Специфические расстройства развития школьных навыков(СРРШН) Рекомендации родителям.
материал (1 класс)

Шинкаренко Екатерина Александровна

Cпецифические расстройства развития школьных навыков (СРРШН)

 

Рекомендации родителям

 

В последние годы мы всё чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в начальной школе. Основной проблемой является то, что наши дети остаются один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу и учителей.

 

Основные причины школьной неуспеваемости:

 

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

1.Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

2.Те, кто и не могут, и не хотят;

3.Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребёнку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.

 

Почему учиться трудно?

Как правило, существуют первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются данные причины лечением и/или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребёнка:  задержка психического развития, недостаточное интеллектуальное развитие. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, часто отвлекается от задания. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Специфические расстройства.

Среди расстройств группы СРРШН выделяют:

1. Дислексия - специфическое нарушение навыков чтения.

Основной признак этого расстройства - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма.

При чтении наблюдаются:

- медленный темп чтения;

- пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слова;

-попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте и неточности в выражениях;

- перестановка слов в предложении или букв в словах.

Может быть также недостаточность в понимании читаемого, выражающаяся в

- неспособности вспомнить факты из прочитанного;

- неспособности сделать заключение или выводы из прочитанного;

- использовании для ответов на вопросы о прочитанной истории скорее общих знаний, чем информации из конкретного рассказа.

2. Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма.

При этом расстройстве нарушается способность как устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов.

Очень часто сочетается с нарушениями навыков чтения или следует за ними, т. е. навыки чтения постепенно становятся удовлетворительными или даже хорошими, а в тетрадках по- прежнему «полный бардак».

3. Акалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков.

Здесь дефект касается основных вычислительных навыков: сложения, вычитания, умножения и деления или решения задач. Трудности могут включать недостаточное понимание понятий, лежащих в основе арифметических операций, непонимание математических терминов или знаков, не распознавание числовых знаков, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел, в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений, плохую пространственную организацию арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.

Все эти нарушения могут привести к трудностям в обучении - смешанное расстройство школьных навыков. Здесь отмечается сочетание двух или трех вышеописанных расстройств, часто совмещающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью. При этом часто наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, выраженные в большей или меньшей степени.

 

Как помочь своему ребенку

1.Для начала необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. В интересах ребенка лучше посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы «трехсторонняя» встреча - учитель, родители,  психолог.

2. Не забывайте о режимных моментах, так как  такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим дня им совсем не просто. Попробуйте вместе с ребёнком составить режим и соблюдать его. Вначале совместно, далее допускайте самостоятельности в отдельных моментах.

3.Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и не показывайте своего огорчения и недовольства. Помните: Ваша главная задача — помочь своему ребенку.

Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком (Без Вашей помощи ему не справиться со своими проблемами).

4.Поддерживайте его уверенность в своих силах, постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи.

5.Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет Вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

6.Не обсуждайте проблемы ребёнка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребёнка в присутствии посторонних.

7. Всегда интересуйтесь выполнением домашних заданий. При выполнении домашних заданий наберитесь терпения.

8.Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

9.При неудачах окажите поддержку, а любой, даже самый маленький успех отметьте. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр, незначительный сувенир.

10.Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у Вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов ( психолога, логопеда, дефектолога, детского невролога, психиатра).

Желаем удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportal_srrshn.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Cпецифические расстройства развития школьных навыков (СРРШН)

Рекомендации родителям

В последние годы мы всё чаще и откровеннее говорим о трудностях обучения в начальной школе. Основной проблемой является то, что наши дети остаются один на один со своими школьными трудностями, а родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу и учителей.

Основные причины школьной неуспеваемости:

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

1.Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;

2.Те, кто и не могут, и не хотят;

3.Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребёнку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.

Почему учиться трудно?

Как правило, существуют первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются данные причины лечением и/или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребёнка:  задержка психического развития, недостаточное интеллектуальное развитие. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, часто отвлекается от задания. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Специфические расстройства.

Среди расстройств группы СРРШН выделяют:

1. Дислексия - специфическое нарушение навыков чтения.

Основной признак этого расстройства - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма.

При чтении наблюдаются:

- медленный темп чтения;

- пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слова;

-попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте и неточности в выражениях;

- перестановка слов в предложении или букв в словах.

Может быть также недостаточность в понимании читаемого, выражающаяся в

- неспособности вспомнить факты из прочитанного;

- неспособности сделать заключение или выводы из прочитанного;

- использовании для ответов на вопросы о прочитанной истории скорее общих знаний, чем информации из конкретного рассказа.

2. Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма.

При этом расстройстве нарушается способность как устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов.

Очень часто сочетается с нарушениями навыков чтения или следует за ними, т. е. навыки чтения постепенно становятся удовлетворительными или даже хорошими, а в тетрадках по- прежнему «полный бардак».

3. Акалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков.

Здесь дефект касается основных вычислительных навыков: сложения, вычитания, умножения и деления или решения задач. Трудности могут включать недостаточное понимание понятий, лежащих в основе арифметических операций, непонимание математических терминов или знаков, не распознавание числовых знаков, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел, в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений, плохую пространственную организацию арифметических вычислений, неспособность удовлетворительно выучить таблицу умножения.

Все эти нарушения могут привести к трудностям в обучении - смешанное расстройство школьных навыков. Здесь отмечается сочетание двух или трех вышеописанных расстройств, часто совмещающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью. При этом часто наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, выраженные в большей или меньшей степени.

Как помочь своему ребенку

1.Для начала необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. В интересах ребенка лучше посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы «трехсторонняя» встреча - учитель, родители,  психолог.

2. Не забывайте о режимных моментах, так как  такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим дня им совсем не просто. Попробуйте вместе с ребёнком составить режим и соблюдать его. Вначале совместно, далее допускайте самостоятельности в отдельных моментах.

3.Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и не показывайте своего огорчения и недовольства. Помните: Ваша главная задача — помочь своему ребенку.

Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком (Без Вашей помощи ему не справиться со своими проблемами).

4.Поддерживайте его уверенность в своих силах, постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи.

5.Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет Вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

6.Не обсуждайте проблемы ребёнка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребёнка в присутствии посторонних.

7. Всегда интересуйтесь выполнением домашних заданий. При выполнении домашних заданий наберитесь терпения.

8.Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

9.При неудачах окажите поддержку, а любой, даже самый маленький успех отметьте. Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр, незначительный сувенир.

10.Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у Вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов ( психолога, логопеда, дефектолога, детского невролога, психиатра).

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников

Возрастно-специфические причины школьной тревожности (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь, 2008)....

Рекомендации родителям по питанию детей школьного возраста буклет

Самым главным для каждой женщины с появлением ребенка у нее становится малыш. И ему - самому родному на земле хочется дать самое лучшее. Ребенок, которому родители с детства привили культуру правильно...

Упражнения по развитию внимания учащихся дома (рекомендации родителям)

упражнения, направленные на развитие внимания в домашних условиях. Данные упражнения родители могут выполнять с ребенком самостоятельно....

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста«Воображение важнее знания,ибо знание ограничено.Воображение же охватываетвсё на...