Родительское собрание "В науку нет коротких людей" 2 класс
методическая разработка (2 класс)

Самойлова Светлана Викторовна

Здравствуйте, дорогие мои коллеги! Вот уже второй год мы с вами вместе идём дорогой обучения и воспитания детей. чем только не приходилось заниматься нам, наказывать и требовать, прощать и прислушиваться, верить и надеяться…

Но, согласитесь, вы привели своих детей в школу, в первую очередь, всё – таки за знаниями, поэтому вопросы успеваемости, обученности и умения учиться остаются первостепенными. Как же добиться того, чтобы ребёнок, пришедший в школу, мог соответствовать требованиям, предъявляемых к нему? Как помочь ребёнку справиться с задачами, которые ставит перед ним образовательное учреждение?

«В науку нет коротких путей» - так я обозначила тему нашего собрания. Думаю, будучи родителями второклассников, вы уже ощутили правоту этих слов на себе. Трудно? Требуется много времени и терпения? С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних уроках? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_2_klass.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

В науку нет коротких путей

Здравствуйте, дорогие мои коллеги! Вот уже второй год мы с вами вместе идём дорогой обучения и воспитания детей. чем только не приходилось заниматься нам, наказывать и требовать, прощать и прислушиваться, верить и надеяться…

Но, согласитесь, вы привели своих детей в школу, в первую очередь, всё – таки за знаниями, поэтому вопросы успеваемости, обученности и умения учиться остаются первостепенными. Как же добиться того, чтобы ребёнок, пришедший в школу, мог соответствовать требованиям, предъявляемых к нему? Как помочь ребёнку справиться с задачами, которые ставит перед ним образовательное учреждение?

«В науку нет коротких путей» - так я обозначила тему нашего собрания. Думаю, будучи родителями второклассников, вы уже ощутили правоту этих слов на себе. Трудно? Требуется много времени и терпения? С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних уроках? Что ж, понимаю и разделяю эти чувства, но не опускайте руки.

«Узнать можно лишь тогда, когда учишься, дойти можно лишь тогда, когда идёшь» - гласит вьетнамская пословица. Прислушаемся к этому совету и поучимся тому, чего не знаем.

Что же из себя представляет учащийся 2 класса? Какими особенностями он отличается?

Во второй класс дети приходят уже бывалыми школьниками. Перед адаптации закончен в 1 классе. Теперь каждый из них представляет себе, что ждёт его в школе.

Они рассуждают:

- Думаю, что буду учиться так же хорошо как в 1 классе

- В том году у меня не всё хорошо получалось, плохо писал. Сейчас будет лучше.

Сходные надежды и опасения есть и у вас уважаемые родители.

У первоклассников обычно бывает высокая самооценка.

Во втором же классе самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее у третьеклассников самооценка вновь повышается.  Это явление получило название – феномена вторых классов.

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе. Но опыта мало. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

В первом классе было безотметочное обучение. Второклассники же, сталкиваясь с оценками и отметками, не всегда адекватно к ним относятся.

Оценка это не отметка. Оценка – это процесс оценивания, отметка – результат этого процесса, его условно – формальное отражение в баллах.

Как правило, в школах, учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая к ней комментариев. Поэтому связь между собственной учебной работой и полученной за неё отметкой остаётся скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил -5, а сегодня – 3.

Родители тоже не всегда разъясняют школьнику эту связь. Сами - то вы конечно, в целом понимаете, почему работа оценена так , а не иначе и в большинстве случаев согласны с учителем.

Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее  значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого  - жёсткий, безжалостный, неумолимый. Ребёнок старается удовлетворить или на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

Психолог Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя:

- торжествующая пятёрка

- Обнадёживающая четвёрка

- равнодушная тройка

- угнетающая двойка

- уничтожающая единица.

Связывая своё отношение к ребёнку с его отметкой, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности к себе, мешают развитию интереса к учению.

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.

С какими же трудностями сталкиваются родители второклассников и дети в процессе обучения?

1. Хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

Почему это происходит?

