Роль родителей в организации проектной деятельности в начальных классах школы
статья

Силиванова Елена Станиславовна

В этой статье я хочу  поделиться  опытом организации проектной деятельности в начальных классах. Я хочу показать важность участия семьи в работе над проектом и исследованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль родителей в организации проектной деятельности в начальных классах школы

В этой статье я хочу  поделиться  опытом организации проектной деятельности в начальных классах. Я хочу показать важность участия семьи в работе над проектом и исследованием.

Мы понимаем, насколько велика роль проекта в учебной деятельности. Такая работа повышает интерес к различным школьным предметам, развивает учебную мотивацию, оказывает влияние на уровень знаний детей.

Может показаться, что маленькие дети не могут сами работать над проектом. Что вся работа выполняется руководителем и родителями.

На самом деле, это тот возраст, когда ребёнку всё интересно, он любознателен, стремится наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,  смело готов взяться за  любую работу.   И тогда важно сохранить этот интерес, помочь, научить, а ещё важнее поддержать юного исследователя.  

И тут на помощь приходим мы – учителя. Без  помощи, без сопровождения  проектная деятельность будет формальной и неинтересной ученику.

В начальной школе любой эксперимент – это часто семейная деятельность, так как дети сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому  первые шаги в проектной деятельности мы выполняем и под руководством учителя,   и  при активном участии родителей. В тоже время, важно подсказать родителям,  как сделать так, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие дети в семье не брали на себя большей части работы над проектом, лишая ребёнка творческого поиска и самостоятельности.

 Хорошо, если родители ребёнка имеют опыт работы над проектом, но чаще бывает так, что  родители не знают, как помочь. И работа учителя заключается в том, чтобы в первую очередь сориентировать родителя, подсказать последовательность работы, помочь идеей и подсказать, каким должен быть результат.  И тогда учитель становится руководителем команды, в состав которой входит ребёнок и вся его семья.

Почему именно родители – главные участники проекта?

Во-первых, проект включает в себя  наблюдение, эксперимент. Такая работа занимает длительное время, часто несёт регулярный характер.

 Например, в работе «Живая природа может предсказать дождь»  второклассник Тимошенко Дима во время летних каникул наблюдал за тем, как ведут себя веточки ели перед дождём, измерял, насколько веточки опускались к  земле,  и что происходило в сухую погоду. В третьем классе  работая над проектом «Изменение формы сливы, в процессе её роста» Дима с мамой сшил мешочки для сливы необычной формы и наблюдал, какую форму приобретает слива за время роста. А вот тема «Места Санкт-Петербурга связанные с космосом», заинтересовала не только первоклассника Стефана Николаева, но в большей степени и его маму. Мама Стефана очень хотела показать все эти места  сыну.  Сначала пришлось собрать сведения о музеях, обсерваториях, памятниках, названиях улиц и станций метро, а потом Стефан с родителями отправился в длительное путешествие.  А результатом работы стал путеводитель по космическим местам Петербурга. И разве это не польза для маленького исследователя?

Во-вторых, ученик начальных классов не имеет опыта представления результата своей работы. Кто как не родители могут научить ребёнка и работе с электронными презентациями, и подготовке другого материала для представления проекта. Учитель, чаще выполняет роль руководителя, который контролирует процесс исследования, создания работы и презентации. Семья же становится исполнителем.

В – третьих, в ходе проектной деятельности родители многому учатся сами и получают возможность взаимодействовать с ребёнком. На родительском собрании происходит ознакомление с основными этапами проектной деятельности и формами возможного участия каждого ребёнка в ней. Во время консультаций происходит выдвижение первоначальных идей. Выбор самой интересной и увлекательной, лучшей для реализации идеи.  Планирование этапов проектной деятельности. Определение практических шагов и сроков  выполнения работы.

В дальнейшем идёт изучение теоретического материала по теме проекта. Взрослые организуют поход в библиотеку, музей, на выставку, помогают найти книгу в книжных магазинах. Планирование практической части работы - проведение опроса, наблюдения,  эксперимента,  интервью, беседы.  Анализ - оценка и самооценка проекта.  Взрослые члены семьи могут подсказать, как оформить работу, как описать свою гипотезу и понять, удалось ли её подтвердить, дополнить или опровергнуть. Полезно вместе обсудить достоинства и недочеты своей работы, обязательно нужно отметить реальные достижения ребенка и  запланировать дальнейшее изучение темы. Защита презентации проекта.  Вместе со взрослыми ученик репетирует выступление, необходимо помочь снять волнение перед защитой проекта.

В ходе работы над проектом родители могут выступать в нескольких ролях: консультировать и решать оперативные вопросы, помогать составлять план действий и следовать ему, участвовать в подготовке презентации. Но они  не должны забывать, что главная их задача: «Помогать и сопровождать». Не нужно выполнять работу «за» или «вместо» ребёнка. Семья и педагоги - это две силы, роль которых в процессе становления личности каждого ребёнка очень важна.  Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие педагога и родителей, сколько взаимопонимание, взаимодополнение – взаимное сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...

Организация проектной деятельности в начальных классах

В данной статье я описываю технологию проектной деятельности в начальной школе....

Организация проектной деятельности в начальных классах (описание опыта)

Описание опыта работы учителя начальных классов по организации проектной деятельности в начальных классах....

Роль педагога в организации проектной деятельности в начальной школе

В данной статье освещены вопросы проектной деятельности в начальной школе и роли педагога в ней. Материал предназначен для учителей, работающих с детьми младшего школьного возраста....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....