Нетрадиционные формы развития познавательной деятельности младших школьников на примере проведения общегимназического конкурса «Лимерик»
методическая разработка

Шлеткова Оксана Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл limeriki_gimnaziya.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Секция № 5  

Нетрадиционные формы развития познавательной деятельности младших школьников на примере проведения

общегимназического конкурса «Лимерик»

 

Шлеткова Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР  

МБОУ  «Гимназия №5»

Россия,

Московская обл,, г. Балашиха

Е-mail: oshletkova@yandex.ru

 «Писать стихи – не сложно.

Главное – это понять, как они устроены.

А когда вы поймете, как устроены стихи,

почувствуете их ритм, музыку,

услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение –

вы увидите, что писать стихи не так уж сложно»

М. Шварц

Всем известны русские частушки. Их пели в деревнях, соревнуясь в голосе и остроумии. Но не всем известно, что у русской частушки есть брат! И пусть не родной, но уж двоюродный - точно! Те же темы из жизни, тот же незатейливый юмор и тот же интерес, что он вызывает.  Это лимерики!  Читать, не скрою, интересно, но ещё увлекательнее писать самим! Мы попробовали в гимназии. И у нас получилось!

Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Сочинять стихотворения -  это наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка, связанный с его общим развитием. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством, так как само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребёнок говорит, думает.

Как известно, стихотворение – одна их форм монологической речи. Работа с такой формой монологического текста благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Процесс овладения лексическими единицами на практике оказывается трудоемким, зачастую приобретает механический характер заучивания, что не позволяет ни расширить словарный запас, ни раскрыть творческий потенциал учащихся. Существует такой прием в обучении с целью увеличения лексического запаса, как лимерик - одной из форм поэтического народного творчества.

     Лимерик - это короткое юмористическое стихотворение, основанное на обыгрывании бессмыслицы. Их сочиняли многие поэты и прозаики - Льюис Кэрролл,  Редьярд  Киплинг, Марк Твен, но отцом этого жанра является Эдвард Лир, известный английский поэт и художник, король поэзии нонсенса. Именно он активно придавал своим фантазиям характерной для лимериков стихотворной формы. Хотя — вот парадокс — сам автор никогда не называл собственные творения лимериками, используя взамен термин «нонсенс». Первая «Книга нонсенсов» вышла в 1846г. и была переведена на все языки мира.

Слово «лимерик», по предположению ученых, возникло от названия ирландского города с одноименным названием. Жители этого городка любили развлекаться таким образом — составлять небольшие стишки с фантазийным содержанием. Однако, по другим данным, такие же поэтические произведения с успехом сочиняли и другие англичане, начиная с ХІІІ века.

Русских писателей создающих лимерики, в наше время известно очень мало. В основном из русских писателей были только те, которые занимались переводом английских лимериков: Григорий Кружков, Самуил Маршак, К.Чуковский, которые и познакомили наших детей с Робином Бобинном, с Джеком, который построил дом и многими другими произведениями.

Лимерики – это прекрасная возможность развивать творческие способности ребёнка, приобщать его к миру литературы и мирового искусства. А так как лимерики это узаконенная нелепица, такое сочинение доставляет детям огромное удовольствие. Сочиняем лимерики на уроках и на занятиях внеурочной деятельности. Работа эта может продолжаться дома с родителями. Не могу сказать, что все дети усвоили механизм сочинения лимериков, но большинство с удовольствием складывают рифмы, и сам процесс совместного творчества всем очень нравится.  Лимерик тем и хорош, что представляет  из себя смешную нелепицу. Чем смешнее и неправдоподобнее получается, тем больше стихотворение похоже на лимерик.

Подводя итоги, хочу отметить, что в  результате проведённой работы речь детей стала более свободной, развернутой. Они перестали бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.

ПАМЯТКА

Как писать лимерики?

Лимерик – это стихотворная форма состоящее всегда из 5 строк, появившаяся в середине ΧΙΧ века в Ирландии и названная в честь города Лимерика. Жители этого городка любили развлекаться таким образом — составлять небольшие стишки с фантазийным содержанием. Однако, по другим данным, такие же поэтические произведения с успехом сочиняли и другие англичане, начиная с ХІІІ века.

Герои лимериков – большие чудаки и чудачки, которые совершают различные невообразимые поступки, чем и привлекают внимание читателей.

Лимерики  легко придумать, так как они имеют четкую структуру строения, изменять которую нельзя. Четко выполнив  алгоритм создания лимерика, Вы получите собственное стихотворение. Оказывается, поэтом может стать каждый, пусть даже сочиняя шуточные стихи - лимерики.

Хочешь попробовать себя в роли поэта? Не медли. У тебя обязательно все получится! Только сначала прочитай несколько интересных лимериков Эдварда Лира и выучи основные правила написания шуточных стихов.

Итак, давайте создавать лимерики!

Лимерик состоит всего из 5 строк.

1 строчка -  в первой сроке нужно познакомить читателей с героем и местом его проживания (кто и откуда?); 

2 строчка – вторая строка всегда рассказывает о действиях, совершенных придуманным персонажем, или о событиях, которые с ним произошли (что сделал? обладает качеством);

3-4 строчка – ну, а дальше нужно сочинить окончание приключений -  самое интересное (что из этого получилось?);

5 строчка – реакция людей на этот поступок.

Окончания первой и последней строк стихотворения повторяются. Но это условие ты можешь выполнять по желанию.

Например:

Пожилая старушка из Бреста

Утром шляпу слепила из теста.

Выпьет чаю глоточек

И от шляпы кусочек

Съест на завтрак старушка из Бреста.

Сочиняя  лимерики надо  следовать  определенному размеру и системе рифмовки, но главное в лимерике — заведомая бессмыслица, сгущенная до такой степени, что становится смешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок как форма активизации познавательной деятельности младших школьников

В статье описывается значение кружковой работы по русскому языку....

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

проект "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"

проект по теме "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...