных модификаций.

Правила работы в группе.

1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.

2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.

3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.

5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.

6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.

Стартовая и итоговая диагностика:

С целью определения эффективности работы и предоставления им возможности осознать происшедшие изменения и приобретенный опыт в общении с детьми.

С родителями проводится анкетирование с использованием опросника «Анализ семейный взаимоотношений» (АСВ) Э. Эйдемиллер,  Опросник «Оценка по пятибалльной шкале межличностного общения с ребенком», рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», «Семейная социограмма».

Предполагаемые результаты.

Для родителей:

  • расширение знаний об играх, упражнениях и других способах взаимодействия с детьми;
  • овладение приемами взаимодействия с ребенком;
  • формирование умения замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка;
  • формирование умения уважать желания и потребности ребенка;
  • формирование умения быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

Для детей:

  • развитие навыков элементарной саморегуляции;
  • обретение уверенности в себе;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • формирование способности подчиняться общественно принятым нормам (что можно, нельзя), осознанно принимать простые правила;
  • снижение социально неприемлемых форм взаимодействия.

Список литературы

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. — СПб., 2001.
  2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. — СПб., 2005.
  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. — СПб., 2002.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Шипициной Л.М. — СПб., 2003.
  6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
  8. Сакович Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психолога в системе образования. Ч. 1, 2. — Мн., 2003.
  9. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М., 1989.
  10. Франке-Грикш М. «Ты с нами!» — М., 2005.
  11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.
  12. Ярмолинская М.М., Горбатова Е.В. Ребенок и взрослый: учимся и развиваемся вместе. — Мн., 2003.

           

Тематический план программы

Тема

Цель

Количество часов

Форма

проведения

Раздел 1. Диагностические

мероприятия для родителей

1. Опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ)

Выявление нарушений процесса воспитания.

10

Индивидуальное тестирование

2. Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком»

Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком.

3. Выполнение рисуночного теста «Кинетический рисунок семьи»

Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя.

4. Выполнение проективной методики «Семейная социограмма»

Получение информации о межличностных семейных отношениях.

5.Анкета «Результаты игрового взаимодействия в ходе реализации программы»

Изучение динамики в детско-родительских отношениях результате занятий

1

Групповое

 тестирование


Тема

Цель

Количество часов

Форма

проведения

Раздел 2. Практические занятия для детей и родителей

Игровой сеанс 1. «Здравствуй, это я!»

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Меня зовут…»
2. Разминка «Курочка и цыпленок»
3. Основная часть

1) Игра «Послушный, непослушный цыпленок».

2) Игра «Солнышко и дождик».

3) Упражнение «Солнечный зайчик».

4. Ритуал прощания
5. Рефлексия

Знакомство с группой; принятие правил; актуализация чувства единения в диаде «мать — ребенок».

1

Групповая

родители

совместно с детьми

Игровой сеанс 2. «Я родился!»

1.Приветствие

2.Разминка

3. Основная часть

1)Упражнение «Дождик»

2)Упражнение «Яйцо»

3)Упражнение «Послушный — непослушный»

4)Игра «Коршун»

5)Арт-техника «Совместный рисунок»

4. Ритуал прощания

5.Рефлексия

Актуализация чувства единения в диаде “мать—ребенок”.

1

Игровой сеанс 3. «Давайте познакомимся»

1.Приветствие

2.Разминка

3. Основная часть

1)Упражнение «Зеркало»

2)Упражнение-медитация «Портрет»

3)Арт-техника «Маска»

4)Игра «Похвалилки»

5) Игра «Царская семья»

4. Ритуал прощания

5.Рефлексия

Развитие интереса друг к другу в диаде “родитель—ребенок”.

1

Игровой сеанс 4. «Я и моя семья!»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка. Игра «Пропой имя»
3. Основная часть

1) Игра «Сборщики».

2) Игра «Мама, ау!».

3) Игра «Мамин портрет».

