Все о дисграфии
консультация (1 класс)

Простыми словами дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕ О ДИСГРАФИИ

Простыми словами дисграфия — это нарушение письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках. Дисграфию выделяют примерно у половины младших школьников и трети учеников среднего звена, что говорит о стойкости нарушения: если не помочь устранить его, самостоятельно оно не пройдёт.

Симптомы

Самостоятельно распознать дисграфию не так просто, потому что её можно спутать с началом освоения норм языка или незнанием грамматики. Например, если ребёнок неправильно пишет слово, он может просто не знать все правила или буквы. При патологическом нарушении ошибки на письме не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила: они однотипные и повторяющиеся. 

Родителей должно насторожить, если ребёнок:

  • меняет буквы на похожие;
  • пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
  • пропускает и переставляет буквы в словах;
  • неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
  • отзеркаливает буквы;
  • пишет неразборчиво.

Рассмотрим виды дисграфии и разберёмся, как именно они проявляются.

Виды

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные. 

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания. 

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби), 
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа), 
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД), 
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина), 
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер). 

При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.

Оптическая

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Аграмматическая

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист». 

Артикуляторно-акустическая

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом». 

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

 Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Смешанные виды

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

Причины появления 

Условно все причины можно разделить на две большие группы:

  • органические — недоразвитие или поражение головного мозга: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингит, энцефалит, инфекции и соматические заболевания.
  • социально-психологические — билигвизм в семье, нечёткая речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребёнка со стороны взрослых и ранее обучение грамоте.

Профилактика

Всю профилактику дисграфии можно свести к развитию высших психических функций (ВПФ) до начала освоения письма. В этом помогают игры на развитие памяти, мышления, внимания, речи, воли, воображения, а также крупной и мелкой моторики. Можно отдать ребёнка в спорт или музыку, что улучшит координацию и общее и речевое развитие. 

Диагностика

Всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы выявить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.

Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:

  • анализирует письменные работы на типичные ошибки;
  • изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
  • исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
  • оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
  • проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.

Все наблюдения заносятся в протокол, в конце которого составляется логопедическое заключение.

Коррекция

Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.

Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.

Упражнения для работы дома

Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.

Лабиринт

Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.

Найди меня

Для развития внимания предложите ребёнку картинки, где спрятаны буквы, цифры и фигуры. Задача — найти все.

Графический диктант

Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Ищи

Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.

Если в школе прогресса не видно, одним из вариантов может стать онлайн-школа на семейном обучении. Например, «Домашняя школа Фоксфорда».

Как же в этих причинах разобраться учителю класса и родителям? Как увидеть учителю этих «особенных» детей? Что должно насторожить родителей? Обращали ли вы внимание, как ваш ребенок держит карандаш, ручку, ложку? 
Вы удивитесь, что общего между карандашом и ложкой. Общее между ними – это захват пальцами: удерживаются оба предмета большим и указательным пальцами, а на среднем пальце и ручка, и карандаш лежат. Это правильный захват. От правильного положения ручки будет зависеть как качество письма, так и его темп. 
Почерк формируется медленно, не один год. Многие ученые придерживаются мнения, что почерк должен быть разборчивым, а письмо – без ошибок и помарок. У взрослых людей некрасивый почерк не вызывает проблем в жизни. У ребенка качество почерка зависит от функционального состояния. Если первоклашка устал или нездоров, многократное переписывание не даст положительного результата. 
Учителей, обычно больше беспокоят дети с плохим почерком. Гораздо меньше они обращают внимание на первоклашек, которые медленно пишут, заменяют и пропускают буквы в словах, «зеркалят» буквы. Этим детям советуют больше писать. А ведь именно эта группа учащихся должна насторожить учителя больше всего. 
Родители, увидев в тетрадях детей, например, пропуски или замены букв в словах, считают, что их ребенок просто-напросто невнимательный. Такие ошибки очень часто родители и учителя называют «глупыми». Логопеды же, анализируя характер ошибок, выделяют следующие: – замены букв (б – п, д – т, ш – щ, з – с, ч – ц, и т.д.); – пропуск букв, слогов, недописывание слов, написание лишних слогов; – медленный темп письма; – зеркальное написание букв; – слитное написание слов и т. д. 

Эти ошибки называются специфическими. Наличие таких ошибок в письменных работах говорит о нарушении письма, или дисграфии. В чем причина возникновения нарушения письма? Какие дети входят в группу риска? Причин очень много. Ученые их обсуждают и спорят. 
Одни авторы считают, что существует наследственная предрасположенность к нарушениям письма (К.Лонай, М. Сум), т. е. ребенок наследуют от родителей незрелость определенных отделов головного мозга и испытывает примерно те же трудности в овладении письмом, что и родители. 
Большая часть ученых считает, что причина нарушений и письма и чтения носит органический и функциональный характер. Чаще всего нарушение письма, как и чтения (дисграфия и дислексия) встречается у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, с минимальными мозговыми дисфункциями, с тяжелыми речевыми нарушениями, у детей с нарушением слуха и зрения. 
Логопеды утверждают, что дисграфия может проявиться и у детей с сохранным интеллектом.

