Урок качества Тема: "Качество в нашей жизни"
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Кострова Татьяна Сергеевна

На уроке разбираются понятия качесвенный - некачественный товар, понятие "Брак" (бракованный товар. проводятся опыты с продуктами на соответствие качесва продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока качества

Тема: Качество в нашей жизни

Задачи:

Образовательная: создать условия для овладения учащимися системой знаний и компетенций в вопросах улучшения качества своей жизни, жизни близких и общества в целом.

Воспитательная: сформировать у учащихся гуманное отношение к людям, активную социальную позицию по отношению к потребляемым товарам и услугам, эмоциональный интеллект, бережное отношение к природному, культурному наследию и традициям, любовь к Родине.

Развивающая: в процессе обучения развивать у учащихся познавательный интерес, коммуникативные и креативные компетенции, критическое мышление, компетенции командного и группового взаимодействия.

Информационное и техническое обеспечение:

Видеоматериал с сайта https://kachestvo.pro/academy/lessons/ (урок 2), презентация Компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки.

Продукты или упаковки от продуктов со знаком качества и без него,  молоко  любой жирности, 2 прозрачных стакана, пипетка, перчатки, чайная ложка, тарелка йод, крахмал, картофельные чипсы, бумажные салфетки, пинцет, влажные салфетки.

Это второй урок качества по счету.

Ход урока:

1. Вступительная часть.

Недавно ребята, вы присутствовали на уроке, который назывался «Урок качества». Вас познакомили вас с понятием «качества» и другими понятиями, имеющими отношение к этому слову. Давайте вспомним, что такое качество.

Качество – это несколько хороших или плохих  свойств товара или услуги.

А что такое товар? (это вещь, предмет, которую можно приобрести за деньги или обменять на другую вещь).

На прошлом уроке качества вы много говорили о товарах.

Скажите, как называют полезный, безопасный товар, который во всем подходит для человека? (качественный товар).

А как называют опасный или неполезный товар, который не подходит к требованиям человека? (некачественный товар). Приведите примеры некачественного товара (колготки, которые порвались сразу после первого надевания, ластик, который плохо стирает карандаш, ручка, которая не пишет или пишет плохо, точилка, которая не точит карандаш, а его ломает и т.д.).

А вы в своей жизни встречались с некачественными товарами? Как по  другому можно назвать некачественный товар? (бракованный товар).

«Брак» -  товар (продукты, изделия, детали), которые не соответствует определенным качествам.

Как называется в нашей стране организация, которая следит за качеством товара? (российское качество) – роскачество.

 Как называется знак, которым роскачество награждает самые лучшие товары? (российский знак качества)

1) госзнак

2)российский знак качества

Выбери символ, обозначающий знак качества.

Проверка домашнего задания.

Домашнее задание у вас было: найти и купить вместе с родителями в магазине какой – либо товар со знаком российского качества и принести этот товар или упаковку от него сегодня в школу.

Те, кто выполнили это задание, выйдите  и поставьте свой товар на этот столик. Учитель выкладывает приобретённые товары со знаком качества туда же. Ребята, встаньте вокруг этого столика. Рома, назови, какие товары здесь лежат? (ребенок перечисляет). Как одним словом можно назвать эти товары? (продовольственные товары). Шоколадка, бутылка воды «Фруто няня», бутылка воды «Аква минерале», кетчуп «Слобода», масло подсолнечное «Слобода», масло подсолнечное «Злата», соль Илецкая, соль другая, молоко «Северная долина», молоко другое, майонез «Сдобри»

Учитель подкладывает еще несколько товаров, не имеющих знака качества. Внимательно рассмотрите эти продовольственные товары. Что вы можете сказать о них? Они чем – нибудь отличаются от ваших товаров? (тем, что у одних есть знак качества, а у других его нет). Вот две упаковки с солью: почему на одной есть знак качества, а на другой его нет?

Каким товарам присваивается российский знак качества? (самым лучшим,  полезным, тем, которые делают нашу жизнь безопасной).

Садитесь ребята на свои места.

Ребята, когда вы следующий раз пойдете с родителями в магазин, какие товары вы им посоветуете купить? (полезные, самые лучшие, со знаком качества).

2. Основная часть:

Просмотр видеоролика (1 ЧАСТЬ)

Для чего ведущий нагревал в воде колбасу? (чтобы узнать, есть в ней красители или нет).

