Развитие раннее или своевременное. Взгляд на будущего первоклассника
статья (1 класс)

Суховей Светлана Николаевна

Подготовка ребенка к школе – острый вопрос, достичь согласия в котором не могут зачастую не только педагоги и родители, но и члены одной семьи. В статье представлен взгляд учителя начальных классов на подготовку к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rannee_ili_svoevremennoe.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Подготовка ребенка к школе – острый вопрос, достичь согласия в котором не могут зачастую не только педагоги и родители, но и члены одной семьи.

        Современный родитель предъявляет высокие требования к подготовке ребенка к школе в детском саду, но не всегда обладает достаточными знаниями по этому вопросу. Зачастую родители считают, что если ребенок научится читать, писать, считать, то он будет успешен в школе.

Между тем успех обучения зависит от общего развития ребенка, его мотивации, умения обслуживать себя.

Приходя в школу ребенок попадает в совершенно  новый для себя мир. Он манит малыша и одновременно пугает, ведь этот мир для него незнаком. Как подготовить ребенка к этой встрече? Первоклассник легче войдет в школьную жизнь, если будет чувствовать себя уверенным, готовым. Ему предстоит быть самостоятельным, оторваться от родителей, самому обслуживать себя. Если ребенок умеет одеваться, убирать свою одежду, завязывать шнурки, ему будет гораздо легче, а если нет, то даже приход в школьный гардероб будет для него стрессом. Первоклассник должен уметь обращать за помощью  к взрослым, задать вопрос, у него должны быть развиты коммуникативные навыки.

В возрастной психологии есть понятие - ведущая деятельность – это та деятельность, в которой ребенок лучше всего развивается. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, а ребенка 7-10 лет – учеба. Если учебную деятельность сделать основной в дошкольном возрасте, то это скорее замедлит развитие ребенка, нанесет больше вреда, чем пользы. Вспомните свое детство, с каким удовольствием вы играли. А как вы чувствуете себя сейчас, если вам приходится играть, например, на работе в деловые игры?  Один раз  - это интересно, а если играть каждый день? Скорее всего нам будет не очень комфортно, потому что всему свое время. Так же некомфортно, неинтересно, скучно ребенку учиться, если он к этому не готов психологически.

Игра – это не просто развлечение, она учит ребенка соблюдать простые правила , а следовательно малышу будет легче принять правила поведения в школе. Игры учат действовать по инструкции – ребенок сможет запоминать задания на уроке, у него  не вызовет трудностей работать по инструкции. Игры дают знания об окружающем мире, социализирует ребенка, учат строить отношения с другими детьми и взрослыми. Игра учит сдерживать себя, а это очень важно в школьной жизни, ведь на уроке нельзя встать, запеть, поговорить, когда тебе захотелось. Умение разрешать конфликты, выходить из сложных ситуаций – этому тоже учат ролевые игры дошкольников.  Все это необходимо не только для успешного обучения в школе. Вся наша жизнь пронизана правилами, мы их соблюдаем ежеминутно, а научились этому, играя в детские игры.

Очень важен вопрос мотивации. К 7 годам у ребенка появляется потребность в новом статусе, большинство детей хотят  в школу, хотят быть учениками. У детей вызывает радость покупка портфеля, школьных принадлежностей, конечно, это еще скорее внешняя мотивация, но она переходит во внутреннюю при правильном подходе со стороны родителей и педагогов. При этом неправильное поведение родителей может отвернуть ребенка от школы, пугать его. Часто родители говорят «вот пойдешь в школу, там тебе покажут». Конечно, родитель не хочет напугать ребенка, скорее это родительская тревожность, но в этой фразе слышна угроза, ребенок начинает боятся школы. И, наоборот, слова поддержки, внимание к тому, как ребенок меняется, взрослеет, придадут ему уверенности. Делитесь приятными воспоминаниями о школе, расскажите веселые истории, покажите свои фотографии, а может быть у вас остались прописи или тетради. Нельзя наказывать ребенка чтением, развивающими занятиями. «Что-то ты разбаловался – иди почитай (раскрась, реши, обведи)» Таким образом, ребенок начинает воспринимать чтение, учебную деятельность как наказание. Вряд ли вам удастся после этого сформировать желание учиться.