Ответ: нерациональное построение труда, режима дня.

 Или у ребёнка крупные пробелы в учёбе. Типичная ошибка взрослых – прибегать к наказаниям. Ведь дело даже не в том, что ребёнок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может это сделать, так как испытывает трудности, которые его угнетают, он даже не знает как их описать взрослым.

Многие родители – увеличивают и увеличивают время занятий. Это грубая психологическая ошибка.

1,5 – 2 часа на д/з.

2. Дети не понимают задания.  

Что в этом случае делать?

Нужно учить маленького ученика выделять учебную задачу. Учитель задаёт вопрос, школьник говорит – не знаю. Получает -2. Но выслушав ответ товарища , понял, что тоже знает ответ на этот вопрос. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как проявленную по отношению к нему несправедливость, более активные начинают протестовать: Я всё знаю! Я не знал только, что это надо рассказывать.

Ошибка родителей – желая помочь ребёнку показывают ему  решение в готовом виде или ещё хуже всё делают за него сами. Они полагают, что так ему будет легче.

Это неверный путь. И вот почему: невозможно сделать, чтобы один человек учил уроки, а другой в результате этого знал его.

3. Дети испытывают трудности при пересказе текста.

Работа с текстом предусматривает несколько этапов:

Цель первого чтения – ориентировка в материале.

Цель второго чтения – более полно и глубоко уяснить  материал.

Цель третьего чтения – запоминание,  контроль, пересказ.

Рассказ Осеевой «Волшебное слово» - пересказ от лица мальчика Павлика. (Белов М.)

4. Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания.

Важный этап – самоконтроль.

Вроде простая вещь – умение самому оценить, выучил ли ты урок и насколько твёрдо. Но для 2 классника это трудно.

От чего хочется предостеречь родителей.

На первых порах, почти 2 года вы заставляете отвечать вам устные уроки, просматриваете тетради с домашними заданиями, беспокоитесь, всё ли оно взял в школу, собираете ему портфель, следите, чтобы вовремя сел за уроки, что задано и т. д. это всё нужно школьнику на первых порах. Но вы должны помнить, что главная цель заключается в том, чтобы этому всему постепенно научить самого ребёнка, а неи подменять его как можно дольше.

5. Дети испытывают трудности при написании сочинений, изложений.

Больше читать, расширять словарный запас ребёнка, его кругозор.

6. При совместном выполнении домашнего задания между ребёнком и родителями возникают постоянные конфликты. Родитель чувствует себя беспомощным, а ребёнок – раздражённым и агрессивным.

Взрослым трудно представить себе, почему ребёнок искренне не может понять то, что им кажется таким простым и ясным.

Я думаю, вы убедились, что в науку, действительно, нет коротких путей. Но ведь мы не стоим на месте, а значит – обязательно достигнем цели.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первый раз в первый класс"

 Начало школьной жизни — волнующее и прекрасное событие, путешествие в мир знаний и новых отношений. Но одновременно это и колоссальный стресс. Ребенку ...

Родительское собрание"Критерии оценок во 2 классе. Первая оценка и как к ней относиться"

Презентация родительского собрания .Как воспринимать  отметки ребёнка?  Памятка для родителей .Критерии отметки.   Как помочь ребёнку  в выполнении  домашних...

Родительское собрание "Первый раз в первый класс. Школа: реальность и мифы."

Родительское собрание для  родителей  будущих   первоклассников....

Родительское собрание. Садимся за уроки. 2 класс

Здесь представлен материал в виде презентации для родительского собрания. Цель данного собрания: помочь родителям при выполнении детьми домашнего задания. Игры-практикумы, советы, рекомендации....

Родительское собрание " Ваш ребёнок в 3 классе" Учитель Сизых Елена Викторовна, учитель начальных классов, МОУСОШ №6 город Петровск-Забайкальский

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.Но вместе ...

Родительское собрание "Наука быть семьёй"

Современное цивилизованное общество, не смотря на различие государственных политических подходов разных стран, стремится противодействовать насилию и жестокому обращению с детьми. Российское законодат...