Статья по теме: «Обучение чтению и письму в ГПД учащихся 1 класса»
статья (1 класс)

Докиенко Оксана Александровна

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного овладения которыми обучение будет затруднено или просто невозможно....     

Данный материал помогает раскрыть причины затруднений детей при обучении чтению и письму в 1 классе и содержит рекомендации по устранению данных затруднений. 

Статья будет интересна учителям начальной школы и родителям учащихся 1-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Трудности обучения чтению и письму в 1 классе»

Выполнена

Воспитатель ГПД

Докиенко О.А.

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.

Вот  характерные особенности детей, затрудняющие обучение чтению и письму:

 – леворукость

– гиперактивность

 – медлительность

 – без ярко выраженных особенностей.

Леворукие

1.Пишет медленно.

2.Пишет левой рукой.

3.Зеркальное изображение букв.

4.Неряшливый почерк.

5. Не видит строчку.

6.Пропускает буквы, заменяет при письме и чтении.

7. При чтении путает похожие буквы.

8. Медленно читает.

Гиперактивные.

1. Легко отвлекается на любую помеху.

2. Самостоятельно работать не может.

3. Очень подвижен.

4. С трудом удерживает внимание.

5. Дрыгает ногами, руками, крутится.

6. Очень разговорчив.

7. Отключается от выполнения задания.

8. Почерк неряшливый, много исправлений.

9. Не дописывает буквы.

10. При чтении теряет слова, строчку.

11. Хорошо работает 3 – 5 минут

Медлительные.

1. Делает все очень медленно.

2. С трудом переходит от задания к заданию.

3. Пропускает буквы, слова при чтении и письме.

4. Пишет и читает очень медленно.

5. Небрежный почерк, буквы разной величины.

6. Может читать то медленно, то быстро.

7.Плохо пересказывает.

8. Не видит строку.

Без ярко выраженных особенностей.

1. Пропускает буквы при чтении и письме.

2. Под диктовку пишет с ошибками.

3. Путает  похожие по написанию буквы.

4. Почерк неустойчивый.

5. Быстро устает.

6. Задания хорошо выполняет, когда есть желание.

Для каждой категории детей разработаны специальные рекомендации, учитывающие их характерные особенности.

Леворукие дети

1.Ребенок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.

2. При письме и рисовании свет должен падать справа.

3. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребенком траекторию движения руки. Это поможет ребенку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребенок должен еще самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.

4. Полезно сделать для ребенка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.

5. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники.

6.Леворукому ребенку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для  развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.

7.Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма.

Гиперактивные дети.

1.старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка..

2.Избегайте категоричных слов и выражений, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

3.старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» - лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

4.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

5. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

7. Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту»

8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.

Медлительные дети

1.Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения.

2. Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости.

3.По возможности разгрузите ребенка, снимите все дополнительные нагрузки.

4. Организуйте работу над домашними заданиями так, чтобы они выполнялись не вечером, а в период с трех до пяти дня. Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

5.Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность.

6. Помните, вашему ребенку нужно время на раскачку. Нужно облегчить ему выполнение всех повседневных дел, и помочь в этом может четко организованный режим дня.

7. Продленка - не для медлительных детей.

Не рассматривайте их как личную трагедию, старайтесь не показывать своего огорчения, не отчаивайтесь. Ваша главная задача – помочь ребенку. Вы должны принимать и любить его таким, какой он есть, - тогда ему будет легче и в школе.

- В каждой группе есть свои проблемы, но и еще есть общие. Для детей, которые испытывают общие трудности рекомендации, дает психолог.

4. Подведение итогов

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАННЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья для провдения педсоветов, педчтений и пр....

Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»

Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....

Методичка на тему: "Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам учащихся с ТМНР" по предмету "Адаптивная физическая культура"

Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями раз...

Статья на тему "Обучение оптимальному чтению младших школьников"

Статья касается проблемы обучения оптимальному чтению младших школьников, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной....

Статья на тему: «Обучение и воспитание в коллективе с помощью игровой технологии»

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социал...

Метапредметный урок (русский язык, литературное чтение, технология) «Письма военных лет». 4 класс. Тема «Письма военных лет»

Цели и задачи: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны. Сформировать представление о празднике Дне Победы. Дать представление о жизни ...