Что этим опытом выяснил ведущий об этой колбасе? (что  в ней есть красители,  то есть химические вещества, которые придают колбасе красивый розовый цвет).

Что делали купцы в царской России с сахаром, чтобы он казался белоснежным?

При помощи чего скрывали разбавленное молоко? (сыпали известь – известку)

Просмотр видеоролика (часть 2 – история)

Как проверяли жирность молока в средневековье?

Как наказывали продавца обманщика некачественного молока? (выливали ему молоко на голову и привязывали на весь день к позорному столбу).

Можно ли такого продавца назвать добросовестным?

Практическая часть. Опыт с молоком.

Итак, со времен средневековья прошло несколько сотен лет, наука и технологии шагнули далеко вперед. Появилось много новых изобретений, много новых интересных и полезных товаров. Однако недобросовестные продавцы никуда не делись. По - прежнему многие производители товаров пытаются обмануть покупателей, делая некачественную и иногда даже очень опасную для здоровья продукцию.

Например, продавцы - изготовители молочной продукции очень любят хитрить.

Вспомните, какой продукт  на прошлом уроке качества вы проверяли на соответствие качества? (творог).

Сегодня мы будем проверять молоко, но уже не методами средневековья, а более современным способом.

Учитель демонстрирует  слайд, на которой изображено молоко с разной процентной жирностью и показывает реальную бутылку молока с жирностью   3,2%.

Чтобы молоко казалось более густым, а значит как – будто более жирным, продавец – изготовитель может в него на заводе добавлять крахмал или муку. Такое молоко считается фальсифицированным, то есть  низкокачественным.

Сейчас мы возьмем вот этот пакет (бутылку) молока и проверим его на содержание в нем крахмала. При наличии крахмала молоко окрасится в синий цвет,

ОПЫТ 1

Для этого нам понадобится пипетка, перчатки, чайная ложка, тарелка и йод. Учитель наливает  в прозрачный стакан половину молока, затем капает в него 4-6 капель йода. Размешивает молоко чайной ложкой. Ждем 1-2 минуты. При наличии крахмала молоко окрасится в синий цвет, Цвет не изменился, не стал синим.

Что это значит? Это значит, что в этом молоке нет крахмала, то есть изготовитель не пытался сделать молоко более густым.

А теперь проведем обратный опыт. Я вам докажу, что если в молоко добавить крахмал и после этого в него капнуть йод, то молоко приобретен синюю окраску.

ОПЫТ 2

Для этого опыта нам понадобятся: молоко, прозрачный стакан, крахмал, йод и чайная ложка, тарелочка.

1) наливаем в стакан из бутылки половину молока.

2) добавляем ½ чайной ложки крахмала.

3) тщательно размешиваем его в стакане с молоком.

4) капаем в него 6 капель йода (целую пипетку).

5) размешиваем и ждем 1 минуту. Молоко приобретает сиреневато – голубоватую окраску.

Почему молоко окрасилось в голубоватый цвет? (потому что  в нем есть крахмал).

Какое молоко более качественное и полезное: с крахмалом или без него? (без крахмала).

А теперь проведем небольшой опыт с любимым всеми вами продуктом – картофельными чипсами.

Скажите, чипсы полезный или вредный продукт? А бывают полезные картофельные чипсы?

Для приготовления картофельных чипсов используют вредный крахмал, рисовую крошку или кукурузную муку. На обжарку идет масло низкого качества, Ни один ингредиент не несет ни грамма пользы человеческому организму. Добавками к ним идут большое количество соли, глютамата натрия, консервантов. К тому же из – за того, что чипсы приготавливают с помощью большого количества масла (а масло – это жир), этот продукт является очень калорийным.

Вы знаете, что если дотронуться жирными руками до одежды или какого – то предмета, на  нем останется жирное пятно? Был  у вас такой опыт?

Сейчас с помощью элементарного опыта вы сами убедитесь насколько много лишнего жира в картофельных чипсах.

ОПЫТ 3

Оборудование:

чипсы и салфетки бумажные (по одной штуке на 1 ребенка),   пинцет, влажные салфетки, тарелка, контейнер для остатков чипсов.

Описание опыта. Учитель раздает каждому по 1 бум. салфетке. Дети раскрывают салфетку целиком.

Учитель каждому достает с тарелки и кладет в центр салфетки по 1шт чипсов.