Обучение чтению без достаточного речевого  развития не имеет смысла, можно научить читать и четырехлетнего ребенка. Но что это даст для развития этого ребенка? Гораздо важнее развивать устную речь. В обычной жизни у ребенка нет необходимости в употреблении в речи полных предложений, для разговора с родителями зачастую достаточно слов и словосочетаний. «Во что вы играли сегодня?» - «в прятки», «ты проголодался?» - «да». Но для развития письменной речи в школе необходимо научить ребенка говорить полными предложениями. Для этого можно поиграть «Кто длиннее составит фразу», использовать уточняющие вопросы, побуждающие составить более развернутый ответ. Важно учить рассказывать. Дети в этом возрасте любят фантазировать, почему бы не поиграть в придумывание историй, при этом мягко побуждая его следить за речью, более развернуто описывать ситуацию.

При обучении письму важное значение имеет развитие мелкой моторики. Очень важно развивать ее в дошкольном детстве. К сожалению, школьные педагоги сталкиваются с тем, что первоклассник не умеет правильно держать ручку и карандаш, а переучивать уже поздно и очень трудно. Дети плохо раскрашивают, нет аккуратности в работах. Зачастую небрежность становится чертой характера маленького человечка. А спровоцирована она отношением взрослых: задания не по возрасту ребенок не мог выполнить хорошо, а значит и критиковать его не имело смысла. Правильно подбирайте задания для малыша, опирайтесь на рекомендации ваших воспитателей.

        Обучение письму – это сложная аналитико-синтетическая деятельность (нужно проанализировать звуки речи и синтезировать в буквенный состав слова). Важно развивать фонематический слух малыша – умение слышать звуки. В этом помогут разнообразные игры со звуками.

        Ситуация успеха поможет стать ученику более уверенным в своих силах, получить радость, удовольствие от учебы. Для первоклассника это может быть возможность блеснуть знаниями об окружающем мире, очень важно развивать кругозор ребенка, учить наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях. Кто-то хорошо рисует, другой ловкий, спортивный, а у кого-то настоящий талант артиста - у каждого ребенка есть способности, которые могут сделать его «звездой» на уроке. Важно увидеть таланты ребенка и рассказать о них учителю.

        Подведем итог: какую подготовку к школе я жду от родителей и детского сада как учитель:

  • развитие самостоятельности, умение обсуживать себя;
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми, овладение правилами поведения в обществе;
  • умение соблюдать правила, выполнять несложные инструкции;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие мелкой моторики, умение держать карандаш, пользоваться ножницами;
  • развитие речи в соответствии с возрастом;
  • счет в пределах 10;
  • знания об окружающем мире (о временах года, днях недели, природе родного края, городе, в котором живет ребенок …);
  • ребенок должен знать свое имя и фамилию, имя и отчество родителей, дату своего рождения

А нужно ли учить читать и писать? Если ребенок в 6 лет проявляет интерес к чтению, сам хочет научиться читать, и вы уверены, что сможете учить его правильно, то такое обучение возможно. Но учить через силу и, еще хуже, неправильно ни в коем случае нельзя. Я категорически против обучения письму до школы, это нужно делать методически правильно, в этом залог дальнейшего безошибочного письма. Научить всегда легче, чем переучить. А переучиваться всегда трудно и неприятно. Уверяю вас, дорогие родители, каждый ребенок научится читать и писать, считать и решать задачи. Главное, чтобы все было вовремя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников

Тема проекта:  Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Программа по развитию речи для подготовки к обучению будущих первоклассников в «Малышкиной школе»

подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает ...

Развитие познавательный процессов у старших дошкольников(будущих первоклассников) Мастер -класс

Данный мастер-класс  содержит материал, который можно использовать   на " Дне открытых дверей" для будущих первоклассников. Он содержит развивающие задания, которые помогут до...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...

Материалы проекта «Голос науки – взгляд в будущее. Троллейбус будущего»

Все дети любят кататься на транспорте, знают названия многих видов транспорта, но дети имеют не полное представление о разнообразии общественного транспорта. Воспитанники детского дома живут в Петерго...