4. Ритуал прощания
5. Рефлексия

Содействие  оптимизации детско-родительских отношений, воспитание доброго отношения к маме; создание положительного эмоционального отношения в группе; развитие навыков произвольного поведения в игре; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

1

Игровой сеанс 5. «Путешествие на автомобиле»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка

1) Игра «Лесное радио».

2) Игра «Красный, зеленый».

3) Массаж «Машины».

4) Рисование «Наша машина».

4. Ритуал прощания
5. Рефлексия

Содействие  оптимизации детско-родительских отношений, воспитание доброго отношения к маме; создание положительного эмоционального отношения в группе; развитие навыков произвольного поведения в игре; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

1

Игровой сеанс 6. «Путешествие в зоопарк»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основная часть

1) Игра «Изобрази семью животных».

2) Игра «Разноцветные хвостики».

4. Ритуал прощания
5. Рефлексия

Актуализация  чувства единения в диаде «мать — ребенок».

1

Игровой сеанс 7. «Учимся сердиться»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основная часть
1)Игра «Давайте поздороваемся»
2)Игра «Кто быстрее?»
3)Игра «Снежный бой»
4)Игра «Обзывалки»
5)Аппликация «Снежная картина»
6)Упражнение «Снеговички»
4. Ритуал прощания
5. Рефлексия

Формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

1

Игровой сеанс 8. «Эффективное взаимодействие»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основная часть
1)Игра «Да и нет»
2)Игра «Черепахи»
3)Игра «Эффективное взаимодействие»
4)Арт-техника  «Рисунок в круге»
5)Упражнение «Маленькая птичка»
4. Ритуал прощания

5. Рефлексия

Формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

1

Игровой сеанс 9. «Пойми меня»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основная часть
1)Упражнение «Связующая нить»
2)Упражнение «Закончи предложение»
3)Игра «Маски»
4)Упражнение «Волшебные средства»
5)Игра «В тридевятом царстве»
6)Игра «Волшебные заросли»
4. Ритуал прощания

5. Рефлексия

Развитие чувства эмпатии, установление взаимопонимания в диадах “родитель—ребенок.”

1

Игровой сеанс 10. «Приключения начинаются»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основная часть
1) Упражнение «Передай по кругу»
2)Игра «Изобрази семью животных»
3)Упражнение «Сочиняем сказку»
4)Драматическая инсценировка
5)Упражнение «Водный карнавал»
4. Ритуал прощания

5. Рефлексия

Формирование навыков эмоционально-образного взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

1

Игровой сеанс 11. «Один ум -хорошо, а два -лучше»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основная часть

1)Упражнение «Пожелания»

2)Игра «Умные вопросы»

3)Игра «Калейдоскоп»

4)Игра «Исследователи»

5)Игра «Помоги Золушке»

6)Панно «Подарок для Золушки»

Домашнее задание

4. Ритуал прощания

5. Рефлексия

Развитие познавательной активности детей в совместных играх-занятиях с родителями.

1

Игровой сеанс 12. «След на память»

1. Ритуал приветствия
2. Разминка
3. Основная часть
1)Упражнение «Родители и дети глазами друг друга»
2) Игра «Жмурки»
3) Самодеятельное представление
4)Арт-техника «Ладошки»
5)Упражнение «Серебряное копытце»
6)Вручение дипломов «Дружная семейка»
Рефлексия
Завершение программы.

Закрепление полученных на занятиях знаний и опыта взаимодействия в диадах “родитель—ребенок”.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Данный сборник направлен на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы...

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР УЧАЩЕГОСЯ 1-го КЛАССА

Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа с...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

Эффективные способы коррекции эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ранним детским аутизмом...

"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"

Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла...

Рабочая программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы тип: коррекционно-развивающая для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ

Одной из особенностей данных детей может являться низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. В данном случае, под эмоционально-волевой сферой понимается то, как ребенок умеет реагировать на р...