Семья и школа, как педагогические системы.
статья (1, 2, 3 класс)

Деменева Марина Сергеевна

Что необходимо для того, чтобы семейное воспитание

оказалось успешным?

По мнению исследователя Р В Овчаровой слагаемые успешности

семейного воспитания заключаются в следующем;

  - Во первых, наличие семьи как единого целого и психологической

общности Это значит, то семья должна созидаться и сохраняться

  - Во вторых, нормальный семейный климат хорошие отношения

между взрослыми членами семьи

  - В третьих, оптимальный воспитательный климат

благоприятствующие развитию ребенка отношения между

родителями и детьми

  - В четвертых, четкая система воспитательных воздействий

целенаправленное и конкретное применение методов

воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Марина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\T4HXGMR5\frame-1018035_960_720[1].png

                              Выполнила: учитель нач.классов

                                                             Деменева М.С.

                                                    2021г.

«Семья –это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

В. А. Сухомлинский

Что необходимо для того, чтобы семейное воспитание

оказалось успешным?

По мнению исследователя Р В Овчаровой слагаемые успешности

семейного воспитания заключаются в следующем;

  - Во первых, наличие семьи как единого целого и психологической

общности Это значит, то семья должна созидаться и сохраняться

  - Во вторых, нормальный семейный климат хорошие отношения

между взрослыми членами семьи

  - В третьих, оптимальный воспитательный климат

благоприятствующие развитию ребенка отношения между

родителями и детьми

  - В четвертых, четкая система воспитательных воздействий

целенаправленное и конкретное применение методов

воспитания.

Семья как педагогическая система

  Семья - это педагогическая система, поскольку системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами. Говоря о разных типах педагогических систем, можно предположить, что если рассматривать воспитание в связи с задачами передачи социального опыта, культуры подрастающему поколению, то это будет педагогическая система вооружения воспитанников знаниями, умениями и навыками формирования основ базовой культуры. Семья решает все эти задачи, поэтому можно утверждать, что это есть педагогическая система.

Значительный вклад в разработку теории семьи внес А С Макаренко. Не называя семью системой, он фактически раскрыл многие ее компоненты, поставив перед собой задачу выявления структуры семьи А С Макаренко полагал, что семья это коллектив, то есть группа людей, которая бъединяется общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем.

  В структуре семьи он выделил:

состав семьи ( неполная, однодетная, многодетная)

родительский авторитет, режим (его результат дисциплина)

рациональное распределение обязанностей

половое воспитание.

А.С. Макаренко отмечает в семейном воспитании такие направления, как гражданское, политическое, половое, воспитание красоты, чувств, воли и характера. Он выделяет следующие принципы семейного воспитания принцип соблюдения меры активности и тормозов, принцип последовательности, принцип ответственности. В педагогической науке А С Макаренко был одним из первых, кто попытался систематизировать представления о родительских позициях, назвав их «родительским авторитетом».

Он выделил несколько типов ложного родительского авторитета:

✓авторитет подавления (вызывает детскую ложь, трусость, жестокость)

✓авторитет расстояния (ведет к отчужденности, снижению ценности семьи)

✓авторитет чванства (формирует высокомерие, авторитарность)

✓авторитет педантизма (формирует пассивность, покорность)

✓авторитет резонерства (приводит к отчуждению)

✓авторитет подкупа (формирует безнравственность, конформизм)

✓авторитет «любви» ( демонстративная любовь формирует неискренность, лживость, эгоизм)

✓авторитет «доброты» («неумный авторитет» слабых родителей формирует эгоизм, авторитарность)

✓авторитет «дружбы» (навязываемая родителями «дружба» формирует беспринципность, цинизм).

  Истинными источниками авторитета А С Макаренко считает достойную жизнь и работу родителей, их «гражданское лицо», их поведение, знание жизни ребенка, помощь ему, чувство ответственности за воспитание Разрабатывая вопрос о родительском авторитете, автор, по сути, сформулировал частную закономерность семейного воспитания чем выше авторитет родителей, тем эффективнее семья как педагогическая система. Основными методами воспитания в семье А С Макаренко называет:

✓родительское требование к себе (и ребенку)

✓родительский авторитет

✓родительский контроль (за собой и ребенком)

✓родительское уважение к семье

✓разумное, в корректной форме сделанное распоряжение

✓наказание (в крайнем случае)

✓поощрение

Главным средством воспитания он считает правильно организованный режим ( определенный, точный). Несомненно, подробное структурирование семьи как педагогической системы, проведенное А С Макаренко, способствовало скорейшему развитию такой отрасли знаний, как семейная педагогика.

Семья первая педагогическая система, в которую ребенок попадает и постоянно в ней находится. Следовательно, слово, дело, поступок, интонация, выражение лица и т д все оказывает воспитательное воздействие на ребенка. Воспитательный процесс в семье внешне лишен той организованности и четкости, какой обладают другие социальные институты с их воспитательными функциями. Воспитание в семье, осуществляется в рамках ежедневного и систематического быта, реализуемого совместно детьми и родителями. Постоянная открытость родителей как воспитателей в поступках, действиях, образе жизни усложняет их воспитательное воздействие, требует постоянного осознания своих родительских педагогических обязанностей, ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

В целом, педагогическая система семьи складывается из следующих компонентов;

✓цель,

✓субъект воспитания,

✓объект воспитания,

✓социокультурная среда,

✓педагогическое взаимодействие как средство воспитания,

✓управление, обеспечением жизнедеятельности семьи, как решающий фактор, стабилизации состояния семьи, как системы.

  Таким образом, с позиции системного подхода семья это педагогическая система, которая складывается из единства всех ее компонентов, находящихся в определенных связях и отношениях, направленных на образование, развитие, формирование личности каждого члена семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

"Семья как педагогическая система и партнёр школы"

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"

Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

Выступление на педагогическом совете "Семья и школа партнёры в воспитании ребёнка".

В помощь классному руководителю в работе с родителями учеников....

«Формирование связи семьи, ребёнка, школы через создание системы воспитания»

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению в...