Профессия дефектолог. Кто такой дефектолог?
статья

Манкулиева Диана Рустамовна

Статья-интервью написана для газеты. В ней содержатся ответы на основные вопросы родителей, которые впервые встречаются с учителем-дефектологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_intervyu_v_mtsenskiy_kray_-_fevral_2021.docx389.96 КБ

Предварительный просмотр:

Профессия дефектолог. Кто такой дефектолог?

Сегодня во всем мире растет число детей с различными нарушениями в развитии, которые нуждаются в помощи специалистов различного профиля. Родители часто задают вопрос: “К кому обратиться в случае наличия у ребенка тяжелого нарушения речи, к логопеду или дефектологу?” Подобные вопросы могут возникать из-за того, что родители не  совсем правильно представляют себе работу этих специалистов. И сегодня мы об этом поговорим с практикующим дефектологом МБУ г. Мценска «ППМСП – Центр» - Дианой Манкулиевой.

1. Диана, расскажите, пожалуйста, кто такой дефектолог?

За многие годы своей трудовой деятельности я часто сталкиваюсь с подобными вопросами родителей. Прежде всего, хочу пояснить, что дефектология – это наука о психофизических особенностях детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания и обучения.

Соответственно,  дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками. Сразу хочу отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики.

2. Зачастую родители путают логопеда с дефектологом и наоборот. В чем разница между этими двумя профессиями?

Основное отличие – это сфера компетенции специалиста

Учитель - логопед – это специалист, занимающийся профилактикой, диагностикой и коррекцией нарушений речи у ребенка. Также логопед должен уметь устранять речевые нарушения у детей с сочетанными патологиями, например, нарушения речи у детей с ДЦП, умственной отсталостью, задержкой психического развития (ЗПР).

Активизация речи у неговорящего ребенка – это прерогатива логопеда. Дефектолог в данном случае может помочь лишь с адаптацией и с формированием начальных навыков учебной деятельности, но не ликвидирует проблему отсутствия речи. В случае отсутствия речи нельзя ждать наступления 4-5-летнего возраста, а следует начинать логопедические занятия как можно раньше.

Основной же задачей в работе учителя - дефектолога является коррекция (исправление проблемы) и компенсация (возмещение) недостатков развития, которые существуют у ребенка.

Дефектолог в узком значении – это чаще всего олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физические и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит и подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе. 

Таким образом,  в первую очередь учитель - дефектолог работает над развитием психических процессов (мышления, разных видов восприятия, внимания, памяти), формированием навыков игровой, учебной деятельности и социально-бытовой ориентировки.

Еще раз повторю, что в обязанности дефектолога не входит коррекция тяжелых нарушений речи.

3. Диана, когда нужны занятия логопеда, а когда - дефектолога?

Занятия логопеда нужны в тех случаях, когда у ребенка имеется нарушение речи. Занятия дефектолога необходимы в случае, если у ребенка имеется первичное (ЗПР, умственная отсталость) либо вторичное (как следствие тяжелого нарушения речи) отставание в развитии познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти и т.д.). Занятия с дефектологом также рекомендуются детям, у которых есть стойкие затруднения в овладении математикой (дискалькулия).

Детям, не имеющим нарушений познавательной деятельности, в занятиях с дефектологом необходимости нет.

И в завершение хочется сказать:

Уважаемые родители! Помните, что ваш ребенок нуждается в вашей вере в его маленькие на первый взгляд победы, в вашей бесконечной любви к нему. Не забывайте поощрять его за самые «незначительные» (для вас) успехи, учите преодолевать трудности. А мы, специалисты МБУ г.Мценска «ППМСП-Центр», всегда готовы прийти вам на помощь. Ждем вас по адресу: г. Мценск, ул. Ленина, д. 15. , тел.2-89-12

Желаю удачи вам и вашим детям!

Д. Манкулиева, учитель-дефектолог

МБУ г.Мценска «ППМСП-Центр»

F:\ФОТО\фото\фото на аттестацию\IMG_9363.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...

Классный час по теме:"Что такое профессия.Какие бывают профессии" 1 класс

Классный час предназначен для обобщения знаний обучающихся о профессиях,содержит игры "Закончи пословицу","Аукцион", "Отгадай загадку"...

Урок-беседа: «Что такое профессия? Какие бывают профессии?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области    Урок-беседа: «Что ...

Внеклассное занятие по теме: «Профессия. Что это такое?»

Профессия-это труд, которому человек посвящает  свою жизнь. О некоторых, самых распространенных, мы с вами поговорим. Поговорим о том, как возникли профессии. Профессии возникли тогда, когда появ...

КРЗ с дефектологом 1 класс "Мир профессий"

Коррекционно-развивающее занятие с учащимися 1 класса с ЗПР...