«Формирование связи семьи, ребёнка, школы через создание системы воспитания»
статья на тему

Хрулина Оксана Галимзяновна

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса зависит многое, зависит судьба как отдельного человека, так и всего человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_vospitaniyu_hrulinoy_o.g.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование связи семьи, ребёнка, школы через создание системы воспитания»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 74

Хрулина Оксана Галимзяновна

Нам доверили ребёнка, беззащитного, хрупкого, который перешагивая порог школы волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба.

Воспитание является важнейшим звеном целостного образовательного процесса. Переступая порог первого класса, ребёнок оказывается в воспитательном пространстве, каждый момент которого в той или иной мере способствует воспитанию детей.

        Я считаю, что приход первоклассника в школу – это новая веха построений его отношений в обществе. Главное, к чему я стремлюсь в своей работе – это воспитание свободных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении, способных отстаивать собственное мнение, достоинство и индивидуальность.

        Целью воспитания детей я вижу в том, чтобы выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

        Я оказываю помощь ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности. Формирую самостоятельность, потребность в творческой деятельности. Развиваю интеллект средствами внеклассной деятельности. Воспитываю общительность, осознание своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу. Способствую созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире, и приобщаю их к национальным традициям. Формирую жизненно важные трудовые навыки, нравственные представления такие ценные качеств и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи. Воспитываю любовь к чтению, развиваю любознательность, любовь к природе, к здоровому образу жизни.

          Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

             Воспитательную работу по оформлению ученического коллектива я начала с психолого-педагогичекого мониторинга. Исследования показаны на рисунке № 1.

           

Рисунок №1.

       Результаты мониторинга показывают положительную динамику в развитии детей. Как видно на рисунке № 1улучшились показатели уровня притязаний и самооценки, снизился уровень тревожности.

        Обучаясь по системе Эльконина-Давыдова, дети имеют высокую активность, с первого класса умеют работать в больших и малых группах, владеют навыками сотрудничества. Под моим руководством к концу учебного года учащиеся сами вырабатывают и утверждают правила, по которым будут строить отношения:

- высказав мнения, спроси: «А вы как думаете?»

      - если есть разные мнения, задайте друг другу вопрос: «Почему ты так считаешь?»

      - если все согласны, можно действовать.  

Такая работа даёт повышение уровня воспитанности, который представлен на рисунке № 2.

 Рисунок № 2

На рисунке показан высокий уровень воспитанности, положительное отношение к труду, учению, дисциплине, бережливости. Устойчиво-положительное отношение к коллективизму и товариществу. Анализируя конкретные поступки детей, используя наблюдения, беседу, анкетирование, метод независимых характеристик, дети в моем классе честные, добрые и отзывчивые.

Учащиеся моего класса активно принимают участие в коллективных мероприятиях разного уровня. Они награждены благодарственными письмами за сотрудничество со школьным музеем, с МДОУ № 466; грамотами в конкурсах «Юные инспектора движения», «Мир глазами детей»,  в акциях «Весенняя неделя добра», «Мы выбираем вместе»; в соревнованиях «Безопасное колесо», «Русские шашки»; дипломами в акции «Помоги памятникам Самары», в празднике «Уголок России – отчий дом»; в фестивалях «Маленькие звёзды Самары», «Восславим творчеством своим Христа, Руси духовное величие!» и др.

Воспитательная система в курируемом мной классе состоит из трёх блоков: учащиеся; родители учащихся; специалисты, работающие с учащимися. Каждый из блоков является системным и делится на локальные подсистемы. В первый блок включены психолого-педагогический мониторинг, работа органа ученического самоуправления, участие в массовых мероприятиях. Ко второму блоку относится проведение родительских собраний; организация недели сотрудничества с родителями; проведение родительских конференций; »Университет педагогических знаний»; консультации специалистов; привлечение родителей к организации праздников, спортивных соревнований, работе кружков. Третий блок содержит сотрудничество с социальными партнёрами; работа с психологом, логопедом, соц.педагогом, врачами.

        С самого начала представляю детям большие возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самостоятельного управления. В своей работе с детьми придерживаюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Самоуправление в классе, как и любого первичного коллектива, складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися. На общем классном собрании выбирается командир класса и его актив. Ребята распределены на экипажи: науки, спорта, труда и порядка, досуга, пресс-центра, заботы. Во главе классного коллектива стоит КУЭ (классный ученический экипаж), состоящий из командиров экипажей. У каждого экипажа свои обязанности, о выполнении которых один раз в четверть отчитываются командиры.

        Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьёй в целом. Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Для того чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, я посещаю каждую семью и знакомлюсь с ней в естественной, неформальной обстановке.

Всё содержание работы с родителями можно объединить в три блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении с классом.

 Я разработала систему взаимодействия учителя и родителей, которая включает в себя:

  • Проведение родительских конференций.
  • Организация недели сотрудничества с родителями.
  • Проведение ежемесячных родительских собраний.
  • Проведение ежегодной диагностики возрастных периодов.
  • Индивидуальные консультации специалистов: психолога, врача-педиатра, социального педагога.

Родители учащихся часто посещают уроки, знакомятся с учебными программами, привлекаются к организации праздников, спортивных соревнований, работе кружков.

          Внеклассную работу я реализую достаточно успешно в самых разнообразных формах. Воспитывая патриотизм и гражданственность у своих ребят, я ежегодно провожу «Уроки России», классные часы «Люблю тебя, моя Самара», где прививаю уважительное отношение к государственным символам России, любовь к родной стране, своему городу. Учащиеся тесно сотрудничают со школьным музеем городов-героев. Они принимают активное участие в чествовании ветеранов войны; организовывают праздничные поздравления, готовят концертные номера. Ученица  Дринь Ирина подготовила экскурсию для учащихся начальной школы  на тему «Москва – Город – Герой». На классных часах о Самаре организовываю встречи с разными, но всегда интересными, духовно богатыми людьми: педагогом-ветераном школы Апаркиной С.М., ветераном войны Ильичевой Н.Н., служителем Ильинской церкви – отцом Виктором. Беседы с этими людьми оказывают сильное влияние на формирование мировоззрения и гражданской позиции детей.

Я создаю все условия для творческого развития детей. Они занимаются в музыкальной школе, изостудии, в танцевальных и хоровых коллективах.

        Особенностью воспитательной системы является то, что благодаря системному подходу удаётся создать уникальное воспитывающее и развивающее пространство. Через интеграцию воспитательной системы класса и внеурочной, досуговой деятельности детей с учётом индивидуальных особенностей, как учащихся, так и родителей. Учебная и внеучебная сферы представляют собой единство развивающего воспитательного пространства. Как в учебном процессе вместо изложения «готовых» знаний проектируем ситуацию, в которой ученик добывает эти знания и умения, так и в воспитательном процессе, вместе со школьниками, проектируем или актуализируем ситуации, в которых учащиеся могут приобрести новый опыт собственной деятельности, новые качества, способности, пробы самоопределения. Таким образом, достигается единство образовательного, воспитательного и развивающего пространства в рамках: семья, ребёнок, школа.

        Актуально является ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания. Дети и родители  осознают историю семьи как часть истории народа. Посредством проектов  «Моя родословная», «Трудовая династия моей семьи», «Мой дом», «Страницы семейного альбома», «Гордость семьи» мы изучаем образы и деяния своих предков,  сохраняем и приумножаем  добрые традиции семьи.

        Результатом моей воспитательной деятельности является: воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через создание учебных проектов с помощью цифровых образовательных ресурсов

     Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через создание учебных проектов с помощью цифровых образовательных ресурсов в условиях    реализации об...