консультация для родителей "Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр".
материал

Коновалова Наталья Николаевна

консультация для родителей"Развитие речевой активности детей посредством развивающих игр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-tsiya.docx92.1 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

Консультация для родителей

«Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

Коновалова Н.Н.

воспитатель МКДОУ № 303

2021 г.

Консультация для родителей

«Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».

 

Вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во- вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и с взрослыми.

Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Существует множество игр, скороговорок, незамысловатых упражнений по развитию речи, которые легко можно использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

Именно вы, родители, должны создавать необходимые условия:

побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать его жизнь и помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.

Читайте систематически с детьми вслух лучшие произведения детской литературы с последующим обсуждением прочитанного. Ребята привыкают к чтению, слушают охотно, со временем смогут ответить на любые вопросы по тексту, впоследствии даже сами будут просить прочитать полюбившиеся им книги.

Дорогие родители, активно используйте в совместной деятельности с вашими детьми развивающие игры. Игры интересны для дошкольников, эмоционально захватывают их. 

Именно развивающие игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые необходимо, как мы считаем, ему дать. Развивающие игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать. В итоге она помогает развивать умственные способности детей.

Предлагаю вам систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей:

Игра «Узнай по описанию»

Вы называете признаки предмета, а ребенок должен угадать слово. Например, если вы загадали существительное «апельсин», то называете прилагательные «круглый», «твёрдый», «полезный», «оранжевый», «кисло-сладкий». Затем можно поменяться ролями: ребенок будет загадывать вам слова. А если взрослый намеренно с большим трудом будет отгадывать загадки ребенка, то от этой игры будет не только польза, но и огромное удовольствие.

Игра «Подбери слово»

Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, к слову «зима» он должен подобрать такие прилагательные, как «холодная», «снежная», «морозная». К существительному «снег» – прилагательные «белый», «пушистый», «чистый», «сверкающий», «лучезарный», «мягкий», «рыхлый», «липкий» …

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребенок первым произносит слово, а родитель подбирает к нему антоним.

Игра «Кто что умеет делать»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Вы задаете вопрос: «Что умеет делать кошка?». А ребенок должен ответить, что она мурлыкает, выгибает спину, царапается, прыгает, спит, играет и т.д.

Игра «Только весёлые слова»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

Игра «Поймай слог»

Взрослый называет ребенку слог, а он должен «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Взрослый говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» это слова – приятели.

Аналогичные задания на следующие словосочетания:

— Чистый воздух (свежий воздух).

— Чистая вода (прозрачная вода).

— Чистая посуда (вымытая посуда).

— Самолёт сел (приземлился).

— Солнце село (зашло).

— Река бежит (течёт, струится).

— Мальчик бежит (мчится, несётся).

Игровое упражнение «Если бы…»

Предложите ребенку пофантазировать на такие темы, как:

— «Если бы я был волшебником, то …»

— «Если бы я стал невидимым…»

— «Если весна не наступит никогда…»

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Ребенку предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы родителя.

Например: Бабушка приготовила вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)

Папа купил вкусные конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

Дети идут в школу, чтобы …

Успехов вам, уважаемые родители, в воспитании любимых чад!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы

На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницой, ведущей к вершинам образованности. Поэтому, если книга займёт первостепенное место в образовательном ...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет" во 2-ой группе раннего развития...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Коррекция нарушения речевых у детей посредством логоритмических игр и упражнений

Для детей с речевыми нарушениями само двигательное задание представляет большую трудность, не говоря уже о выполнении его под музыку.Принимая во внимание, что при нарушении речи ча...