В группу риска входят дети: 

  1. Часто болеющие, имеющие недостаточное физическое развитие, хотя их интеллектуальное развитие достаточно высоко. Школьные проблемы возникают в результате высокого физического напряжения в ходе учебной деятельности.  2) У медлительных детей и левшей часто встречаются в письменных работах специфические ошибки.  3) Дети с нарушением или задержкой в развитии моторных функций тоже с трудом осваивают процесс письма. В дошкольном возрасте эти дети настораживают родителей нежеланием рисовать, лепить, работать ножницами, завязывать шнурки и застегивать пуговицы, а в школе не могут освоить конфигурацию букв, медленно пишут, у них отмечается дрожание руки.  4) Дети с нарушением фонематического восприятия (не умеющие различать на слух близкие по звучанию звуки: глухие – звонкие согласные, свистящие – шипящие и т. д.) на письме путают буквы, обозначающие эти звуки. 5)  Дети с нарушением звукопроизношения не могут четко произносить звуки и переводить их в виде букв на письмо.

Коррекцией нарушений письма должны заниматься профессионалы: логопеды и психологи.

В настоящее время при приеме в 1-ый класс не проводится тестирование, но в специальных школах с углубленным изучением иностранных языков нарушение произношения (НЕСКОЛЬКИХ звуков) может препятствовать поступлению в школу. Нарушение же фонематического восприятия создает проблемы не только при обучении иностранному языку, но и русскому. Если ваш малыш поздно заговорил (фразовая речь появилась после 3 лет), обязательно обращайтесь за помощью к логопеду. Процесс формирования связной речи достаточно длительный и требует усилий со стороны педагога и ребенка, а так же помощи родителей. Чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с логопедом, тем лучше будут результаты.

К сожалению, сейчас не в каждой школе есть учитель-логопед, но в каждой школе есть дети, которым нужна его помощь. В начальной школе логопеды занимаются с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения (дислалию), письма (дисграфию), чтения (дислексию). Например, дисграфия в настоящее время стала очень распространенным явлением. В школе это нарушение проявляется в специфических (дисграфических) ошибках на письме:

– пропуск букв, слогов, слов;
– замена букв: ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ш-щ (хичный – хищный,  процитал – прочитал, шука – щука др.);
– несогласованность существительного и прилагательного (красная платье – красное платье);
– аграмматизмы (пропуски членов предложения, неправильное употребление падежных окончаний и др.);
– перестановка букв и слогов в словах.

Многие родители и учителя начальной школы, столкнувшись с дисграфическими (специфическими) ошибками детей, считают их «глупыми», допущенными из-за невнимательности, нежелания успешно работать. Педагоги предлагают таким учащимся дополнительные письменные работы. Но, как правило, такие задания малоэффективны. Надо всего лишь обратиться к логопеду. Только он может определить причину таких нарушений письма и подобрать необходимые упражнения.

Вот некоторые примеры коррекционно-развивающих упражнений, которые учащиеся начальной школы выполняют с особым интересом и желанием:
– найти в словах одинаковый слог: самолёт, молоко, мороженное;
– составить слово из слогов расположенных не по порядку: воз, ро, па;
– придумать слово, которое начинается или заканчивается на определенный звук.

Систематические занятия должны продолжаться до тех пор, пока в работах не исчезнут «глупые» ошибки.

Выводы

1. Занятия, проводимые логопедами, способствуют:
– развитию всех компонентов речи;
– развитию познавательных процессов;
– формированию творческих способностей;
– регуляции мелкой моторики;
– повышению успеваемости и желанию учиться.

2. Нарушение произношения может быть заложено генетически: родители в детстве не выговаривали отдельные звуки.

3. Причиной неправильного произношения могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, неправильный прикус.

4. Помните, что к полутора годам ребенок должен говорить простыми фразами.

5. Избавляться от дефектов произношения нужно обязательно.

6. Исправление дефектов произношения осуществляется только в индивидуальной форме.

7. Обязательным условием получения положительного результата в коррекции произношения – выполнение домашних заданий.

8. За 2-3 занятия решить логопедические проблемы невозможно, это длительный процесс.

9. При выявлении «глупых» ошибок в письменных работах ученикам начальной школы необходимо обратиться к логопеду. Нарушение письма ведет к неграмотности.

10. Прежде, чем обучать дошкольника иностранному языку, надо справиться со звуками родного языка. Только после этого стоит браться за освоение «чужой» речи.

Тест на дисграфию



Предварительный просмотр:

Как узнать есть ли у ребенка дисграфия?

Родителей должно насторожить, если ребёнок:

  1. меняет буквы на похожие;
  2. пишет слитно или раздельно те слова, которые этого не требуют;
  3. пропускает и переставляет буквы в словах;
  4. неправильно изменяет слово и не может образовать новое, например, «солнцевый» вместо «солнечный»;
  5. отзеркаливает буквы;
  6. пишет неразборчиво.

          При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

     Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

   1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

   2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

   3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

   4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

   5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

   6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

   7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...