Задание: двумя указательными пальцами раздавить чипс на салфетке. Остатки чипсов аккуратно ссыпать в контейнер.

Учитель просит детей поднять  двумя руками расправленную салфетку и на свет посмотреть на нее.

Что вы замечаете на своей салфетке? (жирные пятна).

Что это такое? (жир).

От чего на салфетке этот жир? (от чипса).

Учитель раздает детям по 1 влажной салфетке

Представляете, сколько вредного жира содержится только в 1 чипсе? А вы за 1 раз сьедаете  более 30 чипсов!!!!!

Какой вред вы наносите своему организму!!!!

А теперь прибавим к этому жиру большое количество соли, усилителей вкуса и консервантов!

У вас еще не отпало желание лакомиться чипсами?

Ребята, этим летом кот Вопроскин ездил отдыхать в город Сочи на море. Он прислал мне письмо, в котором рассказывает, как он провёл время на море.

Вам бы хотелось узнать, как Вопроскин отдохнул? Также я предлагаю вам побыть в роли эксперта и оценить качество его отдыха.

Я приехал в Сочи и заселился в большой красивый номер в отеле. Всюду на полу валялся мусор. В ванной пахло плесенью. Мебель была покрыта пылью.

Качественно ли был убран номер к приезду Вопроскина? Обоснуйте свой ответ.

Я отправился в магазин,  купил надувной круг  и плавки для купания. Плавая в море, я со страхом заметил, что мой круг начал сдуваться. А когда выходил из воды, оказалось, что мои плавки полиняли. Лапы окрасились в голубой цвет.

Качественные ли товары приобрёл Вопроскин? Почему его плавки полиняли? (краска плавок оказалась нестойкой).

На следующий день я отправился в аквапарк. С удовольствием катался на всех горках аквапарка, плавал в бассейнах, парился в банях. Мне очень понравилось!

Качественный ли отдых получился у кота в аквапарке?

Через неделю я решил поехать на экскурсию на большом туристическом автобусе. Экскурсовод обещал отвезти нас на пасеку к пчёлам, чтобы мы посмотрели, как пчёлы делают мёд,  прокатиться по канатной дороге в горах и увидеть красивые горные водопады. Мы долго ждали, когда же за нами приедет автобус, чтобы отвезти нас на экскурсию. Автобус  очень задержался. Из – за этого нам не успели показать пасеку, так как уже темнело и пчёлы ложились спать в свои улья. Когда нас привезли в горы на канатную дорогу, оказалось, что её закрыли на ремонт. Нам удалось насладиться лишь видами красивого  горного водопада!

Насколько качественная оказалась экскурсия кота Вопроскина?

Как вы считаете, насколько удался отдых кота Вопроскина в Сочи?  В целом, отдых оказался некачественным.

3. Заключительная часть/Рефлексия

  1. Качество нашей жизни зависит от безопасности и качества товаров и услуг, которые мы приобретаем?
  2. Можем ли мы проверить самостоятельно каждый продукт? 
  3. Кто нам в этом помогает?

Ребята, Можем ли мы все продукты или товары тестировать таким образом? Давайте вернемся к опытам с продовольственными товарами. Можно ли провести опыты со всеми товарами и определить их качество?

Можем ли мы проверить самостоятельно каждый продукт?

Какая организация помогает нам определять самые качественные товары?

Какие товары вы можете смело покупать, не опасаясь за его качество? (товары со знаком качества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Качество Кубани"

Цель данного классного часа:  познакомить детей с понятиями «качество», «потребитель»,  формировать умение  разбираться в качестве продуктов и умение определять срок  год...

Учебно - методический комплект по классному часу на тему: "Качества ученика" 2 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация классного часа на тему: "Качества ученика". 2 класс....

Конспект урока "Слова и звуки в нашей жизни", 1 класс, Школа России, Горецкий + презентация

Работу выполнила  учитель  начальных классов: Коршунова В.В.    Ход урока:1. Организационный момент    Уч-ль: Начался урок. Проверьте, на столах должен бы...

Доклад ШМО на тему: "Качество и результаты образования: система оценки в начальной школе"

Данный материал содержит информацию о системе оценки в начальной школе в соответствии с ФГОС....

Конспект урока "Добро и зло в нашей жизни. В чем свобода человека?"

Цель занятия: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях в нашей жизни; формулирование «правил доброты»...