"Тьютор - профессия будущего!
статья

Снегирева Екатерина Михайловна

Данная статья рассказывает о такой нужной и пока редкой  профессии как тьютор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutor_-_professiya_budushchego.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тьютор – профессия будцщего?!

К сожалению, сегодня растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном обществе отношение к «особенным» людям кардинально изменилось, современный мир готов понять и принять людей с ОВЗ, дать возможность получить образование, социализироваться, стать полноценным членом общества. Система образования тоже не стоит на месте и сегодня право на образование имеют абсолютно все. Но если нормотипичным детям вход в образовательный процесс дается легко, то ученикам с ОВЗ нужна помощь в адаптации, учебе и социализации. Таким помощником и проводником в образовательное пространство является такой специалист, как тьютор.

Как оказалось, общество не совсем понимает кто такой тьютор, это новая для нас профессия. Слово «тьютор» имеет английское происхождение и в дословном переводе означает «наставник». Традиционно тьютором в системе западноевропейского высшего образования назывался человек, который помогал студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию: выбирать из всего многообразия курсов и семинаров те, которые ему подходят больше всего.

В российском образовании тьюторы появились вследствие направленности на индивидуализацию образования. Первоначальное закрепление тьютора как особой педагогической единицы произошло в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе „Квалификационные характеристики должностей работников образования». И там тьютор понимается именно как наставник, отвечающий за индивидуализацию образовательного маршрута ребенка, в том числе, например, ребенка, проявившего выдающиеся способности.

Таким образом, тьютор может быть наставником абсолютно любого ребенка, если мы говорим о том, что современные образовательные учреждения обязаны подстраиваться под индивидуальные особенности детей. Но если речь идет о связке «тьютор-ребенок с ОВЗ», то роль тьютора может кардинально поменяться. Тьютор из наставника превращается в сопровождающего, который непрерывно участвует в образовательном процессе для того, чтобы помочь включить ребенка с особыми потребностями в учебу. С 26 января 2017 года вступил в силу профессиональный стандарт тьютора, в котором в частности говорится, что функции тьютора заключаются в следующем:

– Педагогическое сопровождение учащихся, в том числе с ОВЗ

– Организация образовательной среды

– Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов

Роль тьютора не ограничивается лишь сопровождением ребенка. Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого является координация взаимодействия между основными участниками образовательного процесса - самим ребенком, сверстниками, учителем и родителями ребенка.

Почему же потребность в тьюторах так высока сегодня? Во-первых, это связано с тем, что вступивший в силу закон «Об образовании», а также специальные ФГОСЫ для детей с ОВЗ законодательно закрепили необходимость обучать абсолютно всех детей. И более того, родитель более не обязан искать для своего особенного ребенка особенную школу. Закон дает родителю возможность выбирать образовательную организацию, в которую будет ходить ребенок. Это может быть и самая обычная школа рядом с домом. У нас больше нет необучаемых детей. И нет никаких законных оснований для школы отказать ребенку в приеме на основании его «особенности».

Благодаря этому, школы столкнулись с совершенно новой для них ситуацией и оказались не готовы к этому–прежде всего, в силу отсутствия навыков и опыта работы с «особенным» ребенком.  Даже коррекционные школы зачастую впервые столкнулись с такой категорией детей, как дети с эмоционально-волевыми и поведенческими проблемами –а это практически все дети с расстройством аутического спектра. В современном обществе отношение к «особенным» людям, в том числе и детям стало более толерантно. Родители детей с РАС хотят, чтобы их дети социализировались, привыкали к новой для них обстановке и обществу. Как показывает практика и многочисленные научные исследования, нахождение в коллективе сверстников благотворно влияет на развитие, социализацию и адаптацию детей с РАС.

Какие же задачи стоят перед тьютором? Главное задача тьютора –помочь ребенку стать частью образовательного процесса и социума. Тьютор осуществляет помощь, постепенно «уменьшая» подсказки (от прямой физической подсказки до вербальной). Если ребенок чего-то не понял или не уловил задание, тьютор не должен повторять для него задание. Грамотный тьютор напомнит ребенку, что можно поднять руку и попросить учителя повторить задание. Тьютор -посредник между ребенком и учителем, между ребенком и его сверстниками, он помогает разрешать сложные ситуации, направляет деятельность ребенка, использует возможности и ресурсы ребенка для эффективного обучения, преодоления коммуникационных барьеров. Кроме того, в задачу тьютора также входит обучение ребенка навыкам самообслуживания, если они не сформированы по возрасту. Таким образом, обучающий процесс во время школьного дня не прекращается ни на секунду.

Кому положен тьютор? Главным основанием для получения услуги тьютора является заключение психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Заключение ПМПК действует в течение всего времени обучения ребенка на той или иной ступени образования. Впрочем, при необходимости родитель может пройти ПМПК в любое время –если необходимость существенно поменять программу или набор специальных образовательных условий. При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение. Хорошая организация будет заинтересована в том, чтобы пойти навстречу. Если в школе отсутствует тьюторство, можно выступить с предложением организовать такую практику на родительском собрании, ведь специализация тьютора не ограничивается взаимодействием с ребятами, которые отличаются от остального коллектива. 

 В большинстве случаев профессиональные тьюторы работают в общеобразовательных учреждениях с инклюзией и адаптированной программой. Дипломированных специалистов пока ещё не очень много, поэтому этой деятельностью занимаются подготовленные социальные педагоги и воспитатели, волонтёры, а иногда даже и родители детей с ОВЗ. Потребность в профессиональных тьюторах сейчас только возрастает.

В российских вузах лишь недавно появилось данное направление подготовки. Специальность «тьютор» можно получить в педагогических вузах, в которых есть кафедры и факультеты по данному направлению. Специалисты образовательных учреждений также могут заниматься этой деятельностью профессионально, закончив курсы по повышению квалификации в данной сфере. Действующее законодательство предусматривает введение в штатное расписание образовательных организаций должность тьютора и ассистента для сопровождения детей с ОВЗ. Если ребенок имеет инвалидность и учится по адаптированной программе, он может претендовать на тьютора. Тот факт, что тьюторство возникает как отдельная тема в методичке для родителей детей с ОВЗ, свидетельствует о том гигантском шаге вперед, который произошел в общественном сознании и нашем образовании. И этот шаг –только начало большого пути по превращению наших образовательных учреждений в среду, дружелюбную по отношению к особенными детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подменный воспитатель- профессия будущего.

В этой статье  я описываю,  профессию подменный воспитатель, которая  поможет основному учителю образовательной школы сделать процесс образования более качественным и  эффективным....

Исследовательская работа "Что знают мои ровесники о профессии будущего?"

Презентация и рабочий материал исследовательской работы "Что знают мои ровесники р профессии будущего?"...

Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»

 Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...

Проект "Компьютерные инженеры - профессия будущего"

Проект "Компьютерные инженеры - профессия будущего" знакомит младших школьников с профессиями будущего. интересно ли им знать какие профессии будущего существует уже сегодня. Подробно раскры...

Психолог - профессия будущего!

В рамках ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " Я выбираю профессию",  ознакомление детей с профессиями родителей....

Презентация "Профессии будущего"

Творческая работа воспитанников студии "Макраме" на тему профориентации "Профессии будущего". Детский взгляд и ответ на вопрос - какие профессии будут актуальны в будущем....

Рабочий лист по осмысленному чтению .3 класс. Текст "Профессии будущего"

Рабочий лист по осмысленному чтению .3 класс. Текст "Профессии будущего"...