Нетрадиционные формы работы с родителями младших школьников.
статья (1 класс)

Вознюк Алла Алексеевна
  • Повысить уровень родительской компетентности;
  • Гармонизировать семейные и родительско-детские отношения;
  • Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания младшего школьника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители  лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители  исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители  критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Таким образом было решено искать новые формы работы с родителями.

Был составлен паспорт каждой семьи, который содержал статистические данные. На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей. Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы

  • Повысить уровень родительской компетентности;
  • Гармонизировать семейные и родительско-детские отношения;
  • Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка.

Как это повлияет на развитие ребенка:

  • Улучшится эмоциональный климат в семье;
  • Упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
  • Изменится  в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься со способностями ребенка;
  • Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
  